0+



 

Опубликовано: 22.11.2023 г.

Автор: Новикова Елена Валерьевна, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 100 г. Челябинск

 

Аннотация: в статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия – лэпбука – для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).

Ключевые слова: дошкольник, лэпбук, речь.

       В условиях модернизации дошкольного образования требования стандарта к результатам освоения общей образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из итоговых результатов выпускника детского сада является такое качество как: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, которая наряду с самостоятельной деятельностью, является сегодня приоритетной моделью обучения, развития дошкольников и способствует достижению ими целевых ориентиров.

Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Важно активно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.

Изучив методическую, психолого-педагогическую литературу, акцентируя свое внимание на формах, подходах организации совместной деятельности, заинтересовалась незнакомой мне формой работы с детьми, которая имеет такое непривычное название как «Лэпбук.

Преимущества использования лэпбука: он информативен и полифункционален;  способствует развитию творчества и воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части). Структура и содержание лэпбука доступны детям дошкольного возраста; лэпбук обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук – это целая интерактивная папка, которая позволяет  пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов, ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков, формировать грамматические категории, развивать связную речь, формировать психологическую базу речи, совершенствовать мелкую моторику.

В практике работы с детьми лэпбук используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи; также в свободной деятельности используются карточки и игры из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.

Рассмотрим это на примере лексической темы «Осень, осень, в гости просим».

2023 11 22 12 27 57

 

Для первого дня недели мной был подготовлен лэпбук формата А5 «Кто такая Осень?». В окошечке лэпбука, за шторкой, разместился «портрет» Осени в виде рыжеволосой девушки. На некоторых прядях зафиксировали маленькие свиточки с загадками про осень. Из кармана в виде осеннего листочка видимы краешки карточек с склеенными сухими листьями деревьев, на обратной стороне которых фотографии с их изображением в естественной среде. В кармане в облике тучки разместились карточки-тучки с загадками и приметами по теме. В прозрачном кармане – картина-паззл для составления рассказа и беседы. В маленьком конвертике с изображением символа «?» - записка с заданием нарисовать портрет Осени, коллективно применяя вместо кисточки пальчики и ладошки. В кармане с нарисованным скрипичным ключом - слова песни про осень (по расписанию в данный день музыкальное занятие).

2023 11 22 12 28 09

 

Работу с этим лэпбуком проводили в течение всего дня, а перед уходом домой в приёмной дети совместно с родителями «нашли» большую (формата А2) книгу. Она была пустой, а к ее завязкам был прикреплен конверт, раскрыв который дети нашли очень много разных карманов, конвертиков, заготовок окошечек и т. д. Возник настоящий интерес, дети были заинтригованы происходящим, активно рассказывали родителям о «волшебной» маленькой книжечке про осень, в которой немало секретов, и очень ждали следующего дня и встречи с данной загадочной книгой.

В рамках данного эксперимента – проверки эффективности лэпбуков для обучения дошкольников – мной были созданы лэпбуки на самые разнообразные темы: "Зима", "Осень", "Весна", "Мой сад", "Транспорт", "Масленица", "Моя семья". Структура лэпбуков разная и меняется в соответствии с возрастом.

Лэпбуки для детей младшего дошкольного возраста содержат простые дидактические игры "Найди одинаковое", "Что носят зимой",  а также раскраски, загадки, разрезные картинки (паззл) и задания составить рассказ по картинке.

На старший дошкольный возраст дети сами могли заполнять лэпбук, что-либо дорисовать или дописать. Например, дети наблюдали и зарисовывали, как растет растение. Детям очень интересно играть с лэпбуками, им хочется все вытащить, потрогать; важно чтобы все кармашки и окошки открывались, а детали дэпбука двигались и крутились.

Игры в лэпбуке можно постоянно менять в зависимости от возраста детей и проводить ремонт. Такая интерактивная книжка рассчитана на любой возраст, а создается достаточно просто: достаточно включить в нее несколько дидактических игр и сделать как можно больше частей подвижными. И так как лэпбук – это очень эффективный способ обучения дошкольников, я проводила мастер-класс для педагогов про созданию лэпбука "Что такое лэпбук и с чем его едят". Полученные на мастер-классе буклеты и памятки очень пригодились педагогам, ведь лэпбук, будучи очень полезной вещью, нигде не продаётся, поэтому такие интерактивные книжки педагог должен создавать сам, подключая к творческому процессу не только дошкольников, но и их родителей. Так, заинтересовавшиеся родители создали для нас лэпбуки «Осенняя погода», «Жизнь растений осенью», «Куда и для чего улетают птицы», «Радостная осень», которые мы с удовольствием «изучали» вместе с детьми. Бабушка воспитанника придумала лэпбук в виде дневника «Наблюдай, какая я, очень красивая осень». Данный лэпбук мы наполняли, проводя наблюдения во время прогулок целый сентябрь. Для укрепления речевых умений и обогащения словарного запаса по теме осень мы с детьми дополнили данный лэпбук конвертиком «Копилка осенних слов» в форме сундучка. Работа со словами из сундучка развивала у детей умение понимать и разъяснять значение слова, фразы, формируя энтузиазм к родному языку.

                2023 11 22 12 28 24

Теперь эти яркие книжечки заняли своё почтенное место в уголке тайн и загадок. Дети никак не утратили к ним интерес: берут, рассматривают, опять выполняют задания (без помощи других), активно общаются, делятся эмоциями о совместной работе с родителями над ее творением. Умения, полученные при «общении» с лэпбуками, дети покажут на ежегодном конкурсе чтецов.

Родители, которые попробовали создать лэпбук, высказывают желание и далее «играть» вместе с детьми, творя чудесные книжки для детей. Возникли предложения и от других родителей, которые стали увлекаться планированием лексических тем на данный год.

Естественно, такая работа требует затрат времени и личных усилий, однако результат оправдывает данные затраты. Об этом Д.А. Гатовская в своей статье сказала очень точно: «Лэпбук - это ... полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будут длиться всю жизнь, так как если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов» [1].

Таким образом, лэпбук - эффективное средство не только для обучения детей-дошкольников, но и для привлечения родителей к сотрудничеству. Это инновационная действенная разработка обучения, информативный и методологически осмысленный «помощник» в работе педагога. Работа с лэпбуками внесла немало позитивных моментов в общее и речевое развитие детей, поэтому лэпбуки обязательно стоит использовать в процессе обучения всем педагогам, которые желают не только развивать детей, но и пробудить в них живой интерес, стремление к командной работе и активное взаимодействие с окружающим миром.

 

Список литературы

 

  1. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 162-164.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст] (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Силкина Е.Н. Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ / Е.Н. Силкина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://silkina.teacher38.ru

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация