0+



 

Опубликован.о: 08.11.2023 г.

Автор: Корнеева Виктория Борисовна

Педагог дополнительного образования «ТОЧКА РОСТА»

МКОУ «СОШ №15» ИГОСК ст. Староизобильная

 

Пояснительная записка.

Основными нормативно-правовыми актами, определяющими требования к дополнительным общеобразовательным программам (далее – ДОП), являются:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
  3. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».
  7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
  9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  10. Положение о функционировании Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в МКОУ «СОШ №15» ИГОСК.
  11. Внесение изменений в Устав МКОУ «СОШ №15» ИГОСК.

Направленность программы - художественно-эстетическая. Программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

Новизна программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании на предметов одежды,  интерьера, и всего, что так или иначе окружает нашу жизнь.

Актуальность дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим в программе подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся) – программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными работами в студии дизайна как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.

Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн-проекта (например, коллекции одежды для кукол, или изготовление самой куклы).

Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллекция моделей одежды для кукол), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления своих творческих способностей  в работе с использованием всех изученных техник декоративно-прикладного искусства (вязание, плетение, шитье, работа с бумагой и тканью) при выполнении индивидуальных заданий.

Отличительной особенностью программы, является то, что в ней усилена теоретическая и практическая направленность занятий, а также за счет обогащения содержания каждой темы проектно-творческими заданиями. Она так же дает широкие возможности в творческой реализации не только для учащихся, но и для педагогического творчества, проявления индивидуальности педагога.

Особенностью программы «АРТ-дизайн» является также и интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.

Адресатом программы является учащийся от 10 до 14 лет любого пола, желающий овладеть навыками дизайн-проектирования, а также раскрыть свои творческие способности. Это творческий ребенок, любящий моделировать и конструировать, желающий впоследствии выбрать профессию архитектора, инженера, конструктора, дизайнера, мультипликатора и другие. Необходимость предварительной подготовки не предусматривается, но важна общая направленная мотивация на овладение предметом.

Срок реализации: 1 год обучения.

Формы обучения: очная

Режим занятий: Продолжительность занятия 40 минут, 5 занятий в неделю по 1-2 часа – 324 часа в год.

Цель программы: общеразвивающей программы: формирование творческих способностей обучающихся, развитие личностных качеств детей посредством занятий дизайн-проектированием.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

  • Изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества;
  • освоить технологические знания проектирования и художественного конструирования швейных изделий и предметов быта.
  • овладеть практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий.
  • обучить основам дизайна;
  • познакомить с основными законами композиции;
  • научить пользоваться законами цветоведения;
  • формировать художественно-образное мышление;
  • формировать прак­тические навыки работы в различных видах дизайна и изобра­зительного творчества.

 

Воспитательные задачи:       

  • Формировать общую культуру учащихся;
  • содействовать организации содержательного досуга;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной куль­туры;
  • воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;
  • воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
  • воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
  • воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.

Развивающие задачи:

  • Развивать общий кругозор;
  • развивать художественно-эсте­тический вкус при со­ставлении композиции костюма и объектов предметного дизайна;
  • знакомить с работой дизайнера;
  • формировать интерес к различным видам декоративной отделки и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно-прикладного искусства.
  • обеспечить необходимые условия для личностного разви­тия, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • формировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности;
  • развивать зрительное воспри­ятие, чувства цвета, композиционной культуры;
  • содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;
  • развивать творческую деятельность учащегося.

 

Содержание программы.

Учебный план.

 

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Форма контроля

всего

теория

практика

 

1.

Введение.

4

2

2

 

2.

Дизайн. Виды дизайна.

4

2

2

 

3

Основы построения общей композиции. Предметный дизайн.

 

 

 

практическая работа

Понятие о композиции.

4

2

2

Цветоведение.

6

2

4

Виды орнаментов.

6

2

4

Построение орнамента в полосе, квадрате, круге.

6

2

4

4

Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна.

 

 

 


Творческая работа

Предметный дизайн на примере декупажа.

12

2

10

5

Виды техник, используемых при создании объектов дизайна.

0

 

 

Текущий контроль. Творческая работа

Ручное шитье.

 

 

 

Основные виды ручных швов.

12

2

10

Изготовление простых поделок, аксессуаров, цветов.

12

2

10

Лоскутное ручное шитье (пэчворк).Аппликация из ткани, фетра.

0

 

 

Основные понятия техники лоскутного шитья.

12

2

10

Технологические способы соединения лоскутных деталей разнообразных  форм.

12

2

10

Изготовление плоских изделий в технике лоскутного шитья. Аппликации.

12

2

10

Изготовление объемных изделий в технике лоскутного шитья.

12

2

10

6.

Изготовление сувениров из различных материалов.

 

 

 

Декорирование бумагой

12

2

10

Ткань - материал декора.

12

2

10

Вата - материал декора.

12

2

10

Пряжа

12

2

10

7.

Игрушка как объект дизайна. Мастерим игрушки сами.

 

 

 

Изготовление и дизайн плоской игрушки.

12

2

10

Изготовление и дизайн полуплоской игрушки.

12

2

10

Изготовление и дизайн объемной игрушки.

12

2

10

8.

Работа с тканью. Выполнение изделия в материале. Кукла как объект предметного дизайна.

 

 

 

Виды кукол. Изготовление куклы-сувенира.

 

 

 

Изготовление тряпичных кукол.

 

 

 

Раскрой деталей куклы из ткани по готовым шаблонам.

6

2

4

Пошив, сборка элементов тряпичной куклы.

18

2

16

9

Вязание крючком.  Крючок - инструмент дизайна.

 

 

 

Основные приемы вязания крючком. Узоры.

12

2

10

Вязание различными материалами (полиэтилен, тканные материалы, веревка)

12

2

10

Вязание различных декоративных элементов, цветов.

12

2

10

10

Раздел «Основные приемы аппликации»

 

 

 

Виды аппликации.

4

2

2

Техника «обрывная аппликация» из бумаги.

12

2

10

Техника объемной аппликации из бумаги

12

2

10

Технология аппликации из пластилина.

12

2

10

Технология аппликации из ткани.

22

2

20

Итоговое занятие

4

2

2

выставка работ

Всего по программе:

324

81

207

 

 

Содержание учебного плана программы.

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Введение в образовательную программу. Задачи и краткое содержание. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности (ножницы, клей, природные материалы). Режим работы. Оборудование кабинета. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при организации образовательного процесса.

Практика. Начальная диагностика знаний, умений, навыков. Подготовка инструментов, приспособлений, материалов

Раздел 2. Дизайн. Виды дизайна.

Теория. Составить перечень профессий, где используются дизайнерские навыки

Раздел 3. Основные понятия дизайна. Объекты и предметы дизайна.

Понятие о композиции.

Теория.

Законы композиции.

  • Создание гармоничного единства всех частей композиции - первый закон композиции.
  • Понятие о центре композиции.
  • Понятие о динамике и статике композиции.
  • Закон симметрии и ритма- второй закон композиции.
  • Понятие о раппорте (фр.- «возвращение») как повторяющемся узоре (орнаменте).
  • Согласованность композиции с формой предмета - третий закон композиции.
  • Закон равновесия – четвертый закон композиции.

Понятие об уравновешенности композиции.

Практика.

  • Составить статическую и динамическую композицию из фигур, вырезанных из цветной бумаги.
  • Нарисовать орнамент, используя различные виды симметрии.
  • Изготовить трафарет для отделки интерьера.

Цветоведение.

Теория.

  • Понятие о цвете.
  • Классификации цветов.
  • Ахроматические (белый, черный, оттенки серого) и хроматические цвета.
  • Основные (красный, желтый, синий) и производные цвета.
  • Холодные и теплые цвета.
  • 4 группы родственных цветов: желто-красные (оранжевые), красно-синие (фиолетовые), сине-зеленые, желто-зеленые.
  • Гармоничные сочетания цветов.
  • Однотоновые гармонии.
  • Гармонии родственных цветов.
  • Гармонии родственно-контрастных цветов.
  • Гармонии контрастных цветов.

Практическая работа «Цветной орнамент».

Задания:

  • Нарисовать орнамент, используя различные виды симметрии.
  • Раскрасить один вариант орнамента, используя гамму холодных цветов, другой- гамму теплых цветов.

Виды орнаментов.

Теория.

  • Понятие о стиле в искусстве дизайна.
  • Обзор стилей и орнаментов («Русский дом», Древнего Египта, Древней Эллады, Средневековья, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, авангардный).
  • Общая классификация орнаментов.
  • Роль орнамента в декоративно-прикладном искусстве.
  • Основные группы рисунков ткани.
  • Рисунки, созданные ткацким способом и набивные, способы изображения орнаментальных мотивов.

Краткий обзор истории украшения тканей (древние ткани Индии, Вавилона, Египта, Греции, ткани в Европе: Италия XIII-XVI вв., Франция XVII-XVIII вв.

Практика.

Составление схемы «Характеристика различных стилей и орнаментов», отражающей основные элементы каждого из стилей.

Построение орнамента в полосе, квадрате, круге.

Теория.

  • Виды орнамента по форме (ленточный, центрический, сетчатый).
  • Виды орнамента по жанру (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, геральдический).
  • Комбинации различных мотивов в орнаменте.
  • Сочетания орнамента и формы декорируемого предмета.
  • Особенности построения замкнутой композиции.

Закономерности построения орнамента. Виды и жанры орнамента.

Практика.

Изготовление композиционно-замкнутого орнамента

Задание:

  • Выполнить эскизы различных орнаментов в цвете, в определенном формате.

Примерные объекты дизайна:

  • Декоративное панно.

Коллективная работа:

  • Декоративное панно-орнамент из материалов на выбор (яичная скорлупа, крашеные крупы, бумага, и др.).

Раздел 4. Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна

 

Предметный дизайн на примере декупажа.

Теория.

  • Понятие декупажа (от фр. «вырезать») в широком (способ изысканного декорирования своими руками почти любой поверхности) и узком (использование рисунков на салфетках или специальных картах для декорирования изделий) смыслах.
  • История возникновения техники декупаж.
  • Общие сведения о технике декупаж, способы выполнения, работа с различными материалами.

Материалы и инструменты, приспособления, краски, клеи, лаки.

Практика.

  • Освоить декупаж - технику декорирования изделий.
  • Научиться применять различные приемы декупажа на изделиях из различных материалов.
  • Оформить в данной технике предметы по своему выбору.

Раздел 5. Виды техник, используемых при создании объектов дизайна.

Ручное шитье.

Теория.

  • История швейного мастерства.
  • Швейные инструменты, приспособления, оборудование применяемые в работе, их назначение.
  • Материалы для шитья: ткань, трикотаж, фетр, кожа, мех и др.
  • Виды тканей: натуральные и искусственные.
  • Природа и свойства волокон, из которых вырабатываются ткани.
  • Окраска и рисунок тканей.
  • Ассортимент тканей.
  • Формирование навыков подбора разных видов ткани, материала для изготовления определенного вида изделия по свойствам (фактуре, орнаменту, осыпаемости и др.).
  • Организация рабочего места.
  • Правила техники безопасности.
  • Основные виды простых и декоративных швов: назад иголку, вперед иголку, петельный, через край, потайной.

Практика.

Задания:

  • Работа с образцами тканей и готовых изделий (по группам). Определение технологических свойств, волокнистого состава, нити основы и утка, лицевой и изнаночной сторон, направления рисунка, подбор образцов ткани к эскизам моделей.
  • Работая с образцами тканей и готовых изделий, определить натуральный и искусственный шелк, синтетические ткани, их технологические свойства, лицевую и изнаночную стороны.
  • Подобрать образцы ткани к эскизам моделей.
  • Освоить технологию выполнения ручных и декоративных швов.
  • Выполнить ручные строчки прямых, косых и крестообразных стежков с напёрстком.
  • Изучить строение и выполнить ручные строчки прямых, петлеобразных и петельных стежков с напёрстком для отделочных работ.
  • Соединить материалы посредством шитья.
  • Приобрести навыки работы с основными швейными инструментами.

Изготовление простых поделок, аксессуаров, цветов.

Теория.

  • Материаловедение: виды материалов тканных и не тканных (ткань, трикотаж, фетр, кожа, мех, синтепон и др.).
  • Технология пошива изделий из различных материалов.
  • Виды поделок.
  • История сувенира, его назначение: беседа о сувенире, его появлении; сувенир в повседневной жизни.
  • Понятие «аксессуар».
  • Виды аксессуаров, назначение.
  • Соответствие аксессуара общему стилю.
  • Фурнитура- понятие, виды, назначение, методы крепления.

Практика.

Задания:

  • Самостоятельно выбрать материал для будущей поделки, аксессуара, цветка.
  • Выкроить по готовым лекалам детали изделия.
  • Произвести сборку деталей и пошив изделий согласно технологии.
  • Поставить проблему, изучить потребности.
  • Создать банк идей, провести дизайн-анализ, выбрать лучший вариант.
  • Выполнить эскиз сувенира.
  • Прочитать рекомендации по подбору тканей, декоративной отделке и технике выполнения.
  • Экспериментировать с материалами.
  • Изготовить выкройку изделия.
  • Рассчитать количество необходимых материалов.
  • Раскроить изделие.
  • Выполнить поузловую обработку, декорирование, окончательную отделку.

Лоскутные техники. Аппликация из ткани, фетра.

Основные понятия техники лоскутного шитья.

Теория.

  • Понятие «Лоскутное шитьё» (также пэчворк, от англ. patchwork)  как вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
  • История появления лоскутных техник.
  • История появления лоскутных техник.
  • Виды лоскутных техник (пэчворк, аппликация).
  • Материалы, инструменты и приспособления, необходимые при работе.
  • Основные понятия техники лоскутного шитья: «орнамент», «композиция», «блок», «элемент», «схема», «панно», «коллаж».
  • Особенности изготовления шаблонов для раскроя ткани.

Практика.

  • Изготовить коллаж из лоскутков ткани.
  • Дополнительно декорировать различными материалами.

Коллективная работа:

  • Изготовление панно из лоскутков тканей, различных материалов (кожа, мех, кружево, тесьма, шнур, фурнитуры) в технике коллажа

Технологические способы соединения лоскутных деталей разнообразных  форм.

Теория.

  • Технология сборки и обработки определенных узоров (квадрат, треугольник, произвольная фигура).

Практика.

«Изготовление блока «роза» (составные элементы: полоски со сгибом):

  • Разработать эскиз.
  • Подобрать ткани по цвету.
  • Раскроить ткань по шаблону.
  • Изготовить образец в определенной последовательности.

Изготовление плоских изделий в технике лоскутного шитья. Аппликации.

Теория.

  • Понятие об аппликации как накладном шитье.
  • Место аппликации в дизайне одежды и предметном дизайне.
  • Материалы для аппликации (кусочки ткани, фетра, замши, кожи, меха).
  • Способы выполнения аппликации, материалы и применяемая фурнитура.
  • Способы закрепления аппликации (гладь, петелька, тамбурный шов, термоклеевые материалы).

 

Практика.

  • Выполнить образцы аппликации в различной технике (ручным способом, машинным, клеевым).
  • Выполнить аппликации в различных техниках ручной аппликации: аппликация из ткани с рисунком (комбинированные ткани).
  • Выполнить аппликации в различных техниках ручной аппликации: аппликация с кружевами, инвертированная (многослойная) аппликация их цветных однотонных тканей.

Изготовление объемных изделий в технике лоскутного шитья.

Теория.

Техники лоскутного объемного шитья:

  • «ляпачиха»  - разноцветные необработанные полоски нашивались на основу;
  • «махра», «розаны», «кругляки» – круглые, квадратные лоскуты стягивались по окружности, а объемные полученные детали нашивались в один слой на основу, накладывались в несколько слоев.

Лоскутное шитье из отходов швейного производства (нитки, обрезки шнуров, тесьмы, кромки тканей и других материалов) путем наложения между двух слоев прозрачной ткани и дальнейшего простегивания.

Практика.

  • Изготовить игрушку-подушку с использованием техник объемного лоскутного шитья.

Коллективная работа:

  • Панно в технике объемного лоскутного шитья.

Раздел 6. Изготовление сувениров из различных материалов

Декорирование бумагой (бутылка, книжный переплет, открытка, шкатулка, упаковка, рамка, папка).

Теория.

  • Бумага как материал декора.
  • Способы декорирования бумагой, доступные в обычных условиях.

Виды и структуры бумаги.

Практика.

  • Декорировать бутылку путем оклеивания туалетной бумагой (с одновременным формированием «складочек» нужной длины и направления), покраски и нанесения дополнительных элементов декора.

Примерные объекты дизайна:

  • Бутылка, цветочный горшок.

Материалы и оборудование:

  • Пустая бутылка, пустой цветочный горшок.
  • Туалетная бумага, клей из крахмала (или обойный), краски, кисть.

Ткань - материал декора.

Теория.

Ткань как материал для творчества.

Практика.

  • Изготовить картину из ткани в технике «КИНУСАЙГА» по одному из предложенных образцов.

Вата - материал декора.

Теория.

  • Понятие «вата» как пушистая масса волокон, слабо переплетённых между собой в различных направлениях.

Виды ваты: естественная (шерстяная, шёлковая, пуховая, хлопковая, льняная, пеньковая, сосновая, асбестовая) и искусственная (целлюлозная, стеклянная, металлическая, шлаковая, базальтовая).

Практика.

  • Изготовить композицию, пользуясь схемой.

Коллективная работа:

  • Композиция из веток и ваты «Снегири».

Раздел 7. Игрушка как объект дизайна. Мастерим игрушки сами.

Теория.

  • Плоские игрушки на картонной основе.
  • Этапы изготовления плоской игрушки.
  • Правила работы с методическими картами.
  • Повторение основных видов простых и декоративных швов: назад иголку, вперед иголку, петельный, через край, потайной.

Художественно-декоративная отделка игрушки.

Практика.

  • Изготовить плоскую игрушку на картонной основе, пользуясь методической картой.

Изготовление и дизайн полуплоской игрушки.

Теория.

  • Понятие о полуплоской (рельефной) игрушке.
  • Особенности крепления слоев (деталей) в полуплоской игрушки по принципу «от задней к передней».

Способы и материалы крепления деталей в полуплоской (рельефной) игрушке.

Практика.

  • Изготовить полуплоскую (рельефную) игрушку, пользуясь методической картой.

Изготовление и дизайн объемной игрушки.

Изготовление и дизайн народной и домашней игрушки.

Теория.

  • Понятие объемной игрушки, последовательность технологических операций в изготовлении.
  • Простейшие объемные игрушки на основе элементов квадрата, треугольника, круга (сова, дракон и др.)
  • Простейшие объемные народные куклы: «Куватка», «Купавка», «Сударыня Масленица», кукла «Коза», кукла «Крестушка».

Практика.

«Народные куклы «Куватка», «Купавка», «Сударыня Масленица», кукла «Коза», кукла «Крестушка».

Задания:

  • Выбрать тему работы.
  • Изготовить простейшие объемные куклы по предложенным технологическим картам.
  • Оформить игрушку.

Изготовление и дизайн мягкой игрушки.

Теория.

  • Понятие о мягкой игрушке.
  • Замысел игрушки.
  • Творческое моделирование. Эскиз.
  • Правила изготовления лекал к задуманной игрушке.
  • История создания мягкой игрушки.
  • Этапы изготовления мягкой игрушки.
  • Оформление. Характерная выразительность игрушки.

Практика.

«Изготовление мягкой игрушки».

Задания:

  • Выбрать тему работы.
  • Подобрать мех и раскроить игрушку.
  • Соединить детали игрушки двумя способами.
  • Произвести набивку игрушки.
  • Соединить части игрушки.
  • Оформить игрушку.

Раздел 8. Работа с тканью. Выполнение изделия в материале. Кукла как объект предметного дизайна.

Виды кукол. Изготовление куклы-сувенира.

Теория.

  • Виды кукол (мягкие бескаркасные (тряпичные) куклы, куклы на проволочном каркасе, марионетки и классические куклы).
  • Кукла из ниток как вид народной куклы.
  • Особенности изготовления куклы из ниток.

Мягкая бескаркасная (тряпичная) кукла.

Практика.

«Кукла из ниток»:

Задания:

  • Изготовить куклу из ниток, пользуясь технологической картой.

«Кукла-сувенир»:

Задания:

  • Изготовить куклу-сувенир, пользуясь технологической картой.

Изготовление тряпичных кукол.

Теория.

  • Мягкая кукла из лоскутков – предмет украшения интерьера.

Взаимосвязь дизайна куклы с дизайном интерьера.

Практика.

«Кукла- предмет интерьера»:

Задания:

  • Раскроить куклу, пользуясь технологической картой и готовыми выкройками.
  • Изготовить куклу.
  • Декорировать, дополнить деталями.

Примерные объекты дизайна:

  • Кукла-подушка, кукла в рамке.

Пошив, сборка элементов тряпичной куклы.

Теория.

  • Понятие «сувенир» (фр. souvenir - воспоминание, память) как предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении места паломничества туристов, музея и так далее. Соответственно, сувениры несут колорит места, в котором они были произведены и приобретены. Это может быть эмблема города, изображение памятного места, объект культуры.
  • Понятие «кукла-сувенир» как кукла, празднично одетая в традиционные национальные одежды или в костюм определенного стиля, или отвечающая направлениям современной моды.
  • Примеры кукол-сувениров.

Практика.

«Раскрой и шитье набивной тряпичной куклы с лицом и волосами»:

Задания:

  • Переснять детали готовой выкройки на ткань, разложить на кругловязаном трикотажном полотне с учетом направления петельного ряда.
  • Сшить детали по размеченным линиям, оставив в швах небольшие открытые участки.
  • Выкроить детали, оставив припуски 2-3 мм.
  • Детали вывернуть и придать им нужную форму.
  • Изготовить вкладыш для куклы, пользуясь технологической картой.
  • Вставить вкладыши в отдельные детали куклы из трикотажа и набить детали синтетической ватой.
  • Вкладыши готовых конечностей соединить со вкладышем туловища.
  • Подвернув срезы, пришить конечности к туловищу трикотажным швом мелкими стежками.

Раздел. 9. Вязание крючком.  Крючок - инструмент дизайна.

Основные приемы вязания крючком. Узоры.

Теория.

  • Понятие «вяза́ние» как процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).
  • История вязания крючком.
  • Материалы и инструменты.
  • Основные приемы вязания крючком, узоры (состоят из сочетаний петель и столбиков).
  • Основные виды петель и столбиков: воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом, столбики с двумя, тремя и более накидами.

Практика.

  • Освоить основные приемы вязания крючком.
  • Научиться владеть инструментом – крючок.
  • На основе петель и столбиков выполнить элементы вязания: листик, пышный столбик, бугорок, полуколечко, колечко, шишечка.

Вязание различными материалами (полиэтилен, тканные материалы, веревка и др.)

Теория.

  • История вязания различными материалами.
  • Подготовка различных материалов к вязанию.
  • Изготовление нитей для вязания из различных материалов (полиэтилен, тканные материалы, веревка и др.).

Практика.

  • Изготовить нити для вязания из различных материалов (полиэтилен, мех, тканые материалы, веревка и др.).
  • Изготовить одно из предложенных изделий.

Примерные объекты дизайна:

  • Сумка-клатч из полиэтиленовых пакетов.
  • Кружок из резаной ткани.
  • Сумка-мешок, связанная крючком из веревки.

Вязание различных декоративных элементов, цветов.

Теория.

  • Понятие «декор» (от лат. decoro - украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.

Понятие «декоративный элемент» как предмет украшения одежды, интерьера или предмета.

Практика.

  • Связать и декорировать цветок (другой декоративный элемент), подходящий к готовому изделию по стилю и цвету.

Раздел 10. «Основные приемы аппликации»

 Виды аппликации.

Теория: Аппликация, как один из видов изобразительной деятельности. Материалы: используемые для выполнения аппликаций.

Практика. Составление на листе композиции из геометрических форм. Вырезание из бумаги сложных форм.

Техника «обрывная аппликация» из бумаги.

Теория. Техника выполнения обрывной аппликации.

Практика. Выполнение работы в технике обрывной аппликации «Весенний пейзаж».

 Техника объемной аппликации из бумаги.

Теория. Технология складывания бумаги по образцам.

Практика. Создание объемной открытки 3-Д

  Технология аппликации из пластилина.

Теория. Виды пластилинографии. Техника выполнения.

Практика. Изготовление аппликации в разныхтехниках..

 Технология аппликации из ткани.

Теория. Обучение подбору ткани с учетом цветов и фактуры.

Практика. Выполнение сюжетных композиций  из ткани по мотивам сказок.

Итоговое занятие. Выставка работ.

 

Планируемые результаты.

По окончании реализации программы выпускники должны уметь:

 

  • правила безопасности труда при работе с инструментами;
  • классификацию текстильных волокон;
  • виды рисунков тканей;
  • терминологию и технологию выполнения ручных работ;
  • законы композиции;
  • законы цветоведения;
  • виды ручных стежков;
  • виды ручной вышивки и аппликации;
  • основы техник ДПИ: декупаж, ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), пэчворк, аппликация, фелтинг.

По окончании реализации программы выпускники должны знать:

  • технику безопасности при работе с инструментами;
  • выполнять простые эскизы изделий и отделки;
  • основы кроя;
  • способы уменьшения и увеличения выкроек;
  • правила подготовки ткани и выкройки к раскрою;
  • историю и виды народной игрушки и кукол;
  • приемы, основные этапы изготовления и оформления мягкой игрушки и куклы;
  • технологию изготовления плоской игрушки на картонной основе
  • технологию изготовления игрушек с проволочным каркасом;
  • технологию кроя и шитья игрушек из искусственного меха;
  • способы достижения характерной выразительности игрушки;
  • исторические и современные стили одежды;
  • основные силуэтные формы;
  • технологические свойства современных текстильных материалов;
  • законы композиции костюма;
  • содержание профессии дизайнера;
  • единство стиля костюма, причёски, косметики, аксессуаров;
  • построение чертежа плечевого изделия с модельными особенностями;
  • экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, ворсом;
  • правила подготовки и проведения примерки и устранения дефектов;
  • способы отделки и влажно-тепловой обработки;
  • технологическую последовательность и поузловую обработку плечевого изделия;
  • способы ремонта одежды;
  • виды самоклеящихся декоративных материалов;
  • традиционная художественная вышивка;
  • гармоничное сочетание аксессуаров с гардеробом;
  • современное направление моды;
  • моделирование одежды с использованием народного костюма как источника творчества;
  • требования к качеству готового изделия.
  • основные декорирования костюма с помощью росписи по ткани (батик), трафаретной печати и принта, аппликации, вязания крючком.

Календарный учебный график.

№ п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения

промежуточной итоговой аттестации

1

2023

01.09.2023

25.05.2024

36

180

324

5 занятий в неделю

Презентация  работ

Материально-техническое оснащение

      - Швейная машина,  булавки, нитки, иголки, картон, природный материал (соломка, за­сушенные части растений, кожа).

- Рабочая коробка ребенка (РКР), в ко­торую входят следующие инструменты и иг­лы: ножницы, кисточка для клея, шариковая ручка, небольшие отрезки хлопчатобумажной ткани, материалов (фетр, кожа, мех, поролон, синтепон, полиэтилен) циркуль, конверт для хранения вырезанных деталей и другие предметы, необходимые для реализации программы на каждом конкретном этапе.

Наглядные пособия: «Этапы выполнения элементов композиции», «Объемная аппликация. Этапы выполнения», «Оформление изнаночной стороны пан­но»

Расходные материалы: канцтовары (карандаши, ластики, скетч, линейки), бумага (для рисования, калька, бархатная, копиро­вальная}, клей ПВА, ткань для фока панно, бечевка, цветные нитки, тонкий шнур, наждачная бумага, самоклеющая пленка, деревянные заготовки.

Помещения:  

Учебный кабинет для проведения групповых и индивидуальных учебных

Компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение (компьютер, сканер, принтер, программное обеспечение текстовые и табличные редакторы, базы данных (электронная библиотека типовых, примерных, авторских программ по профилю образовательной программы дополнительного образования детей, сборников учебно-методических пособий и материалов).

Информационно обеспечение.

Информационно-иллюстративный  материал, видеоматериал на тему «АРТ- дизайн».

Кадровое обеспечение.

Педагог дополнительного образования.

Оценочные материалы.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:

  • · Беседы в форме «вопрос — ответ» для сравнения, сопоставления, выделения общего из частного и наоборот, что позволяет выявить и развить мышление, внимание, умение общаться, например: виды и стили в дизайне, чем они отличаются друг от друга. Собеседование применяется при проведении входящей диагностики с целью выявить имеющиеся знания и умения.
  • · Демонстрация работ проводиться в конце каждого занятия, с целью выявить типичные ошибки, насколько полно были применены имеющиеся знания и умения.
  • · Защита дизайн-проектов, проводится в конце учебного года, как форма контроля полученных знаний, умений и навыков за весь учебный год.
  • · Учебно-воспитательные мероприятия, в которые вовлекается весь коллектив демонстрация моделей, праздник выпускников и другие.
  • · Участие детей в выставках и фестивалях.

Методические материалы.

1) При реализации программы используется дидактический и лекционный материалы: разработки теоретических и практических занятий.

2) Наглядные видеоматериалы.

Список литературы.

Для педагога (программы и учебно-методические пособия):

Основные программы:

  1. Декоративная композиция. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 34-41.
  2. Вершинникова Е.Г. Программа «Школа дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.- сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113.
  3. Игнатьев Р.В. Программа «Детская студия дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.- сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113.
  4. Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.

Дополнительные программы:

  1. Антипина И.В. Образовательная программа творческой мастерской лоскутного шитья «Лоскутное шитье».- В сб.: М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 (серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»), с. 43-61.
  2. Ручная вышивка. - В сб.: Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып.8.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003, с. 82-88.
  3. Вязание на спицах. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 44-50.
  4. Вязание крючком. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 50-57.
  5. Волкова Н.А. Дизайн игрушки. - В сб.: Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып.8.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003, с. 65-74.

Дополнительная литература:

  1. Артамонова Е.В. Куклы.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, 224 с.
  2. Бурда.- журнал, 1990, № 8, с.98-102 (изготовление сувенирной куклы).
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; РАН. Ин-т рус. Яз. Им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., доп.- М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007, с.165.

Интернет-ресурсы:

  1. Материалы «Википедии» - формулирование основных понятий программы по разделам курса.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация