Опубликовано: 11.09.2023 г.
Автор: Егорова Мария Борисовна, воспитатель
МБДОУ д/с № 62 «Кубики» г. Новороссийск
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Они позволяют ребенку выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого - то есть необычный медведь, унаследованный от матери, маленький ребенок с множеством невообразимых платьев из тюля и т. д. Выбор игрушки для ребенка-дело очень важное и серьезное. Только ребенок сам может выбрать нужную вещь из большого количества игрушек. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными мотиваторами, что и выбор друзей и любимых у взрослых. У каждого ребенка должна быть игрушка, на которую он может жаловаться, наказывать, а также сожалеть и утешать. Он поможет преодолеть страх одиночества, когда его родители куда-то уезжают, страх темноты, когда гаснет свет, и ему нужно заснуть, но не в одиночестве, а с любимой игрушкой. Иногда на них злятся, наказывают и даже ломают, бросают в дальний угол, но в моменты детской печали вспоминают, вынимают из уголка, поправляют, дорисовывают вытертые глаза и губы, шьют новую одежду, пришивают уши и хвост. Трудно представить, что ребенок может так относиться к роботу-трансформеру, шикарной игрушке, летающему самолету, машине. В "подружках" маленькие мальчики и девочки чаще выбирают Барби, медведя, кота, зайчика, то есть существо, очень похожее на человека, близкое и понятное ему. Поэтому, узнав о желании ребенка иметь ту или иную игрушку, сначала подумайте, нужна ли она ему. Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, которые способствуют развитию сенсорного восприятия, мышления, кругозора, позволяют играть в реальные и невероятные ситуации, подражать взрослым. Игрушки из реальной жизни. Семья кукол (возможно, семья животных), кукольный дом, мебель, посуда, автомобили, лодка, кассовые аппараты, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, духовки, телевизоры, цветные карандаши и классная доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.Игрушки, которые помогают "отбросить" агрессию. Солдаты, оружие, пушки, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, веревки, булавки, а также метательные дротики и т. д.Игрушки для развития творческого воображения и самовыражения. Кубики, матрешки, пирамиды, конструкторы, вкладыши, настольные игры, разделенные картинки или открытки, краски для пластилина, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, аппликационная бумага, клей и т. д.Технические игрушки. Эти игрушки становятся все более жизнеспособными. К ним относятся конструкторы, всевозможные технические подразделения. Особой популярностью среди детей пользуются различные конструкторы Лего, которые развивают мелкую моторику пальцев, ориентировку в пространстве, мышление и творческие способности. Дети любят строить" башни " разной высоты из деталей. "Хлеб", "скорая помощь", "продукты" и т.д.различные машины со словами учат детей ориентироваться в общественной жизни. Игрушки - это весело. Это изображения животных, животных, людей и т. д., например, кролик играет на барабанах, курица ест зерно, повар готовит ужин. Они основаны на действии, удивлении, удивлении. Их цел - развлечь детей, вызвать смех, сочувствие, радость и развить чувство юмора. Маскарад и елочные игрушки. Эти игрушки ассоциируются с новогодним праздником. Различные атрибуты (уши, хвост, клюв) помогают детям привыкнуть к образу того или иного персонажа. Спортивные и моторные игрушки. Спортивные игрушки для детей младшего дошкольного возраста предназначены для дальнейшего развития двигательных навыков детей, стимулирования общей двигательной активности, желания участвовать в подвижных играх и физических упражнениях вместе со взрослыми и другими детьми. Для спортивных игр предлагаются мячи среднего и большого размера, так как в этом возрасте ребенку довольно сложно держать маленький мяч руками из-за отсутствия четкой координации движений. Детям младшего дошкольного возраста для развития основных групп мышц необходимы различные ветряные мельницы, обручи, педальные тренажеры, трехколесные велосипеды; для тренировки вестибулярного аппарата - качели, лошадки-качалки. Элементы костюмов для подвижных игр ("пушистый пес", " кот и птицы " и др.) помогает ребенку войти в образ, сыграть определенную роль. Театральные игрушки. Эти игрушки образны по содержанию, но имеют особую цель - они служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, петрушка, куклы БиБаБо, настольный театр. Показ сказки с помощью настольного театра способствует ее более яркому и быстрому запоминанию. Музыкальные игрушки. Это погремушки, бубны, колокольчики, трубочки, игрушки. Он описывает фортепиано, гитару, балалайку и другие музыкальные инструменты. Дети учатся различать звуки различных инструментов, строить ритмический рисунок и стараться правильно извлекать из них звуки. Дидактические игрушки или игрушки для развития творческого воображения и самовыражения. Эти игрушки занимают особое место. С помощью дидактических игр дети определяют цвет, форму, размер и т.д.к ним относятся разноцветные вставки, матрешки, мозаики, пазлы, лото, кубики, пирамиды, краски, пластилин, различные наборы для поделок. Эти игрушки развивают у детей концентрацию, усидчивость, настойчивость, умение концентрироваться, целеустремленность, умение доводить начатое до конца, способствуют развитию мелкой моторики рук. Строительные игрушки. Строительные игрушки могут быть маленькими (различные конструкторы) и большими (модули). Из небольших строительных материалов дети играют за столом, создавая различные постройки. Удобнее играть на полу с крупными строительными материалами для создания различных домиков, дверей, проходов, по которым удобно ползти, чтобы можно было смотреть из окон. На улице детям удобны различные наборы песка-ведра, лопатки, различные формочки для лепки из песка. Помните, что все, кроме любимой игрушки, необходимо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки никаких игрушек, то он просто не нужен. Спрячьте его. И через некоторое время его появление вызовет у ребенка эмоциональный или познавательный интерес. И еще один совет. Не водите детей в магазин игрушек слишком часто с очень очаровательными, но дорогими предметами. Дорогие куклы, машины, животные, стоявшие на полках, видели столько слез и страданий младенцев. В этих экспериментах обычно нет необходимости из-за неспособности ребенка получить то, что он действительно хочет. Только когда вы сами будете готовы подарить ребенку радость, отведите его в магазин и подарите ему праздник. Но при этом соблюдайте следующие правила:
* Убедитесь, что игрушка безопасна, чтобы избежать травм (если это пистолет, он должен стрелять мягкими шарами, а не пулями).
* Игрушки не должны иметь резкого запаха, который может вызвать аллергию, потому что дети часто пытаются взять игрушку в рот;
* Игрушки должны соответствовать действительности и эстетическим требованиям (цвет, форма, внешний вид);
* Игрушки должны соответствовать возрасту детей! Покупая игрушку, посмотрите, в каком возрасте она предназначена для детей.
Игрушки не так хороши с точки зрения ребенка, как могут себе представить взрослые. Идеально автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны игрушки, с помощью которых можно тренироваться, полировать основные необходимые черты характера. Автоматические игрушки для этого не совсем подходят.
Игрушки для самых маленьких должны в первую очередь развивать чувства: глаза, уши, руки. Основная потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать желанию малыша знать все на ощупь. Лучшие игрушки для детей - это те, которые можно кусать. Они должны быть изготовлены из мягких материалов – пластика, резины, хорошо вымыты, легкие, не иметь вытянутой плоской формы, чтобы ребенок не задохнулся, кладя их в рот. Цвета игрушек должны быть яркими. Для годовалого малыша интересными и полезными будут пластиковые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, контейнеры разных размеров, разноцветные кубики, которые подходят друг другу. Манипуляции с этими игрушками не только развивают интеллект ребенка, но и приносят удовольствие и радость, когда малыш получает что-то по-взрослому. Игрушки-стаканы очень полезны. Для детей 2 лет очень хорош большой разноцветный шар, который не катится под мебелью, 7-8 композитных пирамид, мягкие пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а с ними очень хорошо спят. С этого возраста большая пластиковая машинка или коробка научат ребенка быть аккуратным, самостоятельным, ведь после игры в них нужно класть кубики, шарики, резиновые и мягкие игрушки. В этом возрасте хорошо, если у малыша будет свое игровое пространство в квартире, а у игрушек тоже будет свой домик.