Опубликовано: 30.11.2023 г.
Автор: Корниенко Наталья Викторовна, воспитатель
МДОУ д/с №19 «Ивушка» г. Буденновск
«…Сказка неотделима от красоты… Благодаря красоте ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». В.А. Сухомлинский.
Проблема взаимоотношений человека с природой имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Осознавая важность этой проблемы, я определила направление своей работы по теме «Роль экологических сказок в формировании экологической культуры дошкольников». Так как считаю, что на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому.
Что такое экологические сказки?
Экологическая сказка – это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно – правильного отношения к различным объектам природы.
Цель работы с экологическими сказками: это развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы.
Чем объясняется мое обращение к экологическим сказкам:
- сказки наиболее доступны для дошкольников;
- сказки увлекают своим действием, вводят в воображаемые обстоятельства; -- сказки заставляют переживать вместе с героями;
- сказки требуют определенной точности и конкретности, поскольку они сообщают детям новые сведения о природе, потому что ошибка, неточность в описании факта может восприниматься детьми, как правда.
В чем особенность экологических сказок?
1). В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям знания. 2). Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями.
3). Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство, а экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Подбирая материал для работы с экологической сказкой, я учитываю возраст детей, продолжительность сказки, пытаюсь ее сделать легкой для восприятия.
В своей работе по формированию основ экологической культуры, через экологические сказки, я стараюсь добиться от детей понимания того, что все взаимосвязано, природа и человек. И, если ты будешь добрым, заботливым, бережливым другом к ней, то природа обязательно тебе отплатит добром: чистым воздухом, звонким прозрачным ручейком, мелодичной птичьей песенкой…
В ходе работы с детьми с Экологическими сказками, я использовала такие формы и приемы:
1. Знакомство детей с экологическими сказками.
Цель: Помочь детям осмыслить идею экологических сказок, выразить эмоциональное отношения к действиям и героям сказок, оценивать характеры персонажей, вызвать сопереживание живому организму, формировать ответственное и доброжелательное отношение к природе через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей.
1.Выразительно читала сказки с использованием иллюстраций. Для лучшего запоминания сказок использовала ИКТ (магнитофон, просмотр мультфильмов, показ слайдов). Это помогало воспитанникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям.
Затем дети пересказывали экологические сказки, с опорой на наглядность, по ролям, по цепочке, по схеме.
2. После прочтения сказок, с детьми проводились беседы. В процессе беседы о прочитанном мною предлагалось детям, задуматься над отношением людей к природе, над тем к каким последствиям могут привести действия героев экологических сказок.
3. Сказки использовались при организации игр экологического содержания. Пример использования этого приема – игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». В этой сказке, в художественной форме объясняются взаимосвязи в природе.
4. Также использовала в своей работе, такой прием, как сочинение сказок.
Сказки, созданные детьми, представляют собой особую область, которая помогает понять детские интересы и их направленность.
3.Еще одна форма, сказки и творчество. Дети с удовольствием иллюстрируют сказки, как известные, так и собственные. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны серии рисунков (иллюстрации к тексту) и поделки из разного материала.
4. В работе с детьми я использую познавательно-исследовательскую деятельность, которая позволяет исследовать, открывать, изучать мир природы, в которой ребенок задействует все анализаторы (слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения).
2. Большая работа проводилась над драматизацией экологических сказок, начиналось с отбора литературных произведений, сценариев, распределением ролей, учитывая их индивидуальные и речевые особенности.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к драматизации экологических сказок. Каждая сказка была уникальной, но все постановки объединила мысль - наша природа хрупкая, и её нужно охранять и сберечь для будущих поколений.
Дошкольникам предлагались следующие задания:
-С помощью мимики лица показать радость, грусть, удивление испуг, страх героев.
-Жестами изобразить радость, грусть, удивление испуг, страх.
-Показать характерные движения животных и насекомых.
-Передать голосом интонацию героя (громко, тихо, шепотом).
-Самостоятельно выбрать и представить любого героя в определенном настроении, движении.
С выученными словами разыгрывали этюды сказок. На этом этапе дети учились не только изображать персонажей, но и озвучивать их.
Импровизируя, дети самостоятельно распределялись по группам, выбирали конкретный эпизод сказки, распределяли между собой роли и показывали мини-сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливались к драматизации экологической сказки.
3. Работала над интонационной выразительностью речи осуществлялась с помощью:
-речевых упражнений «Скажи так», «Какой, какая?», «Повторялки».
-артикуляционной гимнастики «Блинчик», «Заборчик», «Грибок», «Вкусное варенье», «Улыбка», «Трубочка» и другие.
-дыхательной гимнастики «Листочек», «Ветерок», «Лепесток» и другие.
-пальчиковой гимнастики «Ёжик», «Цветок», «Огонёк» и другие.
Результаты диагностики уровня представления детей о природе показали положительную динамику:
- дети проявляют умение вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт поведения сказочного героя;
- высокий уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей;
- сформированность элементарных норм экологической культуры и выполнение их в жизни;
- дети обладают особенностями свободно, раскрепощенно держатся при выступлении перед сверстниками и перед взрослыми.
Экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.
Я считаю, мне удалось привлечь внимание детей к экологическим проблемам окружающей природы по средствам экологической сказки. Благодаря проводимой работе, дети не только проявляют нормы экологически правильного поведения в природе, но и чувствуют их и запоминают на всю жизнь.