Опубликовано: 22.11.2023 г.
Автор: Хон Екатерина Николаевна, воспитатель
МАДОУ детский сад № 15 города Ельца
Термин «экспериментирование» в STEАM понимается как особый способ практического освоения действительности, и направлен на создание таких условий, в которых предметы не видны в обычных жизненных ситуациях.
Особенность экспериментирования состоит в том, что ребёнок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывает или прекращает его, изменяет это явление в том или ином направлении.
В процессе экспериментирования дети учатся определять в знакомых предметах новые и неизвестные для себя свойства, сравнивать, анализировать, обобщать, планировать свою деятельность, обсуждать её ход и вместе идти к результату. Это и помогает приобрести необходимые навыки совместных действий, где дети помогают и поддерживают друг друга.
Экспериментирование в STEAM обучении неразрывно связано с исследовательской деятельностью.
А что же мы понимаем под исследовательским методом обучения детей дошкольного возраста? Это восприятие и усвоение материала в результате возникшей у ребёнка потребности в знаниях. Это и является созданием условий для познавательной деятельности, которая требует решения важных вопросов, умений анализировать, делать выводы, видеть взаимосвязь отдельных явлений и предметов со средой, в которой они находятся.
В своей практике я использую как случайные эксперименты- которые не требуют специальной подготовки. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент. Например, когда дети увидели что-то интересное на прогулке. И мне, как педагогу, нужно быстро сориентироваться, найти что-то под рукой, что поможет провести эксперимент.
И запланированные эксперименты , которые имеют структуру при проведении экспериментально- исследовательской деятельности.
Основными этапами являются : создание мотивации к исследовательской деятельности, выявление проблемы, формулирование гипотез, путей, способов исследования, таких как наблюдения, опыты, эксперименты, обсуждение увиденных результатов, и сделанные на их основе выводы.
Принцип последовательности исследовательского поиска детей, основан на постепенном сокращении педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников. Любое исследование предполагает получение ответа ребёнком на поставленный вопрос. Почему происходит то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие знания и умения остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично участвовал в экспериментировании, планировал свою деятельность, делал вывод.
Подготовку к проведению исследований и экспериментов я начинаю с мотивации к деятельности, определяя текущие задачи и их обсуждение. Затем дети выбирают объект, с которым будут знакомиться, обсуждают пути и способы решения проблемы или исследования.
Предлагая детям провести исследование, я сообщаю цель или задачу, но не на прямую, а вопросами так, чтобы дети сами могли определить, что им нужно сделать.
Дается время на обдумывание, и составляется план действий.
В процессе экспериментирования необходимо поддерживать и направлять детей на правильный ход деятельности, помогать тем, кто находит собственные способы решения задач.
И это осуществляется в нескольких вариантах:
- дети проводят эксперимент, но не знают его результата, и таким образом приобретают навыки совместной деятельности;
- или же, когда дети обсуждают то, что может получится, какой может быть вывод, ход экспериментирования, пути решения, а затем проверяют, правильно ли они запланировали и сделали вывод.
В заключительном этапе эксперимента, мы подводим итоги и обсуждаем результаты. Выводы делаем в словесной форме, или используем графическое фиксирование результатов.
В процессе нашей опытно-исследовательской деятельности, бывают и такие эксперименты, которые служат ответом на вопрос ребенка. Тут привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо группа заинтересованных детей. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую детям самим установить истину, проведя несложное наблюдение: «А вы сами посмотрите, понаблюдайте и поймите».
Чтобы исследовательская деятельность развивала у детей познавательный интерес, я подбираю такое содержание деятельности, которое будет доступно для их понимания, и предлагаю разные способы осуществления этой деятельности и находим вместе правильные решения.
В процессе экспериментирования с детьми необходимо общаться, направлять их на результат: зачем мы это делаем? что сейчас будем узнавать? что получим в результате?
Специальные материалы, представленные для экспериментально – исследовательской деятельности, помогают привлечь внимание детей к экспериментированию, делают занятия яркими и интересными, формируют начальные умения проведения самостоятельных исследований.
Материалы, находящиеся в нашем уголке экспериментирования, находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
В уголке экспериментирования имеется: как основное (разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; природный и бросовый материал; и т.д.) так и дополнительное оборудование (фартуки, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.)