Опубликовано: 27.11.2023 г.
Автор: Митаки Татьяна Ивановна, воспитатель
МБДОУ № 2 «Колокольчик», с.Троицкое
Цель: создание условий для развития интереса к живой и неживой природе, стремления к ее познанию.
Задачи:
- Способствовать поддержанию диалога во время обследования объектов неживой природы;
- Создавать условия для определения свойств песка, его изменения при взаимодействии с водой;
- Формировать устойчивые представления об устройстве муравейника.
- Закладывать предпосылки бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: емкость с сухим песком, лейка с водой, сухие ветки, иголки хвои, шишки, сухие листья, картина с изображением муравейника в разрезе, маски муравьёв на каждого ребёнка.
Предварительная работа: экскурсия в парк муравейнику; игры с песком в песочнице; чтение произведений В. Бианки, М. Пришвина, А. Сладкова (о жизни насекомых и зверей).
Ход занятия:
Воспитатель в маске муравья встречает детей.
Воспитатель: Здравствуйте, мои милые ребятки! Я царица-муравьёв! Мама-муравьиха. Ой, а где же мои детишки-муравьишки? Да вот же они. (Одевает маски муравьёв на детей).
Воспитатель: Я знаю, что все мурвьишки любят играть в весёлые игры, давайте и мы поиграем. (П/и «Муравьи и муравейник»)
Видеозвонок от муравья: (включается запись)
Я весёлый муравей
И пришёл к вам не играть,
Прошу помощь оказать
Был у нас огромный дом,
Нам уютно было в нем.
Вдруг пожар в лесу большом —
И дотла сгорел наш дом.
Вот теперь мы все без крова.
Мы не выживем без дома.
Очень зимушка-то злая —
Муравьи все замерзают.
Воспитатель: Беда случилась у наших друзей-муравьишек. Что произошло?
Дети: Был пожар и сгорел дом у муравьёв.
Воспитатель: От чего мог загореться муравейник?
Дети: Кто- то развёл костёр в лесу и не потушил его.
Воспитатель: А чем мы можем помочь муравьям?
Дети: Надо построить новый дом.
Воспитатель: Правильно, мы построим новый муравейник нашим друзьям. У меня есть молоток и гвозди, пригодятся?
Дети: Нет! Они строят свой дом без гвоздей и молотка.
Воспитатель: Давайте вспомним, из чего построен дом муравьев?
Дети: Из песка, веточек, иголок от хвойных деревьев, шишек, сухой листвы.
Воспитатель: Пора приступать к работе, надо нам потрудиться. Отправляемся на поиски строительного материала. Вы готовы?
Муравей не отдыхает. (Дети маршируют на месте)
За день много успевает: (Дети маршируют, двигаясь по группе)
Наклониться, потянуться, (Наклон руки вытянуты вперёд, тянутся вверх на носочках)
Перепрыгнуть, изогнуться, (Прыжок на двух ногах с продвижением вперёд, прогнутся назад)
Пробежать и повернуться, (Бег на месте, поворот вокруг себя)
И на месте не споткнуться. (Маршируют на месте)
Так весь день. Назад - вперёд
И совсем не устаёт.
Дети, выполняя действия двигаются по группе и собирают тот материал, который им пригодится для постройки муравейника. Природный материал предварительно раскладывается педагогом в контейнерах по группе.
Воспитатель: Молодцы много строительного материала собрали.
Скажите, какой формы муравейник, на что он похож?
Дети: На горку, холмик, купол, треугольник.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас есть песок. Давайте из него сделаем горку- основу для муравейника? Получилось?
Дети: Да.
Воспитатель: Расскажите, как устроен муравейник? Что у него внутри?
Дети: В муравейнике много коридорчиков, комнат.
Воспитатель: Попробуйте сделать коридорчики и комнатки. Получается?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что песок сухой, сыпучий, не лепится.
Воспитатель просит некоторых детей произнести слова сухой, сыпучий.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы из песка можно было строить?
Дети: Добавить в песок воды.
Воспитатель: Давайте попробуем. Посмотрите, вода исчезла, она забралась в песок и там уютно «устроилась». Сухой песок хорошо пропускает воду. Каким стал песок? Дети: Мокрым и влажным.
Воспитатель: А теперь мы сможем сделать в муравейнике комнатки и коридорчики?
Дети: Да, теперь у нас получится.
Воспитатель: Давайте попробуем. Получилось!
Воспитатель: А какие комнаты есть в муравейнике? (Воспитатель обращает внимание детей на картину муравейника в разрезе).
Дети: солярий, 2 входа, зимовальная камера, хлебный амбар, царская комната, мясная кладовка, коровник, детские комнаты.
Во время постройки воспитатель интересуется у детей кто, какую комнату строит.
Воспитатель: А в какой комнате муравьи зиму пережидают?
Дети: В зимовальной комнате.
Воспитатель: А почему муравьи прячутся в эту комнату?
Дети: Муравьям холодно зимой, а в зимовальной комнате тепло.
Воспитатель: Чтобы наши муравьишки не замёрзли, утеплим наш муравейник? Чем мы его утеплим?
Дети: Палочками, сухими листьями, шишками, иголками от хвои.
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: Да, мы сделали новый домик для наших друзей-муравьишек. Когда мы пойдём на прогулку, отнесём муравейник под ёлочку нашим муравьишкам, и они не погибнут от холода. Молодцы ребята! Вы сегодня сделали добрый поступок. И я надеюсь, что добрые дела вы будете делать всегда, даже когда превратитесь из муравьишек обратно в детей.
Воспитатель предлагает снять маски.
Ссылка на видео https://cloud.mail.ru/public/yYWv/JL2byuaCS