Опубликовано: 28.11.2023 г.
Автор: Балакадашева Гульмира Халиловна, воспитатель
МАДОУ г. Нягани "Детский сад №5 "Дубравушка"
Тема: «Путешествие в страну математика».
Цель: закрепление знаний детей о цифрах, геометрических фигурах, времени суток с использованием ТРИЗ - технологии.
Программные задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей выполнять ТРИЗ - упражнения, считать предметы, обозначая их цифрой, ориентироваться в пространстве;
- повторить прямой и обратный счет, местонахождение цифры в ряду от 1 до 5;
- отгадывать математические загадки;
- закреплять навыки счета, элементарные знания о свойствах знакомых геометрических фигур.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, глазомер, воображение, сообразительность;
- развивать мелкую моторику, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике;
- способствовать развитию познавательной активности;
- формировать организованность на занятии.
Материал и оборудование: кукла Матеша; демонстрационные цифры; геометрические фигуры; стрелки - «указатели»; наборное полотно (демонстрационное); индивидуальные карточки для счета; карточки для определения ширины тропинки («Кто по какой тропинке ходит?»); набор карточек: утро, день, вечер, ночь - на каждого ребенка; набор геометрических фигур; кассы цифр.
Педагогические технологии: ТРИЗ, игровые, здоровьесберегающие.
Предварительная работа: игры-упражнения ТРИЗ, наблюдение за характерными событиями в определенное время суток; отгадывание загадок; игры конструктивного характера с геометрической мозаикой.
Ход НОД
Воспитатель загадывает загадку:
В этой стране цифры живут,
Там ширину и длину измеряют,
Счет точный часам и предметам ведут,
Что легче, что тяжелей выясняют.
Воспитатель: как вы думаете, ребята, что это за страна такая, как она называется?
Ответ детей: Страна Математика!
Воспитатель: это не просто страна, это царство. И сегодня, ребята, мы отправимся в эту страну, в гости к царице Матеше. К любому путешествию нужно подготовиться! Я предлагаю сделать разминку. Готовы? Приступим!
Разминка - упражнение
«Назови предмет по его противоположным признакам»
Что может быть и длинным, и коротким? (день или ночь; дорога);
Что может быть и легким, и тяжелым? (банка, корзина, ткань);
Что может быть и мягким, и твердым? (шоколад, масло, хлеб);
Что может быть и горячим, и холодным? (утюг, песок);
Что может быть и острым, и тупым? (нож, угол);
Что может быть и ранней, и поздней? (осень, весна);
Что может быть и прозрачным, и мутным? (вода, стекло)
Воспитатель: Наша разминка прошла успешно. Что ж, в путь! Отправимся к царице Матеше пешком. Как же найти дорогу в царство Математики? А вот и подсказка! (перед детьми указатель со стрелками) Прямо пойдешь - приключения найдешь; налево пойдешь - развлечения найдешь; направо пойдешь – в Математику придешь. (воспитатель уточняет направления «от себя») Куда нам пойти?
Ответ детей: направо!
Воспитатель: что ж, отправляемся направо.
Дети занимают места, рассаживаются, появляется царица Матеша.
Царица Матеша: здравствуйте, ребята. Я рада вас снова приветствовать в своих владениях, в моем царстве Математики. Знаю, что вы любите считать, сравнивать, решать задачи, конструировать. И я подготовила для вас интересные задания. Хотите их выполнить?
Ответ детей: да!
Царица Матеша: как-то в гости ко мне пришли мои знакомые зайчата - «овальчата». Они играли с цифрами, бегали, прыгали, все цифры перепутали. Необходимо цифры расставить по порядку.
Задание 1.
«Расставь цифры по порядку от 1 до5»
Дети выполняют задание у доски.
Воспитатель: вот следующее задание. На ваших карточках изображены лакомства для зайчат: капуста, морковь, яблоки. Необходимо каждое их количество сосчитать и обозначить цифрой. Будьте внимательны: предметы на карточках разной величины, по-разному расположены.
Задание 2.
«Сосчитай и обозначь правильно»
Дети выполняют задание с использованием индивидуальных карточек и касс цифр. 2-3 ребенка с места по очереди вслух считают и комментируют обозначение цифрой.
Царица Матеша: Молодцы, ребята! Вижу, что и с этим моим заданием вы справились. В моем царском лесу живут не только зайцы. Но и лисята, белки, ежи, медвежата. Хочу предложить вам еще одно интересное, забавное задание. На ваших карточках изображены тропинки различные по ширине. Необходимо выбрать нужную тропу для каждого из трех зверей и объяснить, почему вы выбрали и поставили фигурку зверя на данную дорожку.
Задание 3.
«Кто по какой тропинке ходит?»
Дети с использованием индивидуальных карточек подбирают соответствующую ширине тропинки фигурку животного и комментируют вслух (2-3 ответа).
Воспитатель: что ж, Матеша, ты увидела, что наши ребята с интересом и правильно выполняют твои задания?
Царица Матеша: да, в моем царстве все точно, все события совершаются по времени. И сейчас время выполнить физкультминутку, чтобы маленькие путешественники не устали.
Физкультминутка «Часы»
Тик-так, тик-так-
В доме кто умеет так? (наклоны головы вперед-назад)
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт. (взмахи руками влево - вправо, наклонившись вперед)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка. (поднять руки вверх, сложить «домиком»)
Прокукует птичка время-
Снова спрячется за дверью. (развести руки в стороны - обхватить себя руками)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. (круговые движения руками)
Царица Матеша: Скажите, дорогие друзья, а для чего нужны часы?
Ответ детей: чтобы знать, что нужно делать днем или вечером; чтобы не опаздывать никуда…
Царица Матеша: правильно! А теперь я хочу убедиться в этом.
Воспитатель: хорошо, Матеша, наши дети расставят по порядку части суток и назовут их.
Задание 4.
Дидактическое упражнение «Расставь карточки-картинки по порядку»
Дети выполняют задание, используя индивидуальные карточки: располагают по порядку картинки с изображением утра, дня, вечера, ночи.
Царица Матеша: А, умеют ли ребятки отгадывать загадки? А загадки мои непростые, а математические. И они о геометрических фигурах.
Задание 5.
«Геометрические загадки»
Воспитатель (предлагает детям отгадать загадки)
У меня нет углов,
Всегда катиться я готов;
Назови меня, мой друг,
Кто же я? Ответишь? (круг)
А у меня четыре стороны,
И четыре все равны;
Углы вовсе не кривые,
А, наоборот, прямые;
Треугольнику я рад,
И зовут меня… (квадрат)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны-
Ну, пожалуй, и довольно…
Кто я, дети? (треугольник)
Царица Матеша: и загадки вы мои отгадали! Хорошо! А о каких известных вам геометрических фигурах я не загадала загадки?
Ответ детей: Овал, прямоугольник.
Царица Матеша: Какие молодцы!
Воспитатель: да, ребята многому научились, многое умеют. Однако, Матеша, загостились мы в твоем царстве Математики, но нам пора в детский сад возвращаться.
Царица Матеша: Я была вам очень рада, и, надеюсь, что еще не раз придете ко мне в гости!
Дети благодарят Матешу и прощаются с ней. Матеша уходит.
Рефлексия:
Воспитатель с детьми подводит итог, организует осмысление их деятельности с помощью вопросов: «Где были?», «С кем познакомились?», «Чем занимались?», «Что узнали?». В конце проводит рефлексию настроения и эмоционального состояния.
Самоанализ НОД
- Гигиенические требования СанПиН 2.4.1.2660 - 10 были соблюдены: длительность ОД – 20 минут, что соответствует детям дошкольного возраста 4-5 лет; помещение проветрено; освещенность соответствует нормам; мебель соответствует росту детей.
- По своей структуре ОД построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес к математике и поддерживать его на основе познавательной активности и любознательности. ОД была построена в едином игровом сюжете. Для создания интереса было предложено отправиться в царство Математики, где дети выполняли различные математические задания.
- Для смены деятельности были использованы различные задания. Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении ОД.
- ОД проводилась в средней группе в атмосфере доброжелательности и активного творческого труда.
- В процессе ОД была использована физкультминутка «Часы».
- Поставленные цель и задачи ОД были достигнуты.