Опубликовано: 28.11.2023 г.
Авторы: Дружинина Светлана Андреевна, воспитатель
Никитина Снежана Николаевна, воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка»
г.Набережные Челны
Ребёнок с ОНР это особый ребёнок, который требует больше заботы, но это не значит, что он лишён самостоятельности – не нужно делать за него всё, необходимо лишь создать условия для того, чтобы маленькому человечку в будущем легче было бы приспособиться к взрослой жизни.
Надо понимать, что дети с ОНР по своему речевому и психическому развитию отстают от сверстников на год или даже на два. Но независимо от состояния ребёнка, он имеет такие же права, как и другие ребята детского сада. Для таких детей составляется индивидуальная программа обучения и развития совместно учителя-логопеда с воспитателями.
В нашем дошкольном учреждении функционируют 4 логопедические группы для детей с ОНР, в одной из которых работаем мы. Одна из групп была открыта два года назад и в ней работают молодые специалисты. ОНР (общее недоразвитие речи) - это нарушение речи, в которой задействованы почти все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение. Для детей с ОНР необходимо специальное обучение. И перед нами, как педагогами со стажем, стоит задача создать условия не только для комфортного пребывания таких деток, имеющими ограничения по здоровью, но и для того, чтобы молодые педагоги могли привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности. Нередко требуется провести анализ педагогических ситуаций или решить проблемную педагогическую задачу, с которой молодой специалист не может справиться, тогда собирается «круглый стол», за которым происходит обсуждение и решение всех задач совместно с более опытными педагогами. Вместе с психологом, учителем-логопедом и воспитателями ведётся работа по поиску путей преодоления различных дефектов у детейи «более комфортной» социализации в обществе. Мы заботимся о том, чтобы дети в группемогли удовлетворить свои жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Предметно-развивающая среда группы оборудована игровым и демонстрационным материалтак, чтобы у детей был более высокий уровень познавательного развития, провоцирующий речевую активность.
Огромную помощь в устранении нарушений речи у наших детей оказывают и их родители, для этого на протяжении всего периода обучения и воспитания ведётся просветительная работа с мамами и папами, индивидуальное консультирование учителем-логопедом, психологом и воспитателями. Также проводятся тематические мероприятия, консультации и анкетирования родителей для более улучшенной работы с детьми в группе и детском саду. Сейчас мы говорим о детях с ОНР, это не означает, что между ребёнком и окружающим миром должны быть какие-то преграды. Здесь важен особый подход, грамотное психолого-педагогическое сопровождение. Всё это позволит в дальнейшем нашим воспитанникам обучаться в обычной школе или даже в гимназии, опыт поступления детей в гимназии у нас имеется.
Несмотря на все проводимые мероприятия при обучении детей с ОНР, конечно встречаются и трудности. Если взрослые относятся к особенным детям наравне с другими, не выделяя их из общего коллектива, то сверстники не всегда принимают их в свой маленький мир. Да и не все родители понимают, что их чадо особенное и ему требуется гораздо больше времени на усвоение программного материала. Они возлагают повышенные требования к педагогам в детском саду, аргументируя это так «вы специалисты, вы обязаны». Обязаны, конечно, и специалисты, но вы, родители ближе и роднее всего своим деткам. Только совместными усилиями мы поможем им справиться с условиями адаптации к окружающей среде.
В нашей логопедической группе для детей с ОНР учителем-логопедом ведутся индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения, которые доступны для ознакомления родителям. Так как помощь необходима не только детям, но и их родителям. На родительских собраниях, открытых занятиях и мероприятиях, мы знакомим родителей, как правильно заниматься со своим ребёнком в домашних условиях.
В группе мы используем разнообразные приёмы и игры, снижающие стресс, повышенную тревожность: логопедический массаж, самомассаж, су-джоктерапия, дыхательные упражнения, игры на восстановление спокойствия «Перематывание клубочков», «Свеча» и т.п., релаксация под спокойную музыку. Учёными доказано: «Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речь будет соответствовать возрасту». Для развития мелкой моторики мы проводим пальчиковые гимнастики, много лепим и рисуем, собираем конструктор, пазлы, мозайки. Рисование проводим как в традиционной технике, так и в нетрадиционной (пальчиками, ладошками, отпечатками, вилкой, губкой, нитью, выдувания мыльных пузырей, кляксография, граттаж, монотопия и т.п.)
Во время игр, проводимых в группе, мы обязательно должны похвалить ребёнка за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка. Игры должны приносить детям радость, а также помогать им в реальной жизни.
Только совместная плодотворная работа логопеда, воспитателей и родителей принесут положительные результаты в речевом и психическом развитие ребёнка и помогут ему успешно пройди социализацию и адаптироваться в обществе. И нам хочется пожелать нашим коллегам, молодым специалистам: спокойной и успешной работы. Родителям: терпения, здоровья и понимания того, что дети - это наше счастье. Мы все ответственны за то, чтобы наши дети стали полноправными членами современного общества!
Источники:
1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. –М.: Гуманит.изд.центрВЛАДОС, 2014. –167 с.
2. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. –Волгоград: 2016. –171 с.
3. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство “Шом - Пресс”, 1999.