0+



 

Опубликовано: 01.09.2023 г.

Авторы: Манжура Юлия Игоревна, педагог – психолог
Новикова Юлия Павловна, воспитатель
город Таганрог, МАДОУ ЦРР «Улыбка»

 

   Аннотация: в данной статье представлен перечень дидактических игр, которые можно создать дома своими руками. Эти игры предназначены для полноценного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

   Ключевые слова: дети с ОВЗ, дидактическая игра.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особенности физического и умственного развития, которые препятствуют их нормальной жизнедеятельности. Эти ограничения могут касаться физических, психологических или сенсорных нарушений ребенка. Нарушения могут быть врожденными или приобретенными.

  Дети с ОВЗ обладают нестабильной эмоционально – волевой сферой, повышенной тревожностью и раздражительностью. Они очень впечатлительны и, общаясь с таким ребенком нужно быть внимательным, ведь дети реагируют, и порой очень эмоционально, на изменение тона и тембра голоса, громкие звуки. Также их поведение характеризуется чрезмерной обидчивостью, плаксивостью, беспокойством. Может проявляться сильная возбудимость нервной системы и даже агрессивное поведение. Дети крайне утомляемы, не способны к длительному сосредоточению внимания.

  Детям с ОВЗ для полноценного развития важна помощь взрослых. Чтобы помочь ребенку родителям нужно приложить немало усилий. 

 «Учи, играя» - именно такой лозунг хотелось бы взять для данной статьи.

  Игра является основным видом детской деятельности. Именно играя ребенок познает мир, узнает что-то новое и, соответственно, развивает высшие психические функции, такие как внимание, память, внимание, мышление, воображения. Игры в окружении ребенка бывают разные. Очень часто возникает ситуация, когда родители не знают чем занять своего ребенка и порой, даже не знают во что  с ними поиграть. Конечно, очень важно помнить об особенностях своего ребенка, знать его интересы и предпочтения. Прежде всего у ребенка необходимо создать положительный настрой к предлагаемой деятельности, увлечь и повести ребенка за собой. Для этого нам на помощь приходят дидактические игры, которые служат не только для игры, но и для обучения.

Именно в процессе игры дети развивают эмоционально – волевую сферу (учатся быть терпеливыми, следуют установленным правилам, учатся выигрывать и признают свои неудачи), также развивают фантазию, воображение. В простом, понятном и удобном игровом пространстве хорошо развиваются мелкая моторика, зрительная координация, восприятие.

 Игра является не только средством от безделья и скуки, но еще и путеводителем в увлекательный мир знаний. Для того, чтобы ребенок развивался полноценно ему нужны полезные игры. Выбирать их нужно правильно и обдуманно. Игры можно не только покупать, но еще и создавать самостоятельно, чем также можно увлечь собственного ребенка.

Хотелось бы представить вашему вниманию набор дидактических игр, которые можно создавать дома вместе с ребенком дома и тем самым помогать ему в развитии.

  1. «Замочки»

Первый блок игр - это игры, которые развивают мелкую моторику, навыки самообслуживания. К категории этих игр относятся всевозможные замки, шнуровки, пуговицы. Возьмите плотный лист картона, обшитый тканью, и пришейте на него разнообразные замки (молнии, крючки, пуговицы).Покажите ребенку как расстегиваются замки, а потом предложите ребенку расстегнуть все замочки, самостоятельно. Проговорите ,что было легко, а что трудно. Далее предложите ребенку самостоятельно застегнуть эти замочки, тем самым вы будете развивать целенаправленность действий , усидчивость, трудолюбие. При достижении этих результатов можно также развивать восприятие и речь ребенка (застегни самую длинную молнию, застегни самую маленькую пуговицу), либо же предложите ребенку самостоятельно проговаривать свои действия (я застегиваю синюю молнию).

  1. Игры с крышками

Эта категория игр вызывают у детей большой интерес и удерживают его на протяжении всего задания. В эти игры ребенок может играть самостоятельно и развивать свою фантазию, придумывая разнообразные игры. Для игр с крышками очень подходят цветные крышечки из-под Фруто Няни, они удобно ложатся в детскую ладонь.

Дети очень любят игру «рыбалка». Все крышки выбрасываются в таз с водой, дается сочок, либо ложка и предлагается выловить все крышки.

- «Накорми животного» Детям предлагается забросить крышки по одной в бутылку с широким горлышком.

- «Веселые дорожки» из крышек выкладывается дорожка и ребенку предлагается пройти по ней указательным и средним пальцами. Можно также предложить «наступать» только на крышки определенного цвета.

- «Футбол» поставить воображаемые ворота и забивать крышки пальцами рук в ворота.

- игры направленные развитие слухового восприятия: возьми столько крышек, сколько раз я хлопну в ладоши; возьми три красные крышки и две желтые;

Также из этих крышек можно конструировать и придумывать всевозможные башни, фигуры, а дальше  развивать воображение и речь ребенка (попросить рассказать что он построил, кто там живет и пр.)

  1. Игры с крупами.

Крупа – очень хороший и разнообразный материал для работы с детьми. При работе с крупой развивается мелкая моторика, а также происходит стимулирование нервных окончаний, находящихся на ладонях. Игры с крупой в работе с детьми с ОВЗ способствуют развитию и коррекции мелкой моторики, воображения, речевого развития, мышления, памяти, внимания. В домашних условиях можно использовать такие крупы как фасоль, гречка, манка, а также всевозможные емкости, которые есть под рукой. Для начала познакомьте ребенка с крупами, расскажите, что ее нельзя брать в рот, засовывать в нос и т.д. При работе с ребенком не торопите его, дайте ребенку возможность проиграть и почувствовать крупы. Дальше можно предложить такие игры как:

-  «поиск сокровищ» закопайте в крупах какие-то небольшие предметы (пуговицы, игрушки киндер сюрприза) и предложите ребенку отыскать их , можно  с закрытыми глазами.

- «выкладывание по образцу» либо предложите повторить, либо продолжить узор, либо выложить по контуру фасоль или горох.

Следуйте за ребенком, может быть он сам предложит вам интересную игру.

В отдельную группу хотелось бы выделить игры с манной крупой. Она является отличным инструментом для развития детской чувствительности. Работа с манной крупой развивает координацию и дифференциацию движений, укрепляет мышцы рук, а также обогащает тактильный опыт развития ребенка. Что касается эмоционально – волевой сферы, то здесь манная крупа помогает нам избавить ребенка от импульсивности, злости, агрессии, тревожности, снимает мышечное напряжение.

- «следы и отпечатки» попросите ребенка повторить или угадать следы, которые появились на манке.

- выкладывайте разные дорожки из подручным материалов и приглашайте ребенка в «путешествие»

- высыпайте манку по контуру

- пересыпайте песок из ладошки в ладошку, из емкости в емкость

- «ветерок» через трубочку дуйте на манку, создавая разные узоры.

  1. Прищепки

Игры с прищепками тоже очень разнообразны. Здесь важно опираться на те сферы ребенка, которые нужно развить. Эта категория игр способствует развитию мелкой моторики, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.

- игра «веселый счет». Вырезать из картона цифры и предложить ребенку прикрепить к цифре столько прищепок, сколько она показывает. Можно осложнить и прикрепить не только количество прищепок, но еще и прищепки определенного цвета.

- Учим времена года. На прищепки приклеить наклейки признаков разных времен года и показать ребенку картинки времен года. Предложите выбрать признаки , подходящие к тому или иному времени года и прикрепить их.

- «заборчик» на обычный картон прицепите прищепки разных цветов и попросите ребенка повторить такой же заборчик, как у вас, либо продолжить его.

- игры на закрепление цвета (выбери все прищепки зеленого цвета)

Таким образом, дидактическая игра способствует полноценному личностному развитию ребенка с ОВЗ, формированию сенсорных эталонов, помогает организовать непрерывность обучения, развить интерес ко всему новому, развить любознательность к познавательной деятельности.

 

Список использованных источников:

  1. Гуровец Г.В. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996, №2
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии
  3. «Играем и развиваемся вместе» (Сборник материалов для работы с детьми ОВЗ) , г.Катлас – г. Сыктывкар, 2017 г..
  4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга
  5. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация