Опубликовано: 29.11.2023 г.
Авторы: Калимуллина Лилия Ильдусовна, воспитатель
Муллина Раиля Данифовна, воспитатель
Антонова Эльвира Ринатовна, учитель- логопед
МАДОУ №13 Детский сад «Улыбка»
г. Набережные Челны
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: создать условия для формирования представлений детей о пчелах как представителях класса насекомых.
Задачи:
Коррекционно-образовательная задача:
- формировать представления детей о пчелах как представителях класса насекомых;
- расширять представление детей о мире природы и формирование начал экологической культуры;
- формировать представления детей о пользе продуктов пчеловодства для здоровья людей;
- познакомить детей с продуктами пчеловодства (пыльцой, пергой, прополисом, воском, медом);
Коррекционно-развивающая:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать умения детей выражать свои мысли, формулировать выводы в доказательной форме, составлять рассуждения со взрослым и самостоятельно;
- развивать исследовательские умения и навыки;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать интерес и желание познавать новое;
- воспитывать бережное отношение к пчелам как части природы.
Материалы и оборудование:
Оборудование: экран, проектор, стулья.
Демонстрационный и раздаточный материал: продукты пчеловодства (мед трех видов, пыльца, прополис, воск, рама с сотами, костюм пасечника, посуда, прополис, мультимедийное оборудование,
Предварительная работа: рассматривание с детьми картин и иллюстраций о пчелах, чтение познавательной и художественной литературы; опрос родителей на наличие аллергической реакции детей на продукты пчелиного производства.
Методы и приемы: беседа, просмотр презентации, решение проблемных ситуаций, игра, физкультминутка, опыты и эксперименты, дегустация, рефлексия
Словарная работа:
Активный: пчелы, воск, рама с сотами, пасечник
Пассивный: пыльца, прополис
Ход ООД:
(На стенах, столах размещены картинки с изображением пчел.)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Заметили ли вы, что наша групповая комната стала какой то необычной? Что вы думаете по этому поводу?
Ответы детей: да, заметили.
Воспитатель: Да, сегодня мы с вами попали в страну насекомых. Ребята, как вы думаете, кто нас сюда позвал?
(Показывает персонажа сериала “Приключения пчелки Майи” пчелка Майя)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему их называют пчелами?
Ответы детей:
Воспитатель: Это насекомые, которое собирают мед, перелетая с цветка на цветок. Глаза пчел очень хорошо видят, даже далекий предмет ,за одну секунду он успевает 500 раз взмахнуть крыльями. Так же пчелы нужный цветочный запах он ощущают за километр. В природе насчитывается около 30 тысяч видов пчел. Скорость полета пчелы-22 км/ч. У пчелы 5 глаз. Три, в верхней части головы и два спереди. Какие интересные факты узнали мы про пчел. Ребята, а у вас есть друзья-пчелы?
Ответы детей
Воспитатель: А хотите с ними подружиться?
Ответ детей
Воспитатель: Скажите, ребята, к какому классу вы бы отнесли пчел?
Ответ детей: к классу насекомых.
Воспитатель: да, верно. Ребята, почему вы так думаете?
Ответ детей: потому, что у пчел шесть лапок, тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка
Воспитатель: молодцы, ребята. Вы все верно сказали. Ребята, а что бы вы сказали про пчел, которые живут в лесу? Как из можно назвать?
Ответ детей: лесные, дикие
Воспитатель: да, пчелы, которые живут в лесу их называют дикими пчелами. Ребята, а как вы думаете, где живут дикие пчелы?
Ответ детей: в дупле дерева
Воспитатель: да, совершенно правильно. Дикие пчелы живут в дупле дерева. Ребята, а где же живут домашние пчелы?
Ответы детей: в ульях
Воспитатель: то такое улей?
Ответы детей: это домик, который построил человек специально для пчел.
Воспитатель: Место, где размещаются пчелиные домики, называется пасекой, а в старину пасеку называли пчельник. Ребята, как вы думаете, как называется человек, который занимается разведением пчел?
Ответы детей: пасечник, пчеловод.
Воспитатель: да, совершенно верно. Дети, чтобы подружиться с друзьями пчелы Майи, мы должны узнать их поближе. Давайте вместе с вами рассмотрим, что нужно пчеловоду.
(Дети рассматривают костюм пчеловода (головной убор с защитной сеткой, перчатки, дымарь (прибор для успокоения пчел) и др.
Воспитатель: ребята, мы с вами рассмотрели предметы, которые необходимы пчеловоду. (Дети рассаживаются на стулья. Просмотр презентации о пчелах, обсуждение увиденного с воспитателем, ответы детей)
Физкультминутка “ Пчелки”
Шли наши ножки по лугу, по дорожке
Шли, не устали, пчелками мы стали.
Вечером пчелки собрались на полянке и уснули.
(Садятся на корточки, «засыпают»)
Утром пчелки все проснулись. (встают, протирают глаза)
Улыбнулись, потянулись. (улыбаются, потягиваются)
Раз - росой они умылись (умываются)
Два - изящно покружились (кружатся)
Три - нагнулись и присели на четыре полетели. (летают и жужжат)
Воспитатель: ребята, Пчелка Майя хочет, чтобы вы узнали больше о продуктах, которые вы видели на презентациях. И она приглашает нас в научную лабораторию. Давайте наденем фартуки и подойдем к нашим столам.
Воспитатель: ребята, давайте сначала посмотрим на пыльцу вместе с вами. Как мы видели, пчелы опыляют растения и цветы. Также наши пчелы переносят пыльцу с одного растения на другое. Как вы думаете, почему пчелы переносят пыльцу с одного растения на другое?
Ответы детей: без опыления у нас с вами не было бы фруктов и овощей.
Воспитатель: да, правильно дети. Без опыления у нас с вами не было бы фруктов и овощей. С разных видов цветов пыльца имеет разный цвет и разный запах, и даже разный вкус. Ребята, а теперь я вам предлагаю взять в руки крупинки пыльцы. Давайте мы с вами рассмотрим их. Ребята на что они похожи при растирании?
Ответы детей: на мелкий порошок, на муку.
Воспитатель: ребята, а вы знали что пыльца является лечебным и профилактическим средством?
Ответы детей.
Воспитатель: да, оказывается пыльца является важнейшим лечебным и профилактическим средством. Она обладает широким спектром лечебных свойств. (Дети рассматривают, нюхают, трогают пыльцу, делятся впечатлениями, рассуждают.)
Воспитатель: мы с вами рассмотрели пыльцу, а теперь давай те мы с вами рассмотрим прополис. На что похож прополис?
Ответы детей: липкое вещество темно-коричневого цвета.
Воспитатель: прополис также называют пчелиным клеем или бальзамом. Прополис пахнет лесом, так как пчелы собирают его в почки молодых веток и листьев (тополя, берёзы и другие деревья).) Прополис используется для смазывания трещин, склеивания различных частей улья. Прополис защищает пчел от болезней, а улей от разрушения. Пчелиный клей помогает пчелиной семье содержать дом в чистоте и убивает микробы. (Дети смотрят, нюхают вещество и определяют его запах)
Воспитатель: Может ли пчелиная семья прожить без прополиса?
Ответы детей:
Воспитатель: ребята, почему наши пчелы не могут прожить без прополиса?
Ответы детей: нет, так как тогда у пчел появятся опасные болезни, которые приведут их к гибели
Воспитатель: правильно, ребята. Прополис защищает от микробов, его используют для лечения и профилактики болезни. Ребята, знаете ли вы, из чего пчёлы строят свои соты?
Ответы детей: из воска
Воспитатель: когда приходит время строить квартиры, из брюшка пчелки начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Из этих пластинок пчелы строят соты в форме шестигранников или, по-другому, шестиугольников. Воск может принимать различные состояния. При нагревании воск становится мягким. (Воспитатель проводит опыт, нагревая воск и демонстрируя детям твердое, мягкое и жидкое состояние воска, предварительно познакомив с правилами и знаком пожарной безопасности.)
Воспитатель: ребята, мы с вами рассмотрели воск и узнали, что воск может принимать различные состояния. А теперь давайте поиграем с вами игру “Пчелки летают”
Подвижная игра: «Пчелки летают».
Все дети – пчелки . Они встают в один угол зала, огороженный стульями или шнуром – это улей , с проходом для пчелок. На полу разложены большие цветы из бумаги. Пчелки, прыгая с цветка на цветок, друг за другом, собирают нектар и возвращаются в домик.
Пчелки кружатся, жужжат,
На цветы они летят.
Соберут они нектар,
Чистый, сладкий божий дар.
И пыльцу всю соберут,
К себе в улей отнесут.
Воспитатель: молодцы, ребята. Ребята, что вы сегодня узнали нового?
Ответы детей
Воспитатель:Что вам больше всего запомнилось?
Ответы детей
Воспитатель: ребята, вы так много сегодня узнали о пчелах, подружились с друзьями пчелки Майи. Пчелка Майя хочет вас угостить чем – то вкусным и полезным.
(Предлагаю и вам продегустировать мед разных видов. Дети садятся за стол. Пробуют продукт. В непринужденной обстановке беседуют с воспитателем о разновидностях меда.)
Воспитатель: ребята давайте скажем спасибо нашей пчелке Майе, благодаря ей мы сегодня многое узнали про наших друзей пчел. Спасибо тебе пчелка Майя и досвидание.