0+



 

Опубликовано: 28.11.2023 г.

Автор: Балакадашева Гульмира Халиловна, воспитатель

МАДОУ г. Нягани "Детский сад №5 "Дубравушка"

 

Тема: «Путешествие в страну математика».

Цель: закрепление знаний детей о цифрах, геометрических фигурах, времени суток с использованием ТРИЗ - технологии.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. продолжать учить детей выполнять ТРИЗ - упражнения, считать предметы, обозначая их цифрой, ориентироваться в пространстве;
  2. повторить прямой и обратный счет, местонахождение цифры в ряду от 1 до 5;
  3. отгадывать математические загадки;
  4. закреплять навыки счета, элементарные знания о свойствах знакомых геометрических фигур.

Развивающие: 

  1. развивать логическое мышление, глазомер, воображение, сообразительность;
  2. развивать мелкую моторику, наблюдательность.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к математике;
  2. способствовать развитию познавательной активности;
  3. формировать организованность на занятии.

Материал и оборудование: кукла Матеша; демонстрационные цифры; геометрические фигуры; стрелки - «указатели»; наборное полотно (демонстрационное); индивидуальные карточки для счета; карточки для определения ширины тропинки («Кто по какой тропинке ходит?»); набор карточек: утро, день, вечер, ночь - на каждого ребенка; набор геометрических фигур; кассы цифр.

Педагогические технологии: ТРИЗ, игровые, здоровьесберегающие.

Предварительная работа: игры-упражнения ТРИЗ, наблюдение за характерными событиями в определенное время суток; отгадывание загадок; игры конструктивного характера с геометрической мозаикой.

Ход НОД

Воспитатель загадывает загадку:

В этой стране цифры живут,

Там ширину и длину измеряют,

Счет точный часам и предметам ведут,

Что легче, что тяжелей выясняют.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, что это за страна такая, как она называется?

Ответ детей: Страна Математика!

Воспитатель: это не просто страна, это царство. И сегодня, ребята, мы отправимся в эту страну, в гости к царице Матеше. К любому путешествию нужно подготовиться! Я предлагаю сделать разминку. Готовы? Приступим!

Разминка - упражнение

«Назови предмет по его противоположным признакам»

Что может быть и длинным, и коротким? (день или ночь; дорога);

Что может быть и легким, и тяжелым? (банка, корзина, ткань);

Что может быть и мягким, и твердым? (шоколад, масло, хлеб);

Что может быть и горячим, и холодным? (утюг, песок);

Что может быть и острым, и тупым? (нож, угол);

Что может быть и ранней, и поздней? (осень, весна);

Что может быть и прозрачным, и мутным? (вода, стекло)

Воспитатель: Наша разминка прошла успешно. Что ж, в путь! Отправимся к царице Матеше пешком. Как же найти дорогу в царство Математики? А вот и подсказка! (перед детьми указатель со стрелками) Прямо пойдешь - приключения найдешь; налево пойдешь - развлечения найдешь; направо пойдешь – в Математику придешь. (воспитатель уточняет направления «от себя») Куда нам пойти?

Ответ детей: направо!

Воспитатель: что ж, отправляемся направо.

Дети занимают места, рассаживаются, появляется царица Матеша.

Царица Матеша: здравствуйте, ребята. Я рада вас снова приветствовать в своих владениях, в моем царстве Математики. Знаю, что вы любите считать, сравнивать, решать задачи, конструировать. И я подготовила для вас интересные задания. Хотите их выполнить?

Ответ детей: да!

Царица Матеша: как-то в гости ко мне пришли мои знакомые зайчата - «овальчата». Они играли с цифрами, бегали, прыгали, все цифры перепутали. Необходимо цифры расставить по порядку.

Задание 1. 

«Расставь цифры по порядку от 1 до5»

Дети выполняют задание у доски.

Воспитатель: вот следующее задание. На ваших карточках изображены лакомства для зайчат: капуста, морковь, яблоки. Необходимо каждое их количество сосчитать и обозначить цифрой. Будьте внимательны: предметы на карточках разной величины, по-разному расположены.

Задание 2. 

«Сосчитай и обозначь правильно»

Дети выполняют задание с использованием индивидуальных карточек и касс цифр. 2-3 ребенка с места по очереди вслух считают и комментируют обозначение цифрой.

Царица Матеша: Молодцы, ребята! Вижу, что и с этим моим заданием вы справились. В моем царском лесу живут не только зайцы. Но и лисята, белки, ежи, медвежата. Хочу предложить вам еще одно интересное, забавное задание. На ваших карточках изображены тропинки различные по ширине. Необходимо выбрать нужную тропу для каждого из трех зверей и объяснить, почему вы выбрали и поставили фигурку зверя на данную дорожку.

 

Задание 3. 

«Кто по какой тропинке ходит?»

Дети с использованием индивидуальных карточек подбирают соответствующую ширине тропинки фигурку животного и комментируют вслух (2-3 ответа).

Воспитатель: что ж, Матеша, ты увидела, что наши ребята с интересом и правильно выполняют твои задания?

Царица Матеша: да, в моем царстве все точно, все события совершаются по времени. И сейчас время выполнить физкультминутку, чтобы маленькие путешественники не устали.

Физкультминутка «Часы»

Тик-так, тик-так-

В доме кто умеет так?             (наклоны головы вперед-назад)

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.           (взмахи руками влево - вправо, наклонившись вперед)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.                (поднять руки вверх, сложить «домиком»)

Прокукует птичка время-

Снова спрячется за дверью. (развести руки в стороны - обхватить себя руками)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.         (круговые движения руками)

Царица Матеша: Скажите, дорогие друзья, а для чего нужны часы?

Ответ детей: чтобы знать, что нужно делать днем или вечером; чтобы не опаздывать никуда…

Царица Матеша: правильно! А теперь я хочу убедиться в этом.

Воспитатель: хорошо, Матеша, наши дети расставят по порядку части суток и назовут их.

Задание 4. 

Дидактическое упражнение «Расставь карточки-картинки по порядку»

Дети выполняют задание, используя индивидуальные карточки: располагают по порядку картинки с изображением утра, дня, вечера, ночи.

Царица Матеша: А, умеют ли ребятки отгадывать загадки? А загадки мои непростые, а математические. И они о геометрических фигурах.

Задание 5. 

«Геометрические загадки»

Воспитатель (предлагает детям отгадать загадки)

У меня нет углов,

Всегда катиться я готов;

Назови меня, мой друг,

Кто же я? Ответишь?              (круг)

А у меня четыре стороны,

И четыре все равны;

Углы вовсе не кривые,

А, наоборот, прямые;

Треугольнику я рад,

И зовут меня…                        (квадрат)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны-

Ну, пожалуй, и довольно…

Кто я, дети?                             (треугольник)

Царица Матеша: и загадки вы мои отгадали! Хорошо! А о каких известных вам геометрических фигурах я не загадала загадки?

Ответ детей: Овал, прямоугольник.

Царица Матеша: Какие молодцы!

Воспитатель: да, ребята многому научились, многое умеют. Однако, Матеша, загостились мы в твоем царстве Математики, но нам пора в детский сад возвращаться.

Царица Матеша: Я была вам очень рада, и, надеюсь, что еще не раз придете ко мне в гости!

Дети благодарят Матешу и прощаются с ней. Матеша уходит.

Рефлексия:

Воспитатель с детьми подводит итог, организует осмысление их деятельности с помощью вопросов: «Где были?», «С кем познакомились?», «Чем занимались?», «Что узнали?». В конце проводит рефлексию настроения и эмоционального состояния.

 

Самоанализ НОД

  • Гигиенические требования СанПиН 2.4.1.2660 - 10 были соблюдены: длительность ОД – 20 минут, что соответствует детям дошкольного возраста 4-5 лет; помещение проветрено; освещенность соответствует нормам; мебель соответствует росту детей.
  • По своей структуре ОД построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес к математике и поддерживать его на основе познавательной активности и любознательности. ОД была построена в едином игровом сюжете. Для создания интереса было предложено отправиться в царство Математики, где дети выполняли различные математические задания. 
  • Для смены деятельности были использованы различные задания. Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении ОД.
  • ОД проводилась в средней группе в атмосфере доброжелательности и активного творческого труда.
  • В процессе ОД была использована физкультминутка «Часы».
  • Поставленные цель и задачи ОД были достигнуты.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация