Опубликовано: 02.05.2023 г.
Автор: Медведева Алёна Владимировна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №14 г.Челябинска»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования акцентируют внимание на поддержку семьи, материнства и детства, в том числе и на поддержку и развитие сети детских дошкольных учреждений, расширение спектра образовательных услуг, включение в педагогический процесс новых форм дошкольного образования.
Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе также стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования.
Для решения этих задач в МБДОУ «Детский сад №14 г.Челябинска» внедряется оптимизационная модель дополнительного образования.
Цель данной модели: создание и внедрение системы кружковой работы ДОУ направленной на развитие способностей и творческого потенциала детей в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, с учётом запросов всех участников образовательного процесса.
В рамках сформулированной цели выделены задачи, определяющие содержание деятельности педагогического коллектива ДОУ:
- Создание нормативно-правовых и финансовых условий развития системы дополнительных образовательных услуг в ДОУ.
- Создание организационных и информационных условий развития дополнительного образования в ДОУ.
- Разработка программного и учебно-методического обеспечения дополнительного образования в ДОУ.
Мероприятия по реализации задач:
Задача 1. Оптимизация всех внутренних ресурсов образовательного учреждения: воспитателям группы предложено выявить потребности родителей, детей в дополнительных образовательных услугах. Проанализировать результативность работы по усвоению детьми ООП ДОУ, выявить образовательные области, которые больше всего нуждаются в дополнительных ресурсах. На основе вышеперечисленного разработать программу кружка, учитывающего интересы всех участников образовательного процесса, в том числе и самого педагога. Продуктом кружковой деятельности является выход на городские и районные конкурсы. В перспективе «групповой» кружок перерастает в «детсадовский», но на платной основе для родителей.
Задача 2. Создание нормативно-правовых и финансовых условий развития системы дополнительных образовательных услуг в ДОУ:
Разработка локальных актов, регламентирующих порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ, взаимоотношения с заказчиком дополнительных образовательных услуг.
Задача 3. Создание организационных и информационных условий развития дополнительного образования в ДОУ:
Организация предоставления дополнительных платных образовательных услуг для разных категорий потребителей услуг.
Расширение спектра дополнительных услуг, предоставляемых ДОУ семьям воспитанников.
Осуществление мониторинга качества образовательных услуг через систему внутреннего контроля. Мониторинг образовательных потребностей семей дошкольников в дополнительных образовательных услугах для детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение.
Изучение спроса родителей (законных представителей) на предоставляемые дополнительные образовательные услуги.
Увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 7 лет программами дополнительного образования до 75 процентов.
Задача 3. Разработка программного и учебно-методического обеспечения дополнительного образования в ДОУ:
Разработка дополнительных общеразвивающих программ (на каждую образовательную услугу) и учебно-методического обеспечения ее реализации.
Составление дидактических комплексов, используемых при реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Разработка регламентов оказания дополнительных образовательных услуг в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами, требованиями и особенностями основной образовательной программы.
Обеспечение квалифицированного медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка при реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Осуществление образовательного взаимодействия с семьями детей, получающих дополнительные образовательные услуги.
Задача 4. Оптимизация кадровых и материально-технических условий для эффективного развития дополнительного образования в ДОУ:
Развитие творческого и профессионального потенциала педагогов, осуществляющих дополнительные образовательные услуги.
Основные правила и принципы организации кружковой деятельности:
-кружки организуются и проводятся специалистами и воспитателями,
-кружки создаются для детей с 3 до 8 лет, не дублируя ООП дошкольного учреждения, а усиливают и обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ,
-кружковая работа проводится в ДОО 1-2 раза в неделю, в процессе совместной деятельности, во второй половине дня.
Работа по дополнительному образованию проводится за рамками основной образовательной программы на бесплатной основе для воспитанников дошкольного возраста в форме кружковой, студийной работы. Работа по дополнительному образованию осуществляется на основании рабочих программ, плана работы на учебный год.
Предоставление дополнительных образовательных услуг (бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей). Реализация дополнительного образования недопустима за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Периодичность и продолжительность определена действующим СанПиН.
Координирующую роль при этом выполняет старший воспитатель, который решает следующие задачи:
-комплектование групп детьми, которые будут пользоваться дополнительными образовательными услугами;
- составление расписания занятий с учетом требований санитарных норм и правил;
- утверждение программ по видам предоставляемых услуг и перечня обязательной документации педагога дополнительного образования.
- анкетирование родителей в середине и конце каждого учебного года на предмет удовлетворенности предоставляемыми дополнительными образовательными услугами.
Ожидаемые результаты реализации модели дополнительного образования:
- (рост) количества дополнительных образовательных услуг, оказываемых воспитанникам ДОУ;
- удовлетворенность участников образовательных отношений качеством дополнительных образовательных услуг;
- увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 7 лет программами дополнительного образования (снизить нагрузку на семейные бюджеты без потери качества услуг дополнительного образования)
-увеличение средней заработной платы педагогов.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Реализация дополнительных образовательных услуг позволяет поднять на более высокий уровень планирование, организацию образовательного процесса, совершенствовать организационную структуру дошкольной организации, обеспечивает профессиональный и творческий рост педагогов, влияет на качество педагогического процесса, повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения, что создает благоприятные условия для инновационного развития детского сада.
Теоретическое исследование проблемы позволило рассмотреть дополнительные образовательные услуги в контексте категорий: дополнительное образование, его цели, задачи, функции, виды.
В рамках нашего исследования мы придерживались мнения о том, что дополнительное образование - это специальная образовательная деятельность, направленная на удовлетворение индивидуальных запросов детей, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализацию в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и т.п.