Опубликовано: 19.11.2023 г.
Автор: Савина Елена Игорьевна, воспитатель
МАДОУ г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
Развитие речи детей дошкольного возраста является важным этапом в их развитии и образовании. Для того чтобы дети могли легко выражать свои мысли и чувства, необходимо использовать игровую деятельность как эффективный метод обучения.
Игры могут быть различными, но все они направлены на развитие речи детей. Например, игры на развитие фонематического слуха помогают детям различать звуки в словах и правильно произносить их. Игры на развитие грамматики помогают детям понимать и использовать правила языка для составления предложений. Игры на обогащение словарного запаса помогают детям узнавать новые слова и использовать их в своей речи.
Кроме того, игры могут быть использованы для развития коммуникативных навыков детей. Например, игра "Кто говорит?" помогает детям понимать, что каждый человек имеет свой голос и что нужно слушать друг друга, чтобы общаться. Игра "Я говорю, ты говоришь" помогает детям учиться выражать свои мысли, чувства и желания словами.
Важно помнить, что игры должны быть интересными и разнообразными, чтобы дети могли учиться с удовольствием. Кроме того, необходимо поощрять детей за их успехи в развитии речи и отмечать их достижения.
Таким образом, игровая деятельность является эффективным методом развития речи детей дошкольного возраста. Игры помогают детям учиться правильно произносить слова, использовать грамматические правила и обогащать свой словарный запас. Кроме того, игры развивают коммуникативные навыки детей и помогают им учиться выражать свои мысли словами.
Игра как эффективное средство в развитии речи дошкольника.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Так писал про игру, известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Речь - это важный элемент человеческой деятельности. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.
В связи с этим я выбрала тему : «Игра как эффективное средство в развитии речи дошкольника» Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Основная цель работы - формирование грамматического строя речи и развитие связной речи детей дошкольного возраста, средствами игровой деятельности.
Из основной цели вытекают следующие задачи:
1.Создание условий для формирования грамматического строя речи.
2.Обучение связной речи через игру.
3.Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений.
Для реализации созданы следующие условия: театрализованный уголок, подбор настольно-печатных, дидактических игр в соответствии с возрастом, предметно-развивающая среда.
Методы, используемые в работе:
- наглядный;
- словестный;
- практический.
Все эти методы реализовывались при помощи приёма игр.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся по степени самостоятельности и творчества детей в игре. Наиболее популярной является классификация Н. К. Крупской, которая разделила детские игры на две группы :
I.Творческие игры:
1) режиссерские,
2) сюжетно-ролевые,
3) театрализованные,
4) игры со строительным материалом.
II.Игры с правилами:
1) подвижные игры,
2) дидактические игры.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения в ведущей игровой
деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной . В сюжетно-ролевых играх дети брали на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводили их деятельность и отношения между ними. При этом они комментировали свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.
На основе сказок дети учились изменять тембр голоса в зависимости от исполняемой ими роли. Кукольный театр так же, может быть прекрасным инструментом в развитии речи, воспитании ораторских способностей. В действиях кукол дети могут увидеть свое отражение.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь .
Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.
Театрализованная деятельность является одним из компонентов художественно-речевой деятельности, средством развития образной, литературной речи. Дети знакомились с окружающим миром, учились правильному звукопроизношению, выполняли различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Благодаря театрализованным занятиям у детей развиваются коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, эстетические чувства.
Считаю что важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организации деятельности его поведения, формирование социальных связей.