0+



 

Опубликовано: 28.11.2023 г.

Автор: Жиманова Наталья Валентиновна, методист

МБУ ДО ЦТТ №1 имени В.В. Горбатко г. Новочеркасск

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Занятие «Символ малой родины» разработано в рамках дополнительных образовательных программ художественной направленности объединений МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В. Горбатко.

         Цель занятия- ознакомление учащихся с традициями Донского края через изготовление бумажной поделки «Донской рак».

         Задачи:

  • воспитательные - приобщение к традициям донских казаков воспитание коллективизма, самостоятельности, художественного вкуса,
  • обучающие – изучение геометрических образов, отработка навыков соединения деталей, работы с шаблонами, изучение взаимосвязи технических и природных объектов,
  • развивающие - развитие творческого воображения, инициативности, способности преодолевать трудности, мотивации к творчеству.

        Педагогические технологии: технология игрового обучения (Эллингтон, Эддинал, Персивал), технология адаптивной системы обучения (А.С.Границкая):; технология коллективного взаимообучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, А.С.Соколов).

        Возраст учащихся: занятие ориентировано на детей 7-8 лет.

        Материалы: цветная бумага, клей.

        Инструменты и приспособления: ножницы, карандаш, линейка.

        Дидактический материал: шаблоны, образец готовой модели, иллюстрации, фотографии,  технологическая карта, плакат «техника безопасности».

        Продолжительность занятия: 35 минут.

        Этапы занятия: организационный момент – 1 мин., проверка готовности рабочих мест- 1 мин., предварительная беседа – 8 мин., основная часть (анализ образца) – 6 мин., практическая работа – 15 мин., подведение итогов – 2 мин., уборка рабочих мест – 2 мин.

        Технология изготовления модели (технологическая карта) включает в себя следующие этапы:

  1. Изготовление туловища
  2. Изготовление челюсти и хвоста и присоединение к туловищу
  3. Изготовление клещей, лап и глаз
  4. Окончательное оформление модели

         Ожидаемый результат: итогом  проведенного занятия является самостоятельно изготовленная детьми модель рака, знакомство с традициями Донского края, сопоставление технических и природных объектов, изучение геометрических образов, развитие воображения и творческих способностей.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент

Педагог: Здравствуйте ребята! Я очень рада Вас видеть. Сегодня мы сегодня вспомним символы малой родины и будем конструировать бумажные модели. Наш Донской край связывает нас множеством символов, один из них всем известный донской рак. Давайте попробуем его сконструировать из бумаги. Очень интересно заниматься конструированием моделей природных и технических объектов: животных и млекопитающих, кораблей и машин. Есть такая наука – бионика, в которой на основе моделирования структуры и жизнедеятельности живых организмов решаются  инженерные задачи. Например,  для исследования морских глубин используются подводные аппараты и они передвигаются при помощи вращающихся винтов. А с каким природным объектом можно сопоставить принцип движения  подводной лодки.  Я  Вам загадаю загадку:

Вместо пальцев - ножницы, панцирь, вместо кожицы.
В мутной речке прячется  и все время пятится. Отгадайте, кто это?     

Дети: Это речной рак.

Педагог: Да, правильно. Это речной рак и он обитает в реке Дон. Поэтому сегодня мы вместе  с Вами будем создавать бумажную модель Донского рака, который  умеет приносить людям счастье (демонстрация модели)  Познакомимся с его строением, способами передвижения, местом обитания и сравним с техническими объектами. (Приложение1).

2.Проверка готовности рабочего места

Педагог: Ребята, проверьте готовность рабочих мест.  Все ли необходимое для занятия лежит на столе?

Дети: клей, цветная бумага, ножницы, карандаши.

Педагог: Дети, проверьте  готовность рабочего места. Все готовы, хорошо.

3.Предварительная беседа

Педагог:  Ребята, сегодня хочу поговорить с Вами о традициях Донского края. Мы с Вами живем на Донской земле, где исторически проживают донские казаки, сумевшие сохранить свою автономность и жизненный уклад.    

       Мы с Вами можем прикоснуться к многовековой истории казачества и узнать больше о донских традициях. Дончане, например, очень гордятся донскими  раками и настолько, что заморского лангуста и королевскую креветку, конечно, отведают, а вот родного- любимого представителя членистоногих не просто кушать будут, а с особенной гордостью за державу и Тихий Дон.

       Раки – исконное богатство Дона. Дончане любят вкусно поесть. Природа изобилует дарами, но особый продукт здесь - раки. Многие даже сами рыбачат. Раки - блюдо сакральное.

       Ловить и есть рака мы сегодня, конечно, не будем, но предлагаю Вам сконструировать рака из бумаги и изучить его строение.

       Вы можете назвать похожие по принципу движения природные и технические объекты? (фото корабля, самолета, рыбы, птицы).

Дети: Птица и самолет, рыба и корабль.

Педагог: Молодцы. Дети, а теперь давайте порассуждаем. Мы видим, что многие технические изобретения были взяты человеком из природы.  Например, на основе изучения законов полёта птиц был изобретен самолет, плавания рыб - корабли и т.д. (фото корабля, самолета, рыбы, птицы). Давайте с Вами  пофантазируем и представим, что мы с вами – инженеры-конструкторы. Какую техническую модель на основе способов передвижения и среды обитания  речного  рака мы сможем сделать?

Дети: Подводная лодка или подводный аппарат

Педагог: Правильно. Наверное, это будет подводная лодка или подводный аппарат (показывает фото). Вспомните, какие детали есть у подводной лодки и найдем сходство с нашей моделью?

Дети: Корпус, лопасти, шасси, иллюминаторы

Педагог: Правильно. Есть заметное сходство  между природными и техническими моделями. Изучение конструкции природных объектов поможет нам  в дальнейшем на занятиях технического творчества. Речной рак является одним из символов Донского края. Где обитает рак?

Дети: Рак обитает на реке Дон.

Педагог: Да, правильно, рак обитает в  реках и водоемах нашего края (фото речного рака). Давайте рассмотрим строение и принцип движения рака в природных условиях. Тело состоит из головогруди и  членистого брюшка. Впереди органы осязания и обоняния (усы и глаза), челюсти. Сбоку - клешни для защиты и нападения  и  ходильные ноги. Рак имеет конечности для плавания и хвостовой плавник.  Дышит рак жабрами, имеет зеленоватую окраску.  Как перемещается рак?

Дети: Рак движется вперед и назад.

Педагог: Правильно. У каждой части тела рака свое назначение и роль, что позволяет ему легко перемещаться в воде и на земле в любом направлении. Ползает, пятясь назад. Ночью - охотится, а днем - прячется под камнями, корнями деревьев, в норах. Летом – в  воде, а зимой - в песчаном грунте. В случае опасности с помощью хвостового плавника взмучивает ил и резким движением уплывает прочь.

Ребята, это свойство делает его схожим с каким техническим объктом (фото показывает)?

Дети: Рак в воде движется как  подводная лодка.

Педагог: А теперь вернемся к нашей бумажной поделке «Донской рак».

Сейчас мы с Вами  его будем конструировать из бумаги. Но сначала давайте вспомним технику безопасности, которую нужно соблюдать на занятии. На ваших столах лежат необходимые материалы и инструменты. Прежде, чем приступать к изготовлению поделки, вспомним, как нужно пользоваться ножницами.

Дети: Не понимать вверх острым концом, не размахивать ножницами.

не держать их в руках без дела, отрезать и положить на стол.

Педагог:  Правильно. Есть такое стихотворение, которое мы повторяем  на занятиях перед  выполнением практической работы:

    Ножницы – очень нужный предмет! Совсем нелегко, когда рядом их нет.
    Помогут всегда, только к ним прикоснись.
    Держи аккуратно,  никогда не машись.
    Пальцы не подставляй, в лицо не направляй.
    Пользуйся осторожно, иначе пораниться можно!

    Проверим, все ли есть у нас для работы, для творчества?

Дети: Для работы нам нужны: цветная бумага, клей, ножницы, карандаши.

Педагог: Что еще нам понадобится для работы? Какие качества характера?

Дети:  Терпение, умение, доброжелательность, фантазия, воображение.

Педагог: Отлично.

4. Основная часть (анализ образца)

Педагог: Технология изготовления модели (технологическая карта) включает в себя следующие этапы:

  1. Изготовление туловища
  2. Изготовление челюсти и хвоста и присоединение к туловищу
  3. Изготовление клещей, лап и глаз
  4. Окончательное оформление модели

  Мы видим, что основой поделки является туловище, напоминающее – геометрическое тело – пирамиду или конус. Сейчас я покажу вам, как сделать туловище, а вы за мной повторите.

     Сначала мы вырезаем квадрат, сгибаем по осям,  делаем прорези для туловища, склеиваем и получаем туловище в виде пирамиды (конуса). Ну вот, теперь у вас есть основа вашей будущей поделки. Давайте вспомним, какие у рака части тела (Приложение 2,3).

Дети: Туловище, нижняя челюсть, клешни, лапы, глаза, хвост, усы.

Педагог: Ребята, давайте проведем физкультминутку, чтобы немного отдохнуть.

   Раз – подняться, потянуться, Раз – подняться, потянуться,

  Два – нагнуться, разогнуться, Два – нагнуться, разогнуться,

  Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

  На четыре – руки шире, Пять – руками помахать.

  Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики;

  Прыг-скок! Прыг-скок! Стоп, сели.

  Травку покушали, тишину послушали.

  Выше,  выше, высоко прыгай на носках легко.

5. Практическая работа

Педагог:    Начинаем конструировать из бумаги  нашего Донского рака. 

      Донские казаки считают рака- символом Донского края, его ловля и использование в кулинарии является одной из традиций донских казаков.  

      Способ перемещения рака приближает нас также к пониманию способов передвижения подводных технических аппаратов.

      Давайте, представим, что вы маленькие донские конструкторы.  Помогайте друг - другу и обращайтесь ко мне, если не будет что-то получаться (во время работы оказывать по необходимости помощь обучающимся). Ребята, всем понятно задание?

Дети: Да, понятно. (дети приступают к самостоятельному конструирова- нию модели)

Педагог: Итак, у нас готова основа нашей будущей модели-туловище.  

     И мы можем приступить к дальнейшей работе.  Я хотела немного помочь вам и сделала  шаблоны туловища и клешней. Мы вырезаем и приклеиваем к туловищу клешни, хвост. Вырезаем и приклеиваем   глаза, лапы, усы.       

     Теперь за дело, изобретатели! Молодцы! Вы все очень стараетесь,  делаете все аккуратно. Если у Вас есть вопросы, обращаетесь ко мне. Скоро у каждого будет своя модель Донского  рака.

     Волшебный Донской рак готов.

6. Подведение итогов

Педагог: Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия. У Вас получились замечательные поделки. Вы узнали новое в конструировании, узнали, что такое квадрат, пирамида, конус, развили творческое воображение, узнали о неразрывной связи биологии и техники в жизни человека.

      Каждый из Вас создал неповторимую  бумажную модель рака.

      Мы прикоснулись к традициям донских казаков и получили новые знания о Донском крае.

      Вам понравилось занятие?

Дети: Да, понравилось.

Педагог: Я рада. Вы успешно справились с творческой  работой. Значит Вы молодцы и талантливые конструкторы. Мне понравилось  с Вами  общаться, работать и я благодарю Вас за сотворчество.

7.Уборка рабочего места

 

Педагог: Ребята, давайте уберем свое рабочее место. Все молодцы. Жду Вас на занятие в следующий раз.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Кравцов Г.Г. Творческое развитие личности ребенка- М., Просвещение 1997г.

2.Наумов А.М. Художественное проектирование-М, Просвещение, 1976г. З.Джексон Д. Поделки из бумаги -М., Просвещение, 1979г.

4.Астапенко Г.А.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII - XX, Ростов-на-Дону: Гефест, 2010г.

5. https://www.gastronom.ru/text/7-mifov-o-rechnyh-rakah-s-razoblacheniem-1012795

6. https://e-ipar.ru/zhivotnye-iz-bumagi/rak

7. https://rastishka.by/articles/rachyo-moyo-podelki-dlya-detej/

8.https://www.mastera-rukodeliya.ru/zanimatelnaya-taksidermiya

 

2023 11 28 15 37 13

 

2023 11 28 15 37 55

2023 11 28 15 38 07

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация