Опубликовано: 24.06.2023 г.
Автор: Полупанова Дарья Александровна
Преподаватель теоретических дисциплин
МБУ ДО «Детская школа искусств с. Федосеевка»
г. Старый Оскол, Белгородская область
В новых социально-экономических условиях нашего общества очень сложно найти своё место, особенно это касается людей с ограниченными возможностями. В настоящее время наше государство стремиться к тому, чтобы люди, особенно дети с ОВЗ не испытывали своей неполноценности.
Современная система дополнительного образования стремительно развивается, пересматриваются и изменяются основы, на которых оно было построено. Преподаватели самостоятельно разрабатывают программы учитывая запросы детей и социально-экономические особенности общества.
Образование, которое получают дети с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное участие в жизни общества, является одним из самых важных условий в успешной социализации.
Дети с ограниченными возможностями чаще всего изолированы от общества, они живут в своём замкнутом мире. Но среди этих детей множество творчески одарённых, которые нуждаются в художественном образовании. Они с радостью рисуют, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Дети с ОВЗ воспринимают мир ярче, эмоциональней, по сравнению с их здоровыми сверстниками. Занятия творчеством помогает таким детям в адаптации и реабилитации.
Существует множество специализированных центров, где с учащимися с ОВЗ занимаются опытные педагоги и психологи.
В своей статье мы хотим охватить проблемы и принципы музыкально-художественного воспитания детей.
В настоящее время в школах дополнительного образования охотно принимают и занимаются с детьми с ОВЗ.
В школах музыкально-художественного профиля имеется широкий выбор предметов, что позволяет в зависимости от тяжести заболевания ребенка, выбрать нужное направление для занятий и проявить свои возможности.
Дети с ОВЗ, ограниченные в движении, могут заниматься рисованием, лепкой, а также обучаться игре на музыкальных инструментах, это поможет не только эмоциональному развитию, но и общению со своими сверстниками.
Широк выбор музыкальных инструментов, предоставленных учащимся.
У детей с проблемами зрения обостряется слух и тактильное ощущение. Опытные педагоги пользуются этим при обучении на струнных или клавишных инструментах. Ребенок, который ограничен в движении, способен заниматься вокалом. Для того чтобы научиться правильно и глубоко дышать, дети обучаются на духовых инструментах.
Многим детям с ОВЗ доступна также и игра на народных инструментах. Играя в народном оркестре, у ребенка воспитывается чувство коллективизма, появляется чувство ответственности. Пропадает чувство одиночества, которое очень часто сопутствует детям, которые не могут принимать участие в массовых развлечениях для детей. А для того чтобы дети с ОВЗ изучали ноты, существует пособие Л. Брайлема.
Преподаватель не должен ставить перед ребенком с ОВЗ непосильных задач. Музыкальный материал для детей с ограниченными возможностями здоровья отличается: простотой и выразительностью, небольшим объёмом, доступностью восприятия и исполнения, коррекционно-развивающей направленностью.
При занятиях художественным и музыкальным искусством ребенок осознаёт свою значимость, чувствует свои возможности и способности.
Не одно занятие не проходит без беседы с педагогом, ведь именно это поможет совместно создать музыкально-художественные образы. Общение на уроке помогает учащемуся выражать свои мысли, фантазировать.
При занятиях с детьми с ОВЗ педагог не должен сравнивать этих детей с другими. Необходимо более внимательно и бережно относиться к занятиям с такими детьми. Нельзя забывать о том, что эти дети более утомляемы. Нужно разделить час занятия пополам, это даёт возможность чаще заниматься с учеником и в то же время ребенок не будет уставать.
Очень важно при занятиях с детьми с ОВЗ не показывать, что относишься к нему с жалостью, что не веришь в его возможности. Главная задача любого педагога — это дать надежду на разностороннюю жизнь, поднять ребенка в первую очередь в его глазах.
Но в процессе занятий с детьми с ОВЗ может возникнуть множество проблем практического характера. Главная проблема – доставка ребенка на занятия, не способного ходить. На данный момент эта проблема решается, в общественном транспорте появляются пандусы, что во многом помогает людям с ограниченными возможностями.
Процесс обучения детей с ОВЗ проходит в тесном контакте с родителями, потому что успех таких детей — это колоссальный повседневный труд его родителей.
Занимаясь воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, преподаватель должен быть уверен в своих действиях, уверен в том, что каждое его слово и действие дойдет до обучающегося и будет получен желаемый результат.
В Белгородской области проходят конкурсы и фестивали для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существует немало примеров, когда занятия музыкой помогли людям с ОВЗ найти свое место в жизни, добиться огромных успехов в жизни. Например, российская певица Юлия Самойлова, которая представляла Россию на конкурсе песни «Евровидение-2018». Данил Плужников победитель третьего сезона проекта «Голос. Дети». Многократный участник и лауреат российских и международных музыкальных конкурсов, и премий. Олег Аккуратов не видящий русский пианист, который добился мировой известности.
Педагог при работе с детьми с ОВЗ, должен быть эмпатийным т.е. сопереживательным. Чтобы воспитывать и обучать учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нужно иметь педагогическое, исполнительское и психологическое мастерство, а самое главное большую любовь к детям.