Опубликовано: 30.09.2023 г.
Автор: Поршнева Виктория Сергеевна, учитель-логопед
МАОУ СОШ №3 ГОЩ СП Детский сад «Карусель»
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- • Закреплять и активизировать словарный запас по теме.
- • Упражнять в подборе существительных к глаголам, прилагательных и глаголов к существительным.
- • Продолжать учить образованию относительных прилагательных.
- • Закреплять умения согласовывать числительное с прилагательным и существительным.
- • Продолжать формировать умение подбора родственных (однокоренных) слов.
Корекционно-развивающие:
- • Развивать зрительное, слуховое восприятие и память, общую моторику, мышление.
Корекционно-воспитательные:
- • Воспитывать интерес к природе нашего края.
- • Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга.
Средства реализации:
Предметные и сюжетные картинки по теме занятия, мяч, гербарий (листья деревьев, «Сказочный лист» (игровой персонаж, карточки с цифрами.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Подбор существительных к глаголам. Игра с мячом.
Дети стоят около своих стульчиков.
Логопед: «Сядет тот, кто отгадает, о чём я хочу сказать, и подберёт нужное слово-название предмета, к слову-действию:
наступила – (осень,
желтеют –
мокнет –
вянет –
шуршат –
шелестят –
шумит –
дует –
улетают –
моросит –
льёт –
Логопед: «Молодцы!
А теперь отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья украшаю,
Потом их раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек, я…. (осень)».
На доске помещаются пейзажные и сюжетные картинки по теме.
- Активизация лексического запаса, развитие грамматического строя речи.
Логопед вносит игровой персонаж (яркий осенний сказочный Листок из цветного картона и бумаги):
-«А вот и наш гость! К нам прилетел сказочный осенний Листок из сказочного леса!» Листок «здоровается» с детьми, немного «рассказывает» о себе, затем «начинает играть» с ними.
- Игра «Какой я?» (подбор слов-признаков).
За каждое подобранное слово дети получают от гостя маленький осенний листочек (из бумаги) – осенний, сказочный, красивый, большой, яркий, разноцветный, лёгкий, гладкий, красочный, весёлый, забавный, удивительный, чудесный…
- Игра «Что я умею делать?» (подбор слов-действий)
– летать, кружиться, висеть, шуршать, шелестеть, падать, лежать, радовать…
- Игра «От какого дерева лист?».
Листок «рассказывает» детям, что в сказочном лесу тоже есть такие же деревья, как и в вашем. Логопед раскладывает картинки с изображением деревьев. Дети вспоминают их названия. Затем каждый ребёнок получает лист, определяет, от какого он дерева и составляет предложение: «У меня берёзовый лист. У меня кленовый лист. У меня осиновый лист…». Сказочный лист хвалит детей.
Физминутка.
Листопад.
Листопад, листопад,
(выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону)
Листья осенние тихо кружатся,
(кружатся на носочках)
Листья желтые лежат,
(выполняют наклоны с движением рук)
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.
(имитируют подбрасывание листьев вверх)
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.
(имитируют подбрасывание листьев вверх)
- Игра «Сколько у меня друзей?».
На доске помещаются цифры (от 1 до 10). Рядом с каждой цифрой – лист дерева. Дети составляют словосочетания типа: «пять осиновых листьев, два кленовых листа, девять рябиновых листьев…».
- Игра «Подбери слова-родственники».
Листок «сообщает» детям, что ему очень нравится берёза. Логопед предлагает детям порадовать гостя и подобрать к слову «берёза» слова-родственники – берёзка, берёзонька, берёзовый, березняк, подберёзовик… Сказочный осенний лист «радуется» тому, что узнал много новых слов и благодарит детей.
Массаж с дарами природы.
Логопед раздает детям по одной сосновой шишке из корзинки, одну оставляет себе.
- Дети, что у вас в руках? (Сосновые шишки.)
- Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками.
Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью.
Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
– Немного отдохнули. Теперь будут ваши глазки смотреть внимательно.
-Игра «Какого листочка не стало?»
Здесь стоят листочки (4-5 листьев). Запомните их. Теперь закрывайте глаза, я уберу 1 листочек. Открывайте глазки.
– Какого листочка не стало?
– Все внимательные.
III. Итог занятия.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (В осеннем лесу).
- О чем мы говорили? (О деревьях).
- В какие игры мы играли?
Оценка деятельности детей на занятии.
- Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями.