Опубликовано: 30.10.2023 г.
Автор: Поршнева Виктория Сергеевна, учитель-логопед
МАОУ СОШ №3 ГОЩ СП Детский сад «Карусель»
Задачи: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
- Формировать у детей умение дифференцировать гласные звуки.
- Формировать умение соотносить звук с буквой;
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать у детей звуковй анализ гласных звуков;
- Развивать грамматический строй речи. Формировать умение образовывать относительные прилагательные, называть части предмета.
- Формировать связную речь. Умение составлять рассказ о предмете по плану схеме.
- Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
- Развивать дыхание, голос, речевые и мимические движения, изменять интонацию в соответствии с эмоциональной картиной;
- Развивать умение координировать речь и движения;
- Развивать и обогащать активный словарь по теме «Посуда»
- Воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.
- Оборудование:
Предварительная работа:
Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», разучивание упражнения «Посуда», рассматривание посуды во время приема пищи и дежурства; беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит, отгадывание загадок о посуде. Игры «Что из чего?», «Четвертый лишний», «Чего не хватает?», «Посчитаем»
Ход занятия:
1. Организационный момент
(Логопед с детьми входит в зал, встают в круг и здороваются, музыкальный руководитель выполняет действия)
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй утро,
Здравствуй день.
Нам здороваться не лень!
Логопед.: Ребята, мы с вами поздоровались!
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Чтобы язычок сегодня хорошо говорил, нужно сделать зарядку для губ и язычка. (выполнение артик. гимнастики)
- Улыбочка
- Хоботок
- Заборчик
- Часики
- Качели
- Лошадка
Логопед: Язычок теперь стал сильным и мы с вами будем хорошо говорить.
3. Развитие дыхания, голоса, мимической мускулатуры.
Логопед: А что мы с вами слышим и произносим?
Дети: Звуки.
Логопед.: Ребята, какие звуки мы с вами уже знаем? Назовите их? ПОКАЗЫВАЕТ ЛОГОПЕД
Дети: А – О – У – И
Логопед: А как мы их можем назвать одним словом?
Дети: Гласные.
Логопед: А почему они называются гласными?
Дети: Потому что во рту нет преграды, можно петь долгую песенку.
4. Развитие фонематических процессов
Логопед: Молодцы ребята. У меня для вас есть вот такая волшебная коробочка. В нем спрятались разные картинки. Мы будем доставать по 1-ой картинке, говорить название картинки, назвать 1-ый звук считать количество слогов и ставить её к нужной букве.
(проводится игра «Волшебная коробочка» - дети соотносят звук и букву.
Логопед: Молодцы ребята. Все правильно сделали. А загадки отгадывать вы умеете?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель загадывает загадки
- На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка
Для котлет и мяса … (вилка)
- На плите стоит начальник
Толстый с длинным носом…(чайник)
- Осторожненько, смотри,
В руку ты его бери,
Не всегда и сам поймешь,
Как порежет палец… (нож)
(сразу после загадок заходит Федора вся грязная лохматая немытая и плачет, мы подходим к ней)
Федора: Ой, что случилось, помогите!!! От меня посуда сбежала. Остались одни пауки, да тараканы. Где она подскажите?
Логопед: Ребята, кто это? А из какой она сказки?
Дети: Федора. «Федорино горе».
Логопед: Ребята, а вы не знаете, почему от неё посуда сбежала?
Дети: Потому что она её не мыла.
Федора: Ой, не мыла я посуду, не любила я её.
Логопед: Нет, Федора, так нельзя. Посмотри, как мы с ребятами посуду моем.
5. Пальчиковая гимнастика «Посуда»
1,2,3,4 – мы посуду перемыли. 2 раза
Чайник, чашку, кружку, ложку 2 раза
И большую поварешку.
Вот!!!
Федора: ААА. Вы так быстро и ловко моете посуду. А поможете мне её найти?
Логопед: Поможем, ребята?
Дети: Да.
Логопед: А ты возвращайся домой, наводи порядок. Выгоняй всех тараканов, прусаков, да пауков.
(Федора уходит)
6. Физ. минутка
Музыкальный руководитель предлагает детям отправляться на поиски посуды. Звучит музыка. Дети под музыку выполняют движения со словами.
Ну что, ребята,
В лес отправимся гулять, дети собираются в круг,
Будем весело шагать. поворачиваются друг за другом.
Чтоб посуду разыскать.
И снова по дорожке мы весело шагаем. спокойный шаг
Логопед: Ребята, посмотрите на кочке что то лежит. Это наверное подсказка как нам посуду вернуть. (подходим смотрим) какое – то письмо. Давайте его прочитаем?
Логопед.: Ой, ребята, мне кажется и мы с вами заблудились. (музыкальный руководитель. помогает музыкой плавно пропеть звуки АУ тихим голосом, затем увеличивая силу голоса)
(Входит Федора)
Федора: Ребята, шла на ваш зов по лесной тропинке и нашла вас. Ко мне посуда вернулась.
(достает из сумки картинки посуды, мы рассматриваем и в процессе играем)
- Игра « Что из чего?»
- чайник из железа (какой?) –
- стакан из стекла –
- ложка из дерева –
- чашка из фарфора –
- кувшин из глины –
Федора: Интересно. Чайник, тарелка, сковорода, дуршлаг. А что с ними делать не знаю?
Логопед: А мы сейчас тебе, Федора, расскажем. (Дети по очереди рассказывают).
Федора: Да. А вот ложкой я знаю, что делать –кушать.
Логопед: И не только. На ложках ещё можно и играть. Мы для тебя сейчас споем и поиграем на ложках. (игра на ложках )
Федора: Ох. Так у меня уже и чай готов. Пойдемте я вас чаем напою, да у меня и угощения готовы.