Опубликовано: 01.09.2023 г.
Авторы: Манжура Юлия Игоревна, педагог – психолог
Новикова Юлия Павловна, воспитатель
город Таганрог, МАДОУ ЦРР «Улыбка»
Аннотация: в данной статье представлен перечень дидактических игр, которые можно создать дома своими руками. Эти игры предназначены для полноценного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, дидактическая игра.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особенности физического и умственного развития, которые препятствуют их нормальной жизнедеятельности. Эти ограничения могут касаться физических, психологических или сенсорных нарушений ребенка. Нарушения могут быть врожденными или приобретенными.
Дети с ОВЗ обладают нестабильной эмоционально – волевой сферой, повышенной тревожностью и раздражительностью. Они очень впечатлительны и, общаясь с таким ребенком нужно быть внимательным, ведь дети реагируют, и порой очень эмоционально, на изменение тона и тембра голоса, громкие звуки. Также их поведение характеризуется чрезмерной обидчивостью, плаксивостью, беспокойством. Может проявляться сильная возбудимость нервной системы и даже агрессивное поведение. Дети крайне утомляемы, не способны к длительному сосредоточению внимания.
Детям с ОВЗ для полноценного развития важна помощь взрослых. Чтобы помочь ребенку родителям нужно приложить немало усилий.
«Учи, играя» - именно такой лозунг хотелось бы взять для данной статьи.
Игра является основным видом детской деятельности. Именно играя ребенок познает мир, узнает что-то новое и, соответственно, развивает высшие психические функции, такие как внимание, память, внимание, мышление, воображения. Игры в окружении ребенка бывают разные. Очень часто возникает ситуация, когда родители не знают чем занять своего ребенка и порой, даже не знают во что с ними поиграть. Конечно, очень важно помнить об особенностях своего ребенка, знать его интересы и предпочтения. Прежде всего у ребенка необходимо создать положительный настрой к предлагаемой деятельности, увлечь и повести ребенка за собой. Для этого нам на помощь приходят дидактические игры, которые служат не только для игры, но и для обучения.
Именно в процессе игры дети развивают эмоционально – волевую сферу (учатся быть терпеливыми, следуют установленным правилам, учатся выигрывать и признают свои неудачи), также развивают фантазию, воображение. В простом, понятном и удобном игровом пространстве хорошо развиваются мелкая моторика, зрительная координация, восприятие.
Игра является не только средством от безделья и скуки, но еще и путеводителем в увлекательный мир знаний. Для того, чтобы ребенок развивался полноценно ему нужны полезные игры. Выбирать их нужно правильно и обдуманно. Игры можно не только покупать, но еще и создавать самостоятельно, чем также можно увлечь собственного ребенка.
Хотелось бы представить вашему вниманию набор дидактических игр, которые можно создавать дома вместе с ребенком дома и тем самым помогать ему в развитии.
- «Замочки»
Первый блок игр - это игры, которые развивают мелкую моторику, навыки самообслуживания. К категории этих игр относятся всевозможные замки, шнуровки, пуговицы. Возьмите плотный лист картона, обшитый тканью, и пришейте на него разнообразные замки (молнии, крючки, пуговицы).Покажите ребенку как расстегиваются замки, а потом предложите ребенку расстегнуть все замочки, самостоятельно. Проговорите ,что было легко, а что трудно. Далее предложите ребенку самостоятельно застегнуть эти замочки, тем самым вы будете развивать целенаправленность действий , усидчивость, трудолюбие. При достижении этих результатов можно также развивать восприятие и речь ребенка (застегни самую длинную молнию, застегни самую маленькую пуговицу), либо же предложите ребенку самостоятельно проговаривать свои действия (я застегиваю синюю молнию).
- Игры с крышками
Эта категория игр вызывают у детей большой интерес и удерживают его на протяжении всего задания. В эти игры ребенок может играть самостоятельно и развивать свою фантазию, придумывая разнообразные игры. Для игр с крышками очень подходят цветные крышечки из-под Фруто Няни, они удобно ложатся в детскую ладонь.
Дети очень любят игру «рыбалка». Все крышки выбрасываются в таз с водой, дается сочок, либо ложка и предлагается выловить все крышки.
- «Накорми животного» Детям предлагается забросить крышки по одной в бутылку с широким горлышком.
- «Веселые дорожки» из крышек выкладывается дорожка и ребенку предлагается пройти по ней указательным и средним пальцами. Можно также предложить «наступать» только на крышки определенного цвета.
- «Футбол» поставить воображаемые ворота и забивать крышки пальцами рук в ворота.
- игры направленные развитие слухового восприятия: возьми столько крышек, сколько раз я хлопну в ладоши; возьми три красные крышки и две желтые;
Также из этих крышек можно конструировать и придумывать всевозможные башни, фигуры, а дальше развивать воображение и речь ребенка (попросить рассказать что он построил, кто там живет и пр.)
- Игры с крупами.
Крупа – очень хороший и разнообразный материал для работы с детьми. При работе с крупой развивается мелкая моторика, а также происходит стимулирование нервных окончаний, находящихся на ладонях. Игры с крупой в работе с детьми с ОВЗ способствуют развитию и коррекции мелкой моторики, воображения, речевого развития, мышления, памяти, внимания. В домашних условиях можно использовать такие крупы как фасоль, гречка, манка, а также всевозможные емкости, которые есть под рукой. Для начала познакомьте ребенка с крупами, расскажите, что ее нельзя брать в рот, засовывать в нос и т.д. При работе с ребенком не торопите его, дайте ребенку возможность проиграть и почувствовать крупы. Дальше можно предложить такие игры как:
- «поиск сокровищ» закопайте в крупах какие-то небольшие предметы (пуговицы, игрушки киндер сюрприза) и предложите ребенку отыскать их , можно с закрытыми глазами.
- «выкладывание по образцу» либо предложите повторить, либо продолжить узор, либо выложить по контуру фасоль или горох.
Следуйте за ребенком, может быть он сам предложит вам интересную игру.
В отдельную группу хотелось бы выделить игры с манной крупой. Она является отличным инструментом для развития детской чувствительности. Работа с манной крупой развивает координацию и дифференциацию движений, укрепляет мышцы рук, а также обогащает тактильный опыт развития ребенка. Что касается эмоционально – волевой сферы, то здесь манная крупа помогает нам избавить ребенка от импульсивности, злости, агрессии, тревожности, снимает мышечное напряжение.
- «следы и отпечатки» попросите ребенка повторить или угадать следы, которые появились на манке.
- выкладывайте разные дорожки из подручным материалов и приглашайте ребенка в «путешествие»
- высыпайте манку по контуру
- пересыпайте песок из ладошки в ладошку, из емкости в емкость
- «ветерок» через трубочку дуйте на манку, создавая разные узоры.
- Прищепки
Игры с прищепками тоже очень разнообразны. Здесь важно опираться на те сферы ребенка, которые нужно развить. Эта категория игр способствует развитию мелкой моторики, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
- игра «веселый счет». Вырезать из картона цифры и предложить ребенку прикрепить к цифре столько прищепок, сколько она показывает. Можно осложнить и прикрепить не только количество прищепок, но еще и прищепки определенного цвета.
- Учим времена года. На прищепки приклеить наклейки признаков разных времен года и показать ребенку картинки времен года. Предложите выбрать признаки , подходящие к тому или иному времени года и прикрепить их.
- «заборчик» на обычный картон прицепите прищепки разных цветов и попросите ребенка повторить такой же заборчик, как у вас, либо продолжить его.
- игры на закрепление цвета (выбери все прищепки зеленого цвета)
Таким образом, дидактическая игра способствует полноценному личностному развитию ребенка с ОВЗ, формированию сенсорных эталонов, помогает организовать непрерывность обучения, развить интерес ко всему новому, развить любознательность к познавательной деятельности.
Список использованных источников:
- Гуровец Г.В. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996, №2
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии
- «Играем и развиваемся вместе» (Сборник материалов для работы с детьми ОВЗ) , г.Катлас – г. Сыктывкар, 2017 г..
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику