Опубликовано: 09.07.2023 г.
Автор: Костюк Анна Михайловна
Воспитатель
МКДОУ «Детский сад № 4 МО «Ахтубинский район»
г. Ахтубинск
Тип проекта:
Исследовательский, информационно-творческий.
Актуальность проекта:
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представление о марте, как о месяце пробуждения природы. А так же слабое представление о необходимых условиях для роста растений. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Наблюдая за растениями, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинство окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Участники проекта:
Дети, воспитатель, родители.
Цель проекта:
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
1.Развивать умения устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой через исследовательскую деятельность (необходимость тепла, света, влаги для роста растений).
2.Формировать умение детей правильно ухаживать за растениями.
3.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в дневнике наблюдения.
Подготовительный этап
- составление плана совместной работы с детьми, родителями;
- разработка конспектов НОД;
- подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
- подбор художественного материала;
- рекомендации для родителей по изготовлению книжек -малышек;
- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
- беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Огород на подоконнике»
Образовательные области |
Формы работы с детьми |
Познавательное развитие |
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, модели, закрепляющие последовательность посадки растений. Ознакомление с окружающим: «Овощи, огород» «Приметы весны» «Коллекция семян» Конструирование и ручной труд из природного материала: «Лавочка» (из палочек) «Забор» (из палочек) «Пугало» (из соломы) Беседы: «Растение как живое существо», «Наши чудесные помощники -руки», «Весна. Что ты о ней знаешь?» Цикл наблюдений: Были проведены следующие опыты: наблюдения за ростом корневой системы редьки в воде; наблюдения за ростом корневой системы морковки в воде; наблюдения за ростом корневой системы картошки в воде; наблюдения за ростом корневой системы чеснока в воде; Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы весны» Экспериментирование: Опыт на выявление значения влаги, тепла, света для роста растений: луковица помещается в банку без воды. луковица помещается в банку с водой на подоконник. луковица в банке с водой и ставится в темное место. Опыт: срезать ветки разных деревьев, поставить на солнце и в тень. Понаблюдать, где быстрее появятся набухшие почки (на свету или в тени). Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» «Что получится из семян?» «Почему я люблю (не люблю) весну?» |
Речевое развитие |
Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке» «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций о весне, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц. Словесные игры: «Опиши словами овощ!», «Овощ в огороде», «Вспомни – назови», «Один – много», «Растительный и животный мир», «Посчитай», «Подбери действие». Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки о весне Н.Носов «Огурцы», «Огородники» А. Плещеев «Скучная картина» В.Коркина «Что растет на нашей грядке» Е. Благинина «Приходите в огород» Г. Скребицкий «Прощай, зима» А. Барто «Куда весна пропала», «Скворцы прилетели» Л.Толстой «Дуб и орешник» К.Ушинский «Вершки и корешки», «Спор деревьев» А.Саврасова «Грачи прилетели» В. Бианки «Март» |
Социально – коммуникативное развитие |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – собираемся на прогулку в лес», «Кофе». Дидактические игры: «Найди дерево по семенам», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Назови одним словом», «Из чего сделан салат?», «Ласковые слова», «Знатоки весенней природы», «Что изменилось». Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева) Настольно – печатные игры: «Времена года», «Во саду ли –во городе» Трудовая деятельность: Сбор материала необходимого для реализации проекта; подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда; изготовление Лэпбука; изготовление алгоритма по уходу за растением; изготовили дневники наблюдения за ростом растения; участие в субботнике «Чистый город»; Беседа: «Весенние хлопоты человека весною» Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Как вести себя у водоёмов ранней весною?» |
Художественно-эстетическое развитие |
Аппликация: «Овощи в банке» «Весенний узор» Рисование: «Семена» «Вырос лук на подоконнике» (пейзаж) Лепка «Овощи» Самостоятельная художественная деятельность: Аппликация «Ветка рябины» Рисование «Любимый овощ» «Весна идет» «Деревню» Иллюстрирование книжки – малышки «Скатерть -самобранка» Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Весенняя песня» А. Вивальди «Весна» Пение: «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой Музыкальная игра с пением: «Мышка в огороде» слова и музыка Е. Кузнецовой Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку» Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сочини песню о весне» «Сыграй песенку дождя» Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Весна» «Весенний праздник» «Заглянула Весна в огород» (конкурс на выразительное чтение стихотворений о весне) |
Физическое развитие |
Беседы: «Как одеваться весною?» «Если хочешь быть здоровым» Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!» «Я знаю 5 названий!» «Огуречик, огуречик» «Успей встать в обруч» «Репка» «» Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Овощи и фрукты» «Яблоко» «Прятки на грядке»: Пальчиковая гимнастика: «Хозяйка однажды с базара пришла» «Капуста», «Компот», «Овощи», «Пальчики в саду». |
Мероприятия по работе с родителями:
Консультация для родителей «Как сделать весеннею прогулку интересной»;
Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
Рекомендации по изготовлению книжек -малышек «Овощные сказки»;
Организация выставок детских работ.
Продукт проектной деятельности:
семейные поделки из овощей, сбор семян для коллекции, природного материала;
изготовление костюмов для праздника.
Результаты проектной деятельности:
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
Была организована выставка детских работ.