Опубликовано: 29.11.2023 г.
Автор: Вальчуковская Наталья Геннадьевна, воспитатель
МАДОУ Д/с №5 «Дубравушка»
Цель: познакомить детей со сказкой братьев Гримм «Горшок каши».
Задачи:
Образовательная:
- формировать умение видеть изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
- способствовать умению размышлять над замыслом автора, делать свои собственные выводы.
Развивающая:
- развивать у детей интерес и любовь к сказкам;
- подвести детей к пониманию пользы каши, а так же к ознакомлению с алгоритмом приготовления каши;
- развивать связную речь детей для построения речевого высказывания в ситуации общения, выделению звуков в словах;
- закрепить умения называть и различать названия круп. Называть разные каши.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
- продолжать воспитывать установку положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
- способность умению сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- поощрять стремление к здоровому образу жизни.
Словарная работа: продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении. Пополнить активный и пассивный словарь: гречневая, пшенная и др.
Предварительная работа:
- Рассматривание различных круп;
- Нетрадиционные методы аппликации пшеном «Цыпленок»;
- Рисование фруктов, овощей;
- Дидактические игры на тему: «Скажи, какой, что делает?» и др. Цель: обогащать умение активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы, и прилагательные.
- Чтение сказок и ситуативные беседы на тему: «Какой герой в сказке?»
- Просмотр отрывков из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят»;
- Слушанье музыкальных произведений из мультфильмов и детских фильмов В. Шаинского, А. Рыбникова, Г. Гладкова, Е. Крылатова; колыбельных.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы.
Индивидуальная работа: произнесение чистоговорки: «Ша-ша- ша, наша каша хороша» -упражнять в произношении звука ш, в слогах и словах; с Софией - закреплять умение образовывать прилагательные из существительных (гречка – гречневая).
Оборудование: интерактивная доска, аудиозапись сказки, картинки к сказке.
Демонстрационный материал: презентация, керамический горшок.
Раздаточный материал: крупы в пакетиках; картинки для игры «Горшочек вари»
Ход: 1 часть вводная.
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем — всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
- Ребята, пока мы играли у нас горшочек появился. Как вы думаете, зачем он нужен? Правильно в нем можно что-то сварить. Например, кашу, как в сказке братьев Гримм «Горшочек каши».
Основная часть: Давайте ее послушаем (аудиозапись).
Беседа по прочитанному:
- Про кого рассказывалось в сказке? (Старушка и девочка)
- С какой просьбой обратилась к девочке старушка?
- Что мы можем сказать о девочке по ее поступку? (Добрая, отзывчивая, вежливая)
- Как старушка отблагодарила девочку?
- Горшок, который дала девочке старушка, был обыкновенным или же в нем было что-то необычное? (В чем состояло волшебство?)
- Что стала делать мама, когда девочка ушла? (пoстaвилa, варила, пoела, зaтoпилa гopoд).
- Как в сказке показано, что горшок сварил много каши? (Желательно, чтобы дети при ответе на вопрос использовали высказывания из сказки. Bся yлицa былa в кaше; все нaелись).
- Мама запомнила волшебные слова? Мама какая? (рассеянная, невнимательная, забывчивая)
- Какие волшебные слова пpoизнеслa девoчкa?
Что посоветуем маме? Bывoд - Если нaчинaешь делo – знaй, кaк егo зaкoнчить.
- Сердились ли жители деревни, что нельзя было проехать? Почему?
(Каша была очень вкусная и сладкая) Повторим окончание сказки
- Почему надо есть кашу? (полезная).
- В народе говорят «Хороша каша да мала чаша» - Как вы понимаете?
- А о каких людях говорят: «Он каши не ел»? (о слабых).
- Из чего варят кашу? (кашу варят из крупы).
ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА:
Хороводная игра в кругу «1-2-3 – ты горшочек наш вари»
Дети вместе с воспитателем образуют круг – это горшочек, в котором варим кашу. (Движения выполняют по тексту за воспитателем)
1-2-3 – ты горшочек наш вари.
Молоко мы нальем, до кипенья доведем.
1-2-3 – ты горшочек наш вари.
Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
1-2-3 – ты горшочек наш вари.
Крупу насыпаем, дружно все перемешаем.
1-2-3 – ты горшочек наш вари.
Каша преет «пых – пых – пых»
Для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим, и гостей всех угостим.
Каша вышла-то у нас - класс!
- А что мы с вами забыли положить в кашу? (масло).
- Есть такая пословица: «Кашу маслом не испортишь».
- Как вы ее понимаете? (с маслом вкуснее)
-А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее? (фрукты, орехи, ягоды)
Почему кашу надо есть всем? (Чтобы быть сильными, здоровыми, красивыми и быстрее вырасти)
Дидактическая игра «Что в горшочке?»
- Как вы думаете, наш горшочек простой или волшебный?
- Давайте проверим (открываем крышку, пустой).
- Наверно надо волшебные слова сказать?
- Говорим: (раз,2,3 горшочек, вари, накрываем салфеткой, кладем в горшок пакетики с крупой, открываем салфетку показываем детям).
- Что это? (Крупа – раздаю детям).
- Катя, что у тебя в пакете? (горох). Какую кашу из него варят? (гороховую).
- Из гречки – гречневая,
- Из пшена – пшенная,
- Маша, что у тебя в пакете? (рис). Какая каша у тебя получится? (рисовая).
- Маша, похвали свою кашу произнесение чистоговорки: «Ша-ша - ша, наша каша хороша»
- Давайте все вместе похвалим кашу: «Ша-ша - ша, наша каша хороша».
III. Заключительная часть (рефлексивный этап):
Скажите, когда вы слушали сказку, вам было весело или грустно?
Психогимнастика:
- Покажите, как растерялась; как испугалась мама, когда она забыла слова, которые надо сказать, чтобы горшочек перестал варить кашу.
- Покажите, какое настроение вызывает у вас эта сказка? (Веселое или грустное?) Вы запомнили продукты, которые нужны, чтоб сварить кашу? Почему? Как заканчиваются все сказки? А мы с вами закончим так: Сказки слушай, да кашу кушай!
Список использованных источников:
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2015.
- Гербова, В. В. Учусь говорить [Текст]: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» [Текст] / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2015.
- Гризик Т.И. Говоримправильно. Слушаем и беседуем. Пособие для детей 4-5 лет. ФГОС ДО, - М.: Просвещение, 2021, - 40 с.
ССЫЛКА НА ИНТЕРНЕТ. ИСТОЧНИКИ: