Опубликовано: 28.11.2023 г.
Автор: Жиманова Наталья Валентиновна, методист
МБУ ДО ЦТТ №1 имени В.В. Горбатко г. Новочеркасск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие «Символ малой родины» разработано в рамках дополнительных образовательных программ художественной направленности объединений МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В. Горбатко.
Цель занятия- ознакомление учащихся с традициями Донского края через изготовление бумажной поделки «Донской рак».
Задачи:
- воспитательные - приобщение к традициям донских казаков воспитание коллективизма, самостоятельности, художественного вкуса,
- обучающие – изучение геометрических образов, отработка навыков соединения деталей, работы с шаблонами, изучение взаимосвязи технических и природных объектов,
- развивающие - развитие творческого воображения, инициативности, способности преодолевать трудности, мотивации к творчеству.
Педагогические технологии: технология игрового обучения (Эллингтон, Эддинал, Персивал), технология адаптивной системы обучения (А.С.Границкая):; технология коллективного взаимообучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, А.С.Соколов).
Возраст учащихся: занятие ориентировано на детей 7-8 лет.
Материалы: цветная бумага, клей.
Инструменты и приспособления: ножницы, карандаш, линейка.
Дидактический материал: шаблоны, образец готовой модели, иллюстрации, фотографии, технологическая карта, плакат «техника безопасности».
Продолжительность занятия: 35 минут.
Этапы занятия: организационный момент – 1 мин., проверка готовности рабочих мест- 1 мин., предварительная беседа – 8 мин., основная часть (анализ образца) – 6 мин., практическая работа – 15 мин., подведение итогов – 2 мин., уборка рабочих мест – 2 мин.
Технология изготовления модели (технологическая карта) включает в себя следующие этапы:
- Изготовление туловища
- Изготовление челюсти и хвоста и присоединение к туловищу
- Изготовление клещей, лап и глаз
- Окончательное оформление модели
Ожидаемый результат: итогом проведенного занятия является самостоятельно изготовленная детьми модель рака, знакомство с традициями Донского края, сопоставление технических и природных объектов, изучение геометрических образов, развитие воображения и творческих способностей.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент
Педагог: Здравствуйте ребята! Я очень рада Вас видеть. Сегодня мы сегодня вспомним символы малой родины и будем конструировать бумажные модели. Наш Донской край связывает нас множеством символов, один из них всем известный донской рак. Давайте попробуем его сконструировать из бумаги. Очень интересно заниматься конструированием моделей природных и технических объектов: животных и млекопитающих, кораблей и машин. Есть такая наука – бионика, в которой на основе моделирования структуры и жизнедеятельности живых организмов решаются инженерные задачи. Например, для исследования морских глубин используются подводные аппараты и они передвигаются при помощи вращающихся винтов. А с каким природным объектом можно сопоставить принцип движения подводной лодки. Я Вам загадаю загадку:
Вместо пальцев - ножницы, панцирь, вместо кожицы.
В мутной речке прячется и все время пятится. Отгадайте, кто это?
Дети: Это речной рак.
Педагог: Да, правильно. Это речной рак и он обитает в реке Дон. Поэтому сегодня мы вместе с Вами будем создавать бумажную модель Донского рака, который умеет приносить людям счастье (демонстрация модели) Познакомимся с его строением, способами передвижения, местом обитания и сравним с техническими объектами. (Приложение1).
2.Проверка готовности рабочего места
Педагог: Ребята, проверьте готовность рабочих мест. Все ли необходимое для занятия лежит на столе?
Дети: клей, цветная бумага, ножницы, карандаши.
Педагог: Дети, проверьте готовность рабочего места. Все готовы, хорошо.
3.Предварительная беседа
Педагог: Ребята, сегодня хочу поговорить с Вами о традициях Донского края. Мы с Вами живем на Донской земле, где исторически проживают донские казаки, сумевшие сохранить свою автономность и жизненный уклад.
Мы с Вами можем прикоснуться к многовековой истории казачества и узнать больше о донских традициях. Дончане, например, очень гордятся донскими раками и настолько, что заморского лангуста и королевскую креветку, конечно, отведают, а вот родного- любимого представителя членистоногих не просто кушать будут, а с особенной гордостью за державу и Тихий Дон.
Раки – исконное богатство Дона. Дончане любят вкусно поесть. Природа изобилует дарами, но особый продукт здесь - раки. Многие даже сами рыбачат. Раки - блюдо сакральное.
Ловить и есть рака мы сегодня, конечно, не будем, но предлагаю Вам сконструировать рака из бумаги и изучить его строение.
Вы можете назвать похожие по принципу движения природные и технические объекты? (фото корабля, самолета, рыбы, птицы).
Дети: Птица и самолет, рыба и корабль.
Педагог: Молодцы. Дети, а теперь давайте порассуждаем. Мы видим, что многие технические изобретения были взяты человеком из природы. Например, на основе изучения законов полёта птиц был изобретен самолет, плавания рыб - корабли и т.д. (фото корабля, самолета, рыбы, птицы). Давайте с Вами пофантазируем и представим, что мы с вами – инженеры-конструкторы. Какую техническую модель на основе способов передвижения и среды обитания речного рака мы сможем сделать?
Дети: Подводная лодка или подводный аппарат
Педагог: Правильно. Наверное, это будет подводная лодка или подводный аппарат (показывает фото). Вспомните, какие детали есть у подводной лодки и найдем сходство с нашей моделью?
Дети: Корпус, лопасти, шасси, иллюминаторы
Педагог: Правильно. Есть заметное сходство между природными и техническими моделями. Изучение конструкции природных объектов поможет нам в дальнейшем на занятиях технического творчества. Речной рак является одним из символов Донского края. Где обитает рак?
Дети: Рак обитает на реке Дон.
Педагог: Да, правильно, рак обитает в реках и водоемах нашего края (фото речного рака). Давайте рассмотрим строение и принцип движения рака в природных условиях. Тело состоит из головогруди и членистого брюшка. Впереди органы осязания и обоняния (усы и глаза), челюсти. Сбоку - клешни для защиты и нападения и ходильные ноги. Рак имеет конечности для плавания и хвостовой плавник. Дышит рак жабрами, имеет зеленоватую окраску. Как перемещается рак?
Дети: Рак движется вперед и назад.
Педагог: Правильно. У каждой части тела рака свое назначение и роль, что позволяет ему легко перемещаться в воде и на земле в любом направлении. Ползает, пятясь назад. Ночью - охотится, а днем - прячется под камнями, корнями деревьев, в норах. Летом – в воде, а зимой - в песчаном грунте. В случае опасности с помощью хвостового плавника взмучивает ил и резким движением уплывает прочь.
Ребята, это свойство делает его схожим с каким техническим объктом (фото показывает)?
Дети: Рак в воде движется как подводная лодка.
Педагог: А теперь вернемся к нашей бумажной поделке «Донской рак».
Сейчас мы с Вами его будем конструировать из бумаги. Но сначала давайте вспомним технику безопасности, которую нужно соблюдать на занятии. На ваших столах лежат необходимые материалы и инструменты. Прежде, чем приступать к изготовлению поделки, вспомним, как нужно пользоваться ножницами.
Дети: Не понимать вверх острым концом, не размахивать ножницами.
не держать их в руках без дела, отрезать и положить на стол.
Педагог: Правильно. Есть такое стихотворение, которое мы повторяем на занятиях перед выполнением практической работы:
Ножницы – очень нужный предмет! Совсем нелегко, когда рядом их нет.
Помогут всегда, только к ним прикоснись.
Держи аккуратно, никогда не машись.
Пальцы не подставляй, в лицо не направляй.
Пользуйся осторожно, иначе пораниться можно!
Проверим, все ли есть у нас для работы, для творчества?
Дети: Для работы нам нужны: цветная бумага, клей, ножницы, карандаши.
Педагог: Что еще нам понадобится для работы? Какие качества характера?
Дети: Терпение, умение, доброжелательность, фантазия, воображение.
Педагог: Отлично.
4. Основная часть (анализ образца)
Педагог: Технология изготовления модели (технологическая карта) включает в себя следующие этапы:
- Изготовление туловища
- Изготовление челюсти и хвоста и присоединение к туловищу
- Изготовление клещей, лап и глаз
- Окончательное оформление модели
Мы видим, что основой поделки является туловище, напоминающее – геометрическое тело – пирамиду или конус. Сейчас я покажу вам, как сделать туловище, а вы за мной повторите.
Сначала мы вырезаем квадрат, сгибаем по осям, делаем прорези для туловища, склеиваем и получаем туловище в виде пирамиды (конуса). Ну вот, теперь у вас есть основа вашей будущей поделки. Давайте вспомним, какие у рака части тела (Приложение 2,3).
Дети: Туловище, нижняя челюсть, клешни, лапы, глаза, хвост, усы.
Педагог: Ребята, давайте проведем физкультминутку, чтобы немного отдохнуть.
Раз – подняться, потянуться, Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться, Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире, Пять – руками помахать.
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики;
Прыг-скок! Прыг-скок! Стоп, сели.
Травку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко прыгай на носках легко.
5. Практическая работа
Педагог: Начинаем конструировать из бумаги нашего Донского рака.
Донские казаки считают рака- символом Донского края, его ловля и использование в кулинарии является одной из традиций донских казаков.
Способ перемещения рака приближает нас также к пониманию способов передвижения подводных технических аппаратов.
Давайте, представим, что вы маленькие донские конструкторы. Помогайте друг - другу и обращайтесь ко мне, если не будет что-то получаться (во время работы оказывать по необходимости помощь обучающимся). Ребята, всем понятно задание?
Дети: Да, понятно. (дети приступают к самостоятельному конструирова- нию модели)
Педагог: Итак, у нас готова основа нашей будущей модели-туловище.
И мы можем приступить к дальнейшей работе. Я хотела немного помочь вам и сделала шаблоны туловища и клешней. Мы вырезаем и приклеиваем к туловищу клешни, хвост. Вырезаем и приклеиваем глаза, лапы, усы.
Теперь за дело, изобретатели! Молодцы! Вы все очень стараетесь, делаете все аккуратно. Если у Вас есть вопросы, обращаетесь ко мне. Скоро у каждого будет своя модель Донского рака.
Волшебный Донской рак готов.
6. Подведение итогов
Педагог: Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия. У Вас получились замечательные поделки. Вы узнали новое в конструировании, узнали, что такое квадрат, пирамида, конус, развили творческое воображение, узнали о неразрывной связи биологии и техники в жизни человека.
Каждый из Вас создал неповторимую бумажную модель рака.
Мы прикоснулись к традициям донских казаков и получили новые знания о Донском крае.
Вам понравилось занятие?
Дети: Да, понравилось.
Педагог: Я рада. Вы успешно справились с творческой работой. Значит Вы молодцы и талантливые конструкторы. Мне понравилось с Вами общаться, работать и я благодарю Вас за сотворчество.
7.Уборка рабочего места
Педагог: Ребята, давайте уберем свое рабочее место. Все молодцы. Жду Вас на занятие в следующий раз.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кравцов Г.Г. Творческое развитие личности ребенка- М., Просвещение 1997г.
2.Наумов А.М. Художественное проектирование-М, Просвещение, 1976г. З.Джексон Д. Поделки из бумаги -М., Просвещение, 1979г.
4.Астапенко Г.А.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII - XX, Ростов-на-Дону: Гефест, 2010г.
5. https://www.gastronom.ru/text/7-mifov-o-rechnyh-rakah-s-razoblacheniem-1012795
6. https://e-ipar.ru/zhivotnye-iz-bumagi/rak
7. https://rastishka.by/articles/rachyo-moyo-podelki-dlya-detej/
8.https://www.mastera-rukodeliya.ru/zanimatelnaya-taksidermiya