0+



 

Опубликовано: 17.11.2023 г.

Автор: Назарова Марина Владимировна, педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Реальная школа»

г. Воронеж

 

I.  Пояснительная записка

        1. Общая характеристика программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир рукоделия» относится к базовому уровню и имеет художественную направленность.

  1. Программа разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 (с изменениями и дополнениями, ред. от 17.02.2023г)
  • Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г №678-р)
  • Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683
    «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
    (с изменениями от 6 марта 2018 г.
  • Распоряжения Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р
    «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
    до 2025 года»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от  22.07.2022г № 629 (действует с 01.03.2023г по 28.09.2029г)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г. №28. (действует до 01.01.2027г)
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06 - 1844.)
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».

Тип программы: модифицированная. Данная программа разработана на основе типовых программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования Назаровой М.В. и модифицирована в части распределения часовой нагрузки на обучающихся и подборе объектов содержания, исходя из возможностей учреждения. При разработке программы учитывались требования выставок, конкурсов по художественному направлению и народно – прикладному творчеству.

Программа направлена на создание необходимых условий для личностного развития детей, позитивной социализации и профессионального самоопределения, адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и творческого труда обучающихся.

  1. Актуальность программы. Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Развивает интеллектуальные умения у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка и соответствует возрастным особенностям учащихся. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Основана на использовании новых технологий и техник обработки, с применением, авторских разработок по изготовлению изделий. Выполнение проектов решают одну из задач творческого развития учащихся, которые в ходе их выполнения включаются в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Сочетание различных форм общественно полезного, производительного труда на уроках и во внеклассное время способствует более эффективному решению задач трудового обучения и воспитания, позволяя учащимся овладеть определёнными программными умениями и навыками, расширить и углубить эти умения и навыки, осознать общественную значимость труда, почувствовать свои возможности.
  2. Новизна программы и отличительные особенности программы

Новизна программы заключается в использовании новых приемов и методов обучения декоративно-прикладному искусству, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Отличительной особенностью является приобщение учащихся к труду взрослых, введение в мир торжества красок и тканей, знакомство с давними традициями рукоделия и освоение азов кройки, шитья, вышивки, изготовления различных сувениров. Программа «Мир рукоделия» является начальным звеном в школе «Конструирования и моделирования одежды», которое обеспечивает преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся. Программа способствует созданию оптимальных условий для развития, обучения и воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.

  1. Педагогическая целесообразность программы выражается в следующих принципах:

- гуманизма (утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства культуры);

- дифференциации и индивидуализации обучения (выявление и развитие склонностей, способностей и на их основе обеспечение развития детей);

- увлекательности и творчества;

- системности (преемственность знаний);

- природосообразности (учёт возрастных и индивидуальных способностей, задатков, возможностей, обучающихся при включении в различные виды деятельности);

- культуросообразности (ориентация на потребности общества и личности обучающихся, адаптацию детей к современным условиям жизни общества);

- комплементарности (взаимодействия со школами).

  1. Цели и задачи.

Цель программы. Развивать эстетические чувства и представления, образное мышление и воображение. Формировать художественно – творческие способности учащихся, воспитать духовно-нравственных качества, эстетическое восприятие и чувства к окружающей деятельности. Через применение техник декоративного - прикладного искусства. Ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа. Регулятивно - поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми. Коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, эмоциональному настроению. Культурно-социальная компетентность приобщить к уважению, самоуважению, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- расширять знания в области декоративно-прикладного искусства,

- расширять объем знаний, учащихся об окружающем мире и развивать творческие качества личности,

- формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, ориентировать учащихся на результат, степень его выразительности,

- формировать эмоционально-социальные навыки в процессе практической деятельности.

Развивающие:

- развивать художественный вкус, чувство меры в оформлении одежды и интерьера дома с использованием приёмов народного творчества и ремёсел,

- развивать пространственное мышление, воображение, образное восприятие цвета, форм, пропорций.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, предприимчивость, рационализм, культуру поведения и бесконфликтного общения,

- воспитывать чувство гордости и любви к народным традициям и ремёслам.

  1. Формы и методы обучения:

 Форма обучения – групповая/очная

Формы организации учебного занятия: теоретические (объяснение или беседа) и практические (самостоятельная работа, коллективная работа, семинар, работа по индивидуальному плану обучения), игровые формы (сюжетные игры, спектакли, выставки, конкурсы и т.д.).

Методы обучения, словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

Возможна организация обучения по индивидуальным учебным планам для разных целевых групп.

Практико ориентированное содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, посильное для формирования практических умений, позволяет учащимся начать обучение со 2-го 3-го года учебного курса.

Реализация программы возможна режиме дистанционного обучения.

  1. Формы контроля и оценки результатов обучения:

Виды контроля: начальный, текущий, промежуточный, итоговый.

Формы контроля: контрольные вопросы, практическая работа, тестирование, выставочная работа, конкурсная работа, практическая работа.

Начальный контроль проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки учащихся. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала и на формирование практических умений и навыков. Промежуточный контроль проводится 2 раз в год: декабрь, май.  По итогам обучения по программе осуществляется итоговый контроль предусмотренного программой.

  1. Ожидаемые результаты обучения:

Учащиеся 1 года обучения должны знать:    

- виды декоративно-прикладного творчества;

- технику безопасности при работе с электрическими приборами, такими как утюг, электрическая швейная машина;

- начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при рукоделии;

- основные рабочие приемы работы с бумагой, тканью, лентами, бисером, проволокой и другими материалами;

- терминологию ручных стежков и строчек.

учащиеся должны уметь:

 - следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- создавать поделки, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- подбирать инструменты и материалы для работы.

- выполнять ручные стежки и строчки.

- изготавливать изделие.

- в процессе работы ориентироваться на качество изделий.

- работать со специальной литературой.

Учащиеся 2 года обучения должны знать:    

 - культуры труда, технику безопасности работы в швейной мастерской;

- виды декоративно-прикладного творчества;

- терминологию машинных работ

- техники бисероплетения;

- правила работы на швейной машине, заправка нитей, строчки различного назначения;

учащиеся должны уметь:

-  демонстрировать способность воспроизводить материал, самостоятельно действовать, выбирать способ решения;

- работать со специальной литературой.

- принципы работы на швейной машине, заправка нитей, строчки различного назначения;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике вышивка, бисероплетение, ручные и машинные швы и др;

Учащиеся 3 года обучения учащиеся должны знать:    

- технику безопасности при работе с электрическими приборами, такими как утюг, электрическая швейная машина;

- технологию изготовления мягких игрушек;

- технологию пошива юбки на резинке, фартука, прихваток и т.д.

- знать несложные поузловые обработки изделий. И применять из в изделиях.

учащиеся должны уметь:

- подбирать инструменты и материалы для работы.

- выполнять машинные стежки и строчки.

-  будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике вышивка, бисероплетение, ручные и машинные швы и др;

- изготовить швейные изделия (юбки на резинке, фартука, прихваток и т.д.)

 - работать на швейной машине, техникой безопасности при работе в швейной мастерской;

  1. Формы подведения итогов реализации программы:

итоговая выставка работ учащихся, творческий отчет.

  1. Документы по результатам обучения по итогам освоения программы, обучающиеся могут получить сертификат установленного образца.
  2. Возрастная категория учащихся: 8-14 лет.

Младшие школьники. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит педагогу, который является для него непререкаемым авторитетом. Дети этого возраста с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Их больше увлекает сам процесс учения, и они проявляют в этом отношении большую активность и старательность.  Продолжает проявляться потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях. Для познавательной деятельности характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. 

Подростковый возраст. Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо занятием: они не всегда осознают роль теоретических знаний, склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, но вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

  1. Срок реализации программы: 3 года.
  2. Объем программы в часах (в год):

1 года обучения составляет 144 часа.

 2 и 3 года обучения составляет 216 часов.

  1. Режим занятий:  

1 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа.

2 и 3 год обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, или 2 раза в неделю по 3 часа.

Количество учащихся в группах: до 10 человек. Во время занятий предусмотрены десяти минутные перерывы для отдыха.

  1. Календарный учебный график.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется с 15 сентября года по 31 мая текущего учебного года (в том случае, если группа укомплектована на 1 сентября текущего учебного года, занятия могут начинаться с 1 сентября).

Продолжительность учебного периода в течение учебного года - 36 недель, учебная деятельность по программе не осуществляется во время школьных зимних каникул.

Для каждой учебной группы предусмотрен календарно-тематический план (график) занятий по данной программе.

 

II. Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Всего

Количество часов

1-й год

2-й год

3-й год

1

Вводное занятие

18

6

6

6

2

Основные технологии швейных изделий

126

24

58

44

3

Инструменты и оборудование

28

8

8

12

4

Материаловедение

48

12

20

16

5

Рисунок одежды

24

6

12

6

6

Основы конструирования швейной одежды

60

-

26

34

7

Основы художественной обработки ткани

234

88

74

72

8

Изготовление выставочных работ

34

-

12

22

9

Зачёт, тестирование, защита творческой работы.  Творческий отчет.

4

-

-

4

 

Итого

576

144

216

216

III. 1-й год обучения

 

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего часов

Тео

рия

Прак

тика

1

2

3

4

5

6

1.

Вводное занятие

1.    Знакомство с программой, её задачами.

2.    Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД.

3.    История развития швейного мастерства.

4.    Виды декоративно-прикладного искусства.

6

6

-

Беседа

2.

Основные технологии швейных изделий

1.    Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД.

2.    Выполнение ручных стежков и строчек временного назначения.

3.    Терминология ручных работ.

4.    Изготовление ручных стежков.

24

8

16

Опрос учащихся

3

Инструменты и оборудование

1.    Правила использования инструментов, навыки правильного обращения.

2.    Инструменты для ручных работ. Работа с утюгом.

3.    Швейная машина. Правила работы. Заправка нитей.

4.    Выполнение простой строчки на шв. машине.

8

2

6

Опрос учащихся

4

Материаловедение

1.    Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД.

2.    Общие сведения о нитках.

3.    Общие сведения о видах тканей, ассортимент тканей.

4.    Свойства различных групп тканей и их использование.

5.    Общие сведения о видах меха. 

6.    Применение тканей, меха, фурнитуры в изделиях.

12

4

8

Опрос учащихся

5

Рисунок одежды

1.    Цветовой круг. Цветовые сочетания.

2.    Тёплые и холодные цвета.

3.    Рисунок, понятия о костюме, рисование модели одежды.

6

2

4

Опрос учащихся, выставка рисунков.

6

Основы художественной обработки ткани.

1.    Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД.

2.    Технология изготовления нательного белья.

3.    Технология изготовления игрушек из бисера;

4.    Технология изготовления постельного белья с применением лоскутной техники.

5.    Технология мягкой игрушки.

6.    Изготовление шаблонов, понятия о конструктивных линиях.

7.    Практическое изготовление изделий.

88

20

68

Опрос учащихся, практическая работа.

Творческий отчёт.

Итого:

144

40

104

 

Содержание раздела, темы

Раздел 1. Вводное занятие, техника безопасности, знакомство с видами декоративно-прикладного искусства.  

Тема 1.1 Знакомство с программой, её задачами.

Тема 1.2 Правила техники безопасности, личной гигиены, пожарной безопасности правила дорожного движения. Организация рабочего места.

Тема 1.3 История развития швейного мастерства.

Тема 1.4 Виды декоративно-прикладного искусства.

Форма контроля – беседа.

Раздел 2. Основные технологии швейных изделий

Тема 2.1 Правила техники безопасности, личной гигиены, пожарной безопасности правила дорожного движения.

Тема 2.2 Изучение, выполнение ручных стежков и строчек временного назначения.

Тема 2.3 Терминология ручных работ.

Тема 2.4 Изготовление ручных стежков и строчек временного и постоянного назначения. Смёточный шов, копировальный, обмёточный, петельный, смёточный, «козлик», стачной.

Форма контроля – опрос учащихся.

Раздел 3. Инструменты и оборудование

Тема 3.1 Правила использования инструментов, навыки правильного обращения. Навыки использования инструментов и приспособлений для ручных работ.

Тема 3.2 Инструменты для ручных работ: иглы, булавки, ножницы, линейки, карандаш. Работа с утюгом. Навыки работы с утюгом.

Тема 3.3 Швейная машина. Правила работы. Заправка нитей. Знакомство со швейной машиной.

Тема 3.4 Выполнение простой строчки на швейной машине.

Форма контроля – опрос учащихся.

Раздел 4. Материаловедение

Тема 4.1 Правила техники безопасности, личной гигиены, пожарной безопасности правила дорожного движения.

Тема 4.2 Общие сведения о нитках. Виды. Свойства.

Тема 4.3 Общие сведения о видах тканей: хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые, вискозные, льняные, синтетические. Ассортимент тканей: ситец, сатин, шёлк, шерсть, драп, мех.

Тема 4.4 Свойства различных групп тканей: технологические, гигиенические, эстетические. Подготовка тканей к шитью: декатировка, дублирование, утюжка.

Тема 4.5 Общие сведения о видах меха.  Раскрой, пошив изделий из меха.

Тема 4.6 Применение тканей, меха, фурнитуры в изделиях. Нахождение расположения кромки, нити основы, нити утка, декатировка.

Форма контроля – опрос учащихся.

Раздел 5. Рисунок одежды

Тема 5.1 Цветовой круг. Цветовые сочетания. Выполнение рисунка цветового круга.

Тема 5.2 Тёплые и холодные цвета.

Тема 5.3 Рисунок, понятия о костюме, рисование модели одежды.

Рисование одежды на фигуру (по шаблону)

Форма контроля – опрос учащихся, выставка рисунков.

Раздел 6. Основы художественной обработки ткани.

Тема 6.1 Правила техники безопасности, личной гигиены, пожарной безопасности правила дорожного движения.

Тема 6.2 Технология изготовления нательного белья. Изготовление выкройки чепчика и распашонки.

Тема 6.3 Технология изготовления игрушек из бисера. Бисерные фенечки серьги, колечко, животные из бисера.

Тема 6.4 Технология изготовления постельного белья с применением лоскутной техники. Постельное бельё для куклы: пододеяльник, наволочка, простынь, подушка, одеяло. Подушка с вышитым рисунком.

Тема 6.5 Технология мягкой игрушки. Технология раскроя изделий из меха, ткани, подкладки. Подушка - «лягушка». Изготовление, мягких игрушек на выбор учащихся.

Тема 6.6 Изготовление шаблонов, понятия о конструктивных линиях. Технология выполнения ручных швов. Технология выполнения выкроек, шаблонов.

Тема 6.7 Практическое изготовление изделий. Изготовление салфетки с использование ручных швов. Изготовление сумочки для сотового телефона.

Прихватка – «варежка». Изготовление чехол для очков с подкладкой.

Форма контроля - опрос учащихся, практическая работа. Творческий отчёт.

IV. 2-й год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего часов

Тео

рия

Прак

тика

1

2

3

4

5

6

1.

Вводное занятие 

1.    Знакомство с программой, её задачами.

2.    Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД. Организация рабочего места.

3.    История декоративно- прикладного искусства.

6

6

-

Опрос учащихся

2.

Основные технологии швейных изделия

1.    Терминология ручных работ.

2.    Выполнение сложных швов, гладьевых элементов, крестообразных швов. Стачной шов на швейной машине.

58

16

42

Опрос учащихся

3

Инструменты и оборудование

1.    Правила использования инструментов, навыки правильного обращения.

2.    Швейная машина. Правила работы. Заправка нитей.

3.    Регулировка (натяжения нитей в швейной машине.)

8

3

5

Опрос учащихся

4

Материаловедение

1.    Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД.

2.    Общие сведения о нитках.

3.    Общие сведения о видах тканей, ассортимент тканей.

4.    Свойства различных групп тканей и их использование.

5.    Общие сведения о видах меха. 

6.    Применение тканей, меха, фурнитуры в изделиях.

20

8

12

Опрос учащихся

5

Рисунок одежды.

1.    Родственно контрастные цветовые сочетания.

2.    Пастельная гамма.

3.    Рисунок моделей одежды в родственно-контрастных цветовых сочетаниях.

12

4

8

Опрос учащихся

6

Основы конструирования швейных изделий.

1.    Изготовления шаблона понятия о конструктивных линиях.

2.    Понятия о конструкции выкроек фартука, распашонки, чепчика, слюнявчика.

3.    Понятия о конструкции выкроек детского платья.

26

8

18

Опрос учащихся

7

Основы художественной обработки ткани.

1.    Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД.

2.    Технология и последовательность изготовления подушки с рисунком.

3.    Технология и последовательность изготовления миниатюрной сумочки.

4.    Изготовление прихватки -варежка.

5.    Технология изготовления Мехового ободка с ушками.

6.    Технология изготовления новогоднего колпачка.

7.    Технология и последовательность изготовления изделий при помощи шва «зиг-заг».

8.    Изготовление цветка из бисера, используя проволоку.

9.    Практическое изготовление изделий.

74

12

62

Опрос учащихся, практическая работа.

Творческий отчёт.

8

Изготовление выставочных работ

Изготовление изделий в фонд «Милосердие»

12

1

11

Практическая работа.

Итого:

216

58

158

 

  

Содержание раздела, темы

Раздел 1.  Вводное занятие

Тема 1.1 Знакомство с программой, её задачами.

Тема 1.2 Правила техники безопасности, личной гигиены, пожарной безопасности правила дорожного движения. Организация рабочего места.

Тема 1.3 История развития швейного мастерства. Виды декоративно-прикладного искусства.

Форма контроля - опрос учащихся.

Раздел 2.  Основные технологии швейных изделий

Тема 2. 1 Терминология ручных работ. Правила техники безопасности.

Тема 2.2 Выполнение сложных швов, гладьевых элементов, крестообразных швов. Стачной шов на швейной машине.

Изучение, выполнение машинных швов. Отработка навыков прямой строчки (на листе бумаги, без ниток и с нитками).

Выполнение стачного шва: в разутюкжу, в заутюжку, на ребро, на швейной машине.

Выполнение швов: зигзагообразный, настрочной (с открытым и закрытым срезами), шов в подгибку с открытым срезом.

Форма контроля - опрос учащихся.

Раздел 3.  Инструменты и оборудование

Тема 3.1 Правила использования инструментов, навыки правильного обращения. Инструменты для ручных и машинных работ: иглы, булавки, ножницы, линейки, карандаш. Работа с утюгом.

Тема 3.2 Швейная машина. Правила работы на швейной машине. Заправка нитей.

Тема 3.3 Регулировка (натяжения нитей в швейной машине). Выполнение простой строчки на машине.

Форма контроля - опрос учащихся.

Раздел 4.  Материаловедение

Тема 4.1 Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД. Правила техники безопасности, личной гигиены, пожарной безопасности правила дорожного движения. Организация рабочего места.

Тема 4.2 Общие сведения о нитках. Ассортимент нитей, свойства.

Тема 4.3 Общие сведения о видах тканей, ассортимент тканей. Общие сведения о видах тканей: хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые, вискозные, льняные, синтетические. Ассортимент тканей: ситец, сатин, шёлк, шерсть, драп, мех.

Тема 4.4 Свойства различных групп тканей и их использование. Свойства различных групп тканей: технологические, гигиенические, эстетические. Подготовка тканей к шитью: декатировка, дублирование, утюжка.

Тема 4.5 Общие сведения о видах меха. 

Тема 4.6 Применение тканей, меха, фурнитуры в изделиях.

Нахождение расположения кромки, нити основы, нити утка, различия ткани, декатировка.

Форма контроля - опрос учащихся.

Раздел 5.  Рисунок одежды

Тема 5.1 Родственно контрастные цветовые сочетания. Цветовой круг, цветовые сочетания, тёплые и холодные цвета.

Тема 5.2 Пастельная гамма. Рисование цветового круга.

Тема 5.3 Рисунок моделей одежды в родственно-контрастных цветовых сочетаниях. Рисование одежды на фигуру (по шаблону).

Форма контроля - опрос учащихся.

Раздел 6.  Основы конструирования швейных изделий.

Тема 6.1 Изготовления шаблона понятия о конструкт. линиях. Изготовление выкроек, раскладка выкроек на ткани.

Тема 6.2 Понятия о конструкции выкроек фартука, распашонки, чепчика, слюнявчика. Изготовление выкроек, раскладка выкроек на ткани.

Тема 6.3 Понятия о конструкции выкроек детского платья. Изготовление выкроек, раскладка выкроек на ткани.

Форма контроля - опрос учащихся.

Раздел 7.  Основы художественной обработки ткани.

Тема 7.1 Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД.

Тема 7.2 Технология и последовательность изготовления подушки с рисунком.

Тема 7.3 Технология и последовательность изготовления миниатюрной сумочки.

Тема 7.4 Изготовление прихватки - варежка.

Тема 7.5 Технология изготовления Мехового ободка с ушками.

Тема 7.6 Технология изготовления новогоднего колпачка.

Тема 7.7 Технология и последовательность изготовления изделий при помощи шва «зиг-заг».

Тема 7.8 Изготовление цветка из бисера, используя проволоку.

Тема 7.9 Практическое изготовление изделий. Технология изготовления детского платья, детской юбки.

Форма контроля - опрос учащихся, практическая работа. Творческий отчёт.

Раздел 8.  Изготовление выставочных работ

Изготовление изделий в фонд милосердия.  Изготовление белой розы, чехла для очков.

Форма контроля – выставка работ.

 

V. 3-й год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего часов

Тео

рия

Прак

тика

1

2

3

4

5

6

1.

Вводное занятие 

  1. Знакомство с программой, её задачами.

  2.  Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД. Организация рабочего места

   3.   История декоративно - прикладного искусства. История вышивки.

6

6

-

Опрос учащихся.

 

2.

Основные технологии швейных изделий

  1. Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД.

  2. Терминология ручных работ.

  3. Технология изготовления машинных швов, образцы технологии обработки изделий.

44

14

30

Опрос учащихся.

3.

Инструменты и оборудование

   1.  Правила использования инструментов, навыки правильного обращения.

   2.  Швейная машина. Правила работы.

   3.  Влажно-тепловая обработка изделий

12

6

6

Опрос учащихся.

4

Материаловедение

  1.  Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД.

2. Общие сведения о нитках, свойства.

  3.  Общие сведения о видах тканей, ассортимент тканей.

  4.  Свойства различных групп тканей и их использование.

  5.  Общие сведения о видах меха. 

  6.  Применение тканей, меха, фурнитуры в изделиях.

16

8

8

Опрос учащихся.

5

Рисунок одежды.

  1.  Родственно контрастные цветовые сочетания.

  2.  Родственное сочетание цветов.

  3.  Рисунок моделей одежды в родственно-контрастных цветовых сочетаниях.

   4.  Рисунок, понятия о костюме, рисование модели одежды.

6

2

4

Опрос учащихся.

6

Основы конструирования швейных изделий.

  1.  Изготовления шаблона понятия о конструктивных линиях. Изготовление образцов поузловой обработки изделий.

  2.  Понятия о конструкции выкроек фартука, распашонки, чепчика, слюнявчика.

 3.  Расчёт и построение выкройки фартука.

  4.   Расчёт и построение конструкции выкройки юбки из х\б ткани.

  5.  Расчёт и построение выкройки ночной сорочки.

34

17

17

Опрос учащихся.

7

Основы художественной обработки ткани.

  1.  Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД.

  2. Раскрой, декорирование, пошив фартука. ВТО фартука.

  3. Раскрой, декорирование, пошив юбки из х/б ткани. ВТО юбки.

  4. Раскрой, декорирование, пошив шорт. ВТО шорт.

72

12

60

Опрос учащихся.

8

Изготовление выставочных работ

Изготовление изделий в фонд «Милосердие»,

Изготовление творческой работы.

22

2

20

Практическая работа.

9

Зачёт, тестирование, защита творческой работы.

4

4

-

Творческий отчёт.

Итого:

216

71

145

 

 

Содержание раздела, темы

Раздел 1.  Вводное занятие

Тема 1.1 Знакомство с программой, её задачами.

Тема 1.2 Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД. Организация рабочего места.

Тема 1. 3 История декоративно - прикладного искусства. История вышивки.

История развития швейного мастерства. История декоративно- прикладного искусства. История вышивки.

Форма контроля - опрос учащихся.

Раздел 2. Основные технологии швейных изделий

  Тема 2.1 Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД. Правила техники безопасности, личной гигиены, пожарной безопасности правила дорожного движения.

Тема 2.2 Терминология ручных работ. Изучение, выполнение ручных швов.

 Тема 2.3 Технология изготовления машинных швов, образцы технологии обработки изделий. Терминология машинных работ.  Стачной шов, «в разутужку», настрочной: с открытым срезом, с одним закрытым срезом, зигзагообразный шов, шов в подгибку с закрытым срезом, накладной: с открытыми срезами, с одним закрытым срезом, двойной шов, окантовочный шов с открытым срезом, окантовочный шов с закрытым срезом, шов в подгибку с открытым срезом зигзагообразной строчкой, шов с кантом. Терминология машинных работ, кокетка с рюшкой, встречные складки, обработка горловины обтачкой, втачивание потайной молнией, обработка рюшки на кокетке, накладной карман.

Форма контроля - опрос учащихся.

Раздел 3.  Инструменты и оборудование

Тема 3.1 Правила использования инструментов, навыки правильного обращения. Инструменты для ручных и машинных работ: иглы, булавки, ножницы, линейки, карандаш. Работа с утюгом.

 Тема 3.2 Швейная машина. Правила работы. Правила работы на швейной машине. Заправка нитей. Регулировка (натяжения нитей в швейной машине.).

Тема 3.3 Влажно-тепловая обработка изделий.  Правила использования инструментов, навыки правильного обращения. Терминология утюжильных работ.

Форма контроля - опрос учащихся.

Раздел 4. Материаловедение

Тема 4.1 Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД.

Тема 4.2 Общие сведения о нитках, свойства.

Тема 4.3 Общие сведения о видах тканей, ассортимент тканей.

Тема 4.4 Свойства различных групп тканей и их использование. Свойства различных групп тканей: технологические, гигиенические, эстетические. Подготовка тканей к шитью: декатировка, дублирование, утюжка.

Тема 4.5 Общие сведения о видах меха. Свойства. Техника обработки.

Тема 4.6 Применение тканей, меха, фурнитуры в изделиях. Нахождение расположения кромки, нити основы, нити утка, различия ткани, декатировка.

Форма контроля - опрос учащихся.

Раздел 5. Рисунок одежды

Тема 5.1 Родственно контрастные цветовые сочетания. Цветовой круг, тёплые и холодные цвета, рисование цветового круга.

Тема 5.2 Родственное сочетание цветов.

Тема 5.3 Рисунок моделей одежды в родственно-контрастных цветовых сочетаниях. Понятия о костюме.

Тема 5.4 Рисунок, понятия о костюме, Рисунок моделей одежды в родственно-контрастных цветовых сочетаниях.  Рисование одежды на фигуру (по шаблону).

Форма контроля - опрос учащихся, выставка рисунков.

Раздел 6. Основы конструирования швейных изделий.

Тема 6.1.  Изготовления шаблона понятия о конструктивных линиях. Изготовление образцов поузловой обработки изделий.

Тема 6.2.  Понятия о конструкции выкроек фартука, распашонки, чепчика, слюнявчика.

 Тема 6.3. Расчёт и построение выкройки фартука.

Тема 6.4. Расчёт и построение конструкции выкройки юбки из х\б ткани.

Тема 6.5. Расчёт и построение выкройки ночной сорочки.

Форма контроля - опрос учащихся.

Раздел 7. Основы художественной обработки ткани.

Тема 7.1.  Правила ТБ, личной гигиены, ПБ, ПДД. Технология изготовления мягкой игрушки. Технология изготовления сувениров.

Тема 7.2.  Раскрой, декорирование, пошив фартука. ВТО фартука.

Тема 7.3. Раскрой, декорирование, пошив юбки из х/б ткани. ВТО юбки.

Тема 7.4. Раскрой, декорирование, пошив шорт. ВТО шорт.

Форма контроля - практическая работа.

Раздел 8. Изготовление выставочных работ

Технология изготовления белой розы, чехла для очков. Выбор творческой, выставочной работы. Технология изготовления творческой работы.

Форма контроля – творческий отчет.

 

Организационно-педагогические условия реализации программы

VI. Методическое обеспечение программы

          Методическое обеспечение программы включает в себя разработки блок тем, которые содержат:

- указания целей и задач по освоению учебного материала;

- описание технологии изготовления изделий;

-  методы конструирования и технологию пошива изделий.

Блок – темы обеспечиваются дидактическим материалов в виде схем, шаблонов лекал, образца выполнения различных видов шитья. Блок – темы составляются на основе отбора и использования современных методик, а также авторских разработок, методических материалов в помощь учащимся.

Учебный процесс строится на принципах:

- доступности – от простого к сложному;

- наглядности – показ готовых изделий или иллюстраций книг и журналов;

- основывается на знаниях и умениях, полученных в более ранние сроки обучения.

Учащиеся получают навыки конструирования, моделирования и технологии изготовления швейных изделий, знакомятся с приемами работы со швейными инструментами и материалами, получая необходимую базу для дальнейшего обучения кройки и шитью.

Теоретический материал излагается дозировано и сразу же закрепляется практическими занятиями.

VIII. Материально-техническое обеспечение программы

-  посадочные места по количеству обучающихся;

-  универсальные швейные машины;

-  утюг, гладильная доска, манекены;

-   комплекты лекал, линейка, карандаши;

- наглядные дидактические материалы, методические разработки, методическая литература;

- швейные принадлежности и инструменты (иглы, нитки швейные, фурнитура, распарыватель, ножницы, картон, клей и т.д.).

IX. Литература

Основная литература:

  1. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
  2. Миллер, Алис Драма одаренного ребенка и поиск собственного я / Алис Миллер. - М.: Корвет, 2017. - 138 c
  3. Бакланова, Т.И. Педагогика народного художественного творчества: Учебник / Т.И. Бакланова. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 160 c.
  4. Броссар, А. Текстильные куклы. Французская коллекция. Мастер-классы и выкройки / А. Броссар. - М.: Эксмо, 2019. - 199 c.
  5. Буйлова, Л. И. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2015. - № 15. - С. 567-572.
  6. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. - М.: Academia, 2018. - 224 c.
  7. Горской В. А. «Декоративно прикладное искусство». - М.: Просвещение, 2013-111с.
  8. Голованов В. П. «Методика и технологии работы педагога дополнительного образования». Учеб. Пособие. - М.: Просвещение, 2014-156с.
  9. 1000 идей для рукоделия. Выбери нужную идею за одну минуту. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2016. - 320 c.
  10. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
  11. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. - М.: Academia, 2018. - 206 c.
  12. Головнина М. В., Михайлец В. М., Ямпольская А. М. Современная отделка одежды / Стучасне оздоблення одягу; Технiка - М., 2018. - 168 c.
  13. Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды. - М.: Академия 2010.
  14. Кононович Т. П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк- М.: Рипол Классик, СПб.: Валерии СПд. 2012-112-е.
  15. Максимова М. В., Кузьмина М. А., Кузьмина Н. Ю. Такие разные куклы. М.: Изд-во Эксмо. 2014-80с.

Список рекомендуемой литературы для педагогов:

  1. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Практикум: Учебное пособие / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
  2. Клапаред, Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика / Э. Клапаред. - М.: ЛКИ, 2018. - 168 c.
  3. Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе / А.И. Савенков. - М.: У-Фактория, 2018. - 272 c.
  4. Сальникова, Нина Работа с детьми: школа доверия / Нина Сальникова. - М.: Питер, 2018. - 282 c.
  5. Харченко, В. К. Словарь современного детского языка / В.К. Харченко. - М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2018. - 640 c.
  6. Детский стресс. Мозг и поведение. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 345 c.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся:

  1. Адриенн Броссар. Куклы из ткани во французском стиле. Мастер-классы и выкройки. – М.: Эксмо, 2017 – 144с.
  2. Burda. Мое хобби – шитье. – М.: Контэнт, 2017 – 128с.
  3. Рукоделие: Вышивание. Вязание. Плетение. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2015. - 288 c.
  4. Можаева, Е.М. Русские игрушечные кони / Е.М. Можаева. - М.: Советская Россия, 2018. - 127 c.
  5. Журналы мод различных изданий.
  6. Информационные ресурсы сети «Интернет».
  7. Новая энциклопедия рукоделия. Вышивка. Шитье. Аппликация. Пэтчворк. Вязание крючком и спицами. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, 2015. - 320 c.
  8. Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки. Издательство: АСТ — Сова, 2017. -184 с.
  9. Лебедева, Татьяна Викторовна 55 моделей авторских кукол / Лебедева Татьяна Викторовна. - М.: Владис, 2020. - 877 c.
  10. Максимук, А. М. Мягкая игрушка. Творческое развитие ребенка / А.М. Максимук. - М.: Феникс, 2020. - 240 c.

 

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация