Опубликовано: 22.04.2023 г.
Автор: Филиппова Светлана Александровна
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад 111» г. Пермь
Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми.
Деловая игра — простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия решений, даёт возможность примерить на себя чужую роль.
Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.
Основная цель просветительской деятельности: повышение уровня общей культуры и социальной активности населения, повышение уровня педагогической компетентности родителей. Деловая игра – коллективная деятельность, направленная на обучение, воспитание и развитие родителей с использованием моделей, имитаций, ролей. Деловые игры позволяют полно воспроизводить деятельность родителей, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.
Традиционные формы деловой игры - это выступления на родительских собраниях, консультации, беседы и др. К нетрадиционным формам деловой игры относятся – встречи родителей за круглым столом (где участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого); семинары – практикумы; деловые игры; журналы для родителей; тестирование; выставки; сочинения родителей и другое.
Периодичность проведения деловых игр с родителями: 1 – 2 раза в год.
Место проведения деловых игр: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы.
Формы проведения:
Родительское собрание в форме ток-шоу
Чтобы провести ток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующих специалистов. На таком собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна быть предоставлена возможность получения индивидуальной консультации.
Мастер-класс
Многие семьи будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения. Родительское собрание может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма собрания побуждает родителей к анализу собственных достижений и неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.
Круглый стол
Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию детского сада. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.
Собрание - деловая игра
Деловая, игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «воспитатели», «родители», «эксперты», «администрация ДОУ». Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.
Семейная гостиная
Альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.
Собрания в игровой форме можно проводить совместно с детьми, на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные воспитанниками спектакли, постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.
Литература:
- Арнаутова Е.П.Педагог и семья. М., 2002.
- Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.
- Саляхова Л.И.Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. — М., 2007.
- Степанова Е.Н.Калейдоскоп родительских собраний. — М., 2002.
- Стрижев А.Н.Школа православного воспитания. – М., 1999.
- Сурова Л.В.Методика православной педагогики. Часть 1. – Клин., 2002.
- Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л.Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие. – М., 2004.
- Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. - 512 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юцтискис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - с. 6-7, 20-21.