Опубликовано: 15.04.2023 г.
Автор: Лазарева Ирина Николаевна, воспитатель
МБДОУ «Д\с № 14 «Сказка»
Челябинская область, г. Верхний Уфалей
Социальное партнерство в самом широком смысле следует понимать, как такую совместную коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Социальное партнерство следует рассматривать, прежде всего, как способ направления профориентации общества.
Ранняя профориентация старших дошкольников оказывается наиболее результативной, если осуществляется при активной поддержке семей наших воспитанников.
Согласно статье 18 «Закона о образовании», первоисточником знаний для ребёнка являются его родители, на которых возложена важная миссия по закладке основ физического, нравственного и интеллектуального развития дошкольника.
Бесспорно, семья – это основа для формирования детского мировоззрения. Именно в ней у ребёнка закладываются первые впечатления о работе, вырабатывается положительное или негативное отношение к труду в целом. Так или иначе, дети осведомлены о том, чем занимаются близкие им люди и видят мир профессий глазами взрослых – со всеми его плюсами и минусами.
При этом любой из родителей, имеющий опыт работы в определенной сфере может подробно ознакомить ребёнка с особенностями своей профессии. И показать результат своего труда. А заодно упомянуть о том, какими качествами должен обладать представитель определенной сферы деятельности.
«Погружение» в трудовой мир вместе с взрослым, которому ребёнок безгранично доверяет, оставляет большой след в памяти у ребёнка и может повлиять на выбор его будущей профессии. А если взрослый сможет подкрепить свой рассказ познавательной экскурсией на свою работу, то «урок» подарит ребенку яркие впечатления на всю жизнь.
Работа педагога в этом направлении вовсе не предлагает перекладывания образовательно – воспитательной функции только на родителей воспитанников. Педагог в данном случае не только информационно дополняет багаж «семейной» профориентации, повышает их педагогическую грамотность.
Работая в данном направлении уже несколько лет, отмечаю, что наиболее эффективными формами взаимодействия с родителями являются:
- Оформление информационных уголков, где содержатся четкие рекомендации по данной теме.
- Проведение дня «Встреча с интересным человеком» (когда в группу приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий).
Такая форма работы помогают решать целый ряд важных задач:
- делать родителей равноправными участниками образовательного процесса;
- формировать у детей понятие “трудовая деятельность”;
- показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
- демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;
- дают возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- способствуют усвоению детьми нравственных и этикетных норм;
- вызывает у ребёнка чувство гордости за собственного родителя.
- Экскурсии: Совместно с родителями организовали и провели познавательные экскурсии на рабочие места родителей. Итогом наших встреч и экскурсии при активном участии семей воспитанников были оформлены альбомы «Все профессии нужны», «Узнай профессию»
- Использование ИКТ дает возможность получать интересную информацию, быстро ее обрабатывать, осуществлять быструю смену дидактического материала, тем самым повышая познавательную активность детей, повышает качество обучения и воспитания, формирует информационную компетентность детей. Новой формой работы в данном направлении является: Технология «Виртуальное гостевание» помогает педагогам познакомить детей с профессиями, когда невозможны традиционные экскурсии и личные встречи в группе. Для этого предлагают родителям записать видеоролики и рассказать о своей работе. Дети будут смотреть в группе ролики, а также проводят видеоэкскурсию. Виртуальное гостевание — это новая прогрессивная форма организации детской деятельности, которая позволяет значительно расширить сферу общения и включить ребенка в жизнь.
В заключении хочется напомнить, что для детей очень важно, что рядом с ними находится взрослый, который всегда поможет, подскажет. Это придает ребёнку уверенность в своих силах. А если в деле ранней профориентации дошкольников взрослые – педагоги и родители идут в правильном направлении и действуют сообща, результат определенно будет положительным.