0+



 

Опубликовано: 22.11.2023 г.

Автор: Хон Екатерина Николаевна, воспитатель

МАДОУ детский сад № 15 города Ельца

 

       Термин «экспериментирование» в STEАM понимается как особый способ практического освоения действительности, и направлен на создание таких условий, в которых предметы не видны в обычных жизненных ситуациях.

Особенность экспериментирования состоит в том, что ребёнок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывает или прекращает его, изменяет это явление в том или ином направлении.

               2023 11 22 11 50 33                             

В процессе экспериментирования дети учатся определять в знакомых предметах новые и неизвестные для себя свойства, сравнивать, анализировать, обобщать, планировать свою деятельность, обсуждать её ход и вместе идти к результату. Это и помогает  приобрести необходимые навыки совместных действий, где дети помогают и поддерживают друг друга.

          Экспериментирование в STEAM обучении неразрывно связано с исследовательской деятельностью.

А что же мы понимаем под исследовательским методом обучения детей дошкольного возраста?  Это восприятие и усвоение материала в результате возникшей у ребёнка потребности в знаниях. Это и является созданием условий для познавательной деятельности, которая требует решения важных вопросов, умений анализировать, делать выводы, видеть взаимосвязь отдельных явлений и предметов со средой, в которой они находятся.

 В своей практике я использую как случайные эксперименты- которые не требуют специальной подготовки. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент. Например, когда дети увидели что-то интересное на прогулке. И мне, как педагогу, нужно быстро сориентироваться, найти что-то под рукой, что поможет провести эксперимент.

И запланированные эксперименты , которые имеют  структуру  при проведении экспериментально- исследовательской деятельности.

               2023 11 22 11 51 09

 

2023 11 22 11 51 20                    

       Основными этапами являются : создание мотивации к исследовательской деятельности, выявление проблемы, формулирование гипотез, путей, способов исследования, таких как наблюдения, опыты, эксперименты, обсуждение увиденных результатов, и сделанные на их         основе выводы.

        Принцип последовательности исследовательского поиска детей, основан на постепенном сокращении педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников. Любое исследование предполагает получение ответа ребёнком на поставленный вопрос. Почему происходит то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие знания и умения остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично участвовал в экспериментировании, планировал свою деятельность, делал вывод.

                                                                         2023 11 22 11 51 32

           Подготовку к проведению исследований и экспериментов я начинаю с мотивации к деятельности, определяя текущие задачи и их обсуждение. Затем дети выбирают объект, с которым будут знакомиться, обсуждают пути и способы решения проблемы или исследования.

Предлагая детям провести исследование, я сообщаю цель или задачу,  но не на прямую, а вопросами так, чтобы дети сами могли определить, что им нужно сделать.

Дается время на обдумывание, и составляется план действий.

В процессе экспериментирования необходимо поддерживать и направлять детей на правильный ход деятельности, помогать тем, кто находит собственные способы решения задач.

        2023 11 22 11 52 05                     

И это осуществляется в нескольких вариантах:

  • дети проводят эксперимент, но не знают его результата, и таким образом приобретают навыки совместной деятельности;
  • или же, когда дети обсуждают то, что может получится, какой может быть вывод, ход экспериментирования, пути решения, а затем проверяют, правильно ли они запланировали и сделали вывод.

                                        

    В заключительном этапе эксперимента, мы подводим итоги и обсуждаем результаты. Выводы делаем в словесной форме, или используем графическое фиксирование результатов.

        В процессе нашей опытно-исследовательской деятельности, бывают и такие  эксперименты, которые служат ответом на вопрос ребенка. Тут привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо группа заинтересованных детей. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую детям самим установить истину, проведя несложное наблюдение: «А вы сами посмотрите, понаблюдайте и поймите».

        Чтобы исследовательская деятельность развивала у детей познавательный интерес, я подбираю такое содержание деятельности, которое будет доступно для их понимания, и предлагаю разные способы осуществления этой деятельности  и находим вместе правильные решения.

В процессе экспериментирования с детьми необходимо общаться, направлять их на результат: зачем мы это делаем? что сейчас будем узнавать? что получим в результате?

Специальные материалы, представленные для экспериментально – исследовательской деятельности, помогают привлечь внимание детей к экспериментированию, делают занятия яркими и интересными, формируют начальные умения проведения самостоятельных исследований.

Материалы, находящиеся в нашем уголке экспериментирования, находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.                     

                                 2023 11 22 11 52 37

В уголке экспериментирования имеется: как основное (разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; природный и бросовый материал; и т.д.) так и дополнительное оборудование (фартуки, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.)

 

2023 11 22 11 52 51

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация