Опубликовано: 01.09.2023 г.
Автор: Тихонова Ольга Викторовна
Педагог-психолог
АНО ДО - детский сад «Город Детства» г.о. Кинель
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель:
Расширить представление детей об интеллектуальных играх. Обобщить, систематизировать, закрепить знания, умения детей в рамках всех образовательных областей
Задачи:
- Систематизировать и расширять знания детей о космосе, космонавтике, о профессиях, связанных с космонавтикой («Познавательное развитие»).
- Закрепить знания детей о важности и необходимости такой профессии как космонавт. («Социально-коммуникативное развитие»).
- Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине, гордости за достижения наших сограждан. («Социально-коммуникативное развитие»).
- Формировать стремление быть здоровыми, сильными, смелыми («Физическое развитие»).
- Формировать у детей умение внимательно слушать вопросы, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать друг друга, не перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость («Социально-коммуникативное развитие»).
- Развивать у детей умение вести диалог, высказывать свое мнение, приводить четкие аргументы в доказательство своей гипотезы; расширять активный словарь, активизировать устную речь. («Речевое развитие»).
- Развивать умение слушать музыку, правильно двигаться в такт, чувствовать ритм («Художественно-эстетическое развитие»).
Словарная работа: интеллектуальная игра, раунд, волчок, сектор; космос, планеты, Солнечная система, космонавтика, космонавт, инженер-конструктор, астроном, ракета, составляющие ракеты: передняя часть, борт, хвостовые крылья, иллюминатор», скафандр, тюбик с едой для космонавта.
Методы и приемы:
- практические: упражнение, элементарный опыт;
- наглядные: наблюдение, демонстрация;
- словесные: рассказ, обсуждение
Материалы и оборудование:
1.Стимульный материал:
– объявление;
– пригласительные билеты;
– призы победителям (грамота, памятный подарок);
– символика интеллектуального клуба знатоков (эмблема, значки).
- Материалы для деятельности детей:
1) материалы для представления результатов деятельности:
– жетоны-смайлики;
– магнитная доска;
– оценочные листы и экраны для жюри, экспертов;
2) материальные средства для деятельности детей:
– аудиозаписи музыкальной паузы, звукозапись заданий;
– видеозапись вопроса; фото;
– таблички с номерами вопросов, стрелка, «волчок»;
– конструктор;
– «черный ящик»;
– текстовой материал
4.Оборудование:
– доска магнитная;
– технические средства: магнитофон, ноутбук, микрофон, фотоаппарат, фотокамера, мультимедиа проектор.
Предварительная работа:
Предварительно проводится подготовительная работа – беседа о том, что такое космос, о профессиях, связанных с освоением космоса – космонавт, инженер-конструктор, астроном, о важности и необходимости данных профессий. Демонстрируется презентация «Детям о космосе и космонавтике».
Совместно с ребятами просматривается запись телевизионной интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Дети делятся на команду зрителей и команду игроков. Выбирается капитан. С командой зрителей проводится подготовка аудио и видео вопросов.
Логика образовательной деятельности
Этап НОД |
Задачи |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
Мотивационно- организационный 2 мин. |
Создать у детей интерес к участию в игре |
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо! Что же в нем? Нас приглашают принять участие в игре «Что? Где? Когда?»! -Принимаем приглашение? -Отправляемся в игровую студию. |
Утром ребята в почтовом ящике обнаруживают письмо-приглашение на интеллектуальную игру. |
Ребята с интересом включаются в игру. |
Проектировочно-организационный 3мин |
Напомнить правила, которые необходимо соблюдать во время игры |
Обращает внимание детей на оформление ширмы. -Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь в нашей студии? – Посмотрите, у нас конверты с заданиями. Тема нашей игры «Космос и мы» Послушайте, какие правила необходимо выполнять во время игры: – игра продолжается 7 раундов; – вопрос обсуждается минуту, после звукового сигнала обсуждение прекращается, капитан выбирает отвечающего знатока; – за правильный ответ будет вручаться смайлик; – победителем в игре будет та команда, у которой будет больше смайликов. Удачи вам! Напоминаю, правила игры для зрителей: – соблюдать тишину и не подсказывать. - Вы все прослушали правила, и теперь пришло время начинать игру. |
Дети и взрослые проходят через импровизированную дверь-ширму с изображениями на космическую тематику. Оказываются в комнате. На столе разложены конверты с вопросами– заданиями. |
Игроки и зрители принимают правила игры |
Деятельност- ный 17 мин. |
Систематизиро-вать и расширять знания о космосе, о профессиях, связанных с космонавтикой Закрепить знания о важности и необходимости такой профессии как космонавт Развивать у детей умение вести диалог, высказывать свое мнение, приводить четкие аргументы в доказательство своей гипотезы. |
1 раунд. Счет 0:0. Гонг. Ведущий: - Вопрос с предметом. Против знатоков играет …(На экране фото ребенка, а затем – демонстрация картинок). Вопрос читает ведущий. – Назовите, что изображено на картинках, а также скажите, что все эти предметы объединяет? (Воздушный шар, самолет, спутник, ракета) – Минута обсуждения закончилась. Капитан, объявите игрока, который будет отвечать на вопрос. – Правильный ответ: «Воздушный шар, самолет, спутник, ракета – они летают» Счет становиться….. в пользу… Продолжаем игру. |
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе… Знатоки дискутируют, ищут ответ на поставленный вопрос. Капитан объявляет игрока, отвечающего на вопрос первого раунда. Ребята –зрители слушают внимательно и поддерживают игроков аплодисментами. |
Игроки умело ведут дискуссию и находят правильный ответ: «Воздушный шар, самолет, спутник, ракета – они летают» |
2 раунд. Гонг. – Против знатоков играет (фото ребенка). - Он(а) подготовил(а) для вас «сказочный вопрос». (Включается аудиозапись голоса ребенка). «Молодой человек скандальной репутации. Часто создает аварийные ситуации. Выдумщик и обманщик. Великий путешественник. Летал на воздушном шаре. Угонщик ракет». – Минута обсуждения закончилась. Капитан, объявите игрока, который ответит на вопрос. – Правильный ответ: «Незнайка». Счет становиться….. в пользу… |
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе… Ребята дискутируют, ищут ответ на поставленный вопрос. Капитан объявляет игрока, который назовет отгадки и ответит на основной вопрос. Ребята –зрители слушают внимательно и поддерживают игроков аплодисментами. |
Игроки находят правильный ответ: «Незнайка» |
||
|
3 раунд. Гонг. Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на…. секторе. Ведущий предлагает посмотреть на экран: – Против знатоков играет … Он подготовил для вас видео вопрос. – Минута обсуждения закончилась. Если времени недостаточно, то можно взять дополнительную минуту. - Капитан, объявите игрока, который будет демонстрировать изделие и отвечать на вопрос. – Правильный ответ: «Вот ракета. Это передняя часть, борт, хвостовые крылья, иллюминатор». Счет становиться….. в пользу… Время обсуждения заканчивается через минуту, ведущий обращается к капитану с просьбой объявить игрока, отвечающего на вопрос, один из знатоков отвечает на вопрос. Ведущий объявляет правильный ответ. |
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе… На экране появляется мальчик, говорит, что мечтает стать инженером-конструктором, чтобы проектировать, строить и испытывать ракеты и космические корабли. Предлагает знатокам за минуту собрать из деталей конструктора ракету. Ребята совместно конструируют ракету. Капитан объявляет, кто будет демонстрировать изделие и называть составляющие. «Вот ракета. Это передняя часть, борт, хвостовые крылья, иллюминатор». Ребята –зрители слушают внимательно и поддерживают игроков аплодисментами. |
Знатоки умело конструируют ракету. Зрители - наблюдают. |
|
|
4 раунд. Музыкальная пауза -Стрелка останавливается на музыкальной паузе. Нам пора передохнуть под музыку. Выходите, ребята, и повторяйте движения за мной (под музыкальное сопровождение «Трава у дома», ребята вместе с ведущим выполняют определенные танцевальные движения). -Прошу занять свои места. |
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе «Музыкальная пауза» Ребята (знатоки и зрители) двигаются в такт музыки, повторяя движения за ведущим. |
Знатоки и зрители подвигались и немного отдохнули |
|
|
5 раунд. Гонг. - И снова видео вопрос. Против знатоков играет … -Ребята, я мечтаю стать астрономом, изучать загадочный космос и сделать научное открытие. (Демонстрация картинки телескопа, картинки планет Солнечной системы) - Мой вопрос такой: Назовите планеты нашей Солнечной системы и прибор, при помощи которого можно изучать космос. (Ответ засчитывается, если игроки правильно назовут 3 планеты и астрономический прибор). -Время истекло. Правильный ответ: «Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Нептун. Телескоп» Ведущий подводит итоги 5 раунда. |
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе… Знатоки дискутируют, ищут ответ на поставленный вопрос. Капитан объявляет игрока, который даст ответ на вопрос военнослужащего. Ребята –зрители слушают внимательно и поддерживают игроков аплодисментами. |
Игроки умело дискутируют и находят правильный ответ: «Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Нептун». |
|
|
6 раунд. Счет… Гонг. – Против знатоков играет … (фото ребенка) – Внимание! Черный ящик! – За одну минуту вам необходимо угадать, что за предмет лежит в черном ящике. Под музыку вносят черный ящик и ведущий озвучивает задание: - В музей космонавтики пришли папа, мама и мальчик Степа. Вошли в зал и среди прочего увидели «его». Мама посмотрела и сказала: «Как интересно. У меня тоже есть такой предмет. Чтобы быть красивой, содержимым из него я мажу лицо». Степа воскликнул: «Да у нас же в ванной есть такой предмет! Зубы нужно чистить утром и вечером!» Папа посмотрел строго и сказал: «Эх вы, зубы, лицо. Внутри этого предмета находится то, от чего человек становится сытым и у него появляются силы. Чтобы воспользоваться этим предметом – нужно много учиться, освоить важную профессию, быть стойким, сильным и смелым!». Назовите, какой предмет лежит в чёрном ящике. – Минута обсуждения закончилась. Капитан объявите игрока, который будет отвечать на вопрос. -Правильный ответ: «Тюбик с едой для космонавта» Ведущий открывает черный ящик и достает тюбик с надписью, например, «Борщ». - Счет становиться... в пользу… |
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе… Ребята дискутируют, ищут ответ на поставленный вопрос. Капитан объявляет игрока, который назовет предмет, находящийся в черном ящике. Ребята –зрители слушают внимательно и поддерживают игроков аплодисментами. |
Знатоки внимательно слушают высказывания каждого из трех героев –посетителей музея космонавтики и правильно назовут предмет из черного ящика «Тюбик с едой для космонавта» |
|
|
7 раунд. Гонг. – Итак, играем Блиц: (ведущий сам читает вопросы) 1. Какого числа отмечают день космонавтики? (12 апреля). 3. На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток-1). 4. Как называется снаряжение космонавта? (Скафандр) Счет становиться….. в пользу… Ведущий предлагает капитану назвать игроков, которые ответят на пять коротких вопросов. Ведущий объявляет правильный ответ и подводит итоги 7 раунда. |
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе…Блиц. Капитан называет игроков, которые будут отвечать на пять коротких вопросов. Знатоки –игроки блицтурнира отвечают на вопросы ведущего (на обдумывание каждого ответа на вопрос – максимум 20 секунд) Ребята –зрители слушают внимательно и поддерживают игроков аплодисментами. |
Названные капитаном игроки, быстро и правильно отвечают на вопросы блицтурнира: «12 апреля», «Юрий Гагарин», «Восток-1», «Скафандр», «Сильный. умный, храбрый…» |
|
Оценочно–рефлексивный 3 мин. |
Ведущий подводит итоги игры и награждает победителей, лучшему игроку дарит символ – Сову, остальных игроков награждает дипломами. – Дорогие друзья, все задания выполнены, на все вопросы даны ответы и пришло время подвести итоги. -Сегодняшнюю игру мы посвятили загадочному космосу и космонавтике.. Мы с вами знаем, чтобы строить ракеты, летать в космос, осваивать его – необходимо много учиться, упорно трудиться, быть сильным и смелым. – Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей игры. Объявляю победителей… Всем участникам вручаются дипломы. – Самый результативный участник получает приз-символ игры – Сову. – До свидания. До новых встреч!
|
Ребята получают награды. |
Дети усвоили, – чтобы строить ракеты, летать в космос, осваивать его – необходимо много учиться, упорно трудиться, быть сильным и смелым. Ребята научились правильному взаимодейст-вию в рамках данной игры. |