0+



 

Опубликовано: 30.11.2023 г.

Автор: Корниенко Наталья Викторовна, воспитатель

МДОУ д/с №19 «Ивушка» г. Буденновск

 

«…Сказка неотделима от красоты… Благодаря красоте ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». В.А. Сухомлинский.

 

Проблема взаимоотношений человека с природой имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Осознавая важность этой проблемы, я определила направление своей работы по теме «Роль экологических сказок в формировании экологической культуры дошкольников». Так как считаю, что на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому.

Что такое экологические сказки?

Экологическая сказка – это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно – правильного отношения к различным объектам природы.

Цель работы с экологическими сказками: это развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы.

Чем объясняется мое обращение к экологическим сказкам:

- сказки наиболее доступны для дошкольников;

- сказки увлекают своим действием, вводят в воображаемые обстоятельства; -- сказки заставляют переживать вместе с героями;

- сказки требуют определенной точности и конкретности, поскольку они сообщают детям новые сведения о природе, потому что ошибка, неточность в описании факта может восприниматься детьми, как правда.

В чем особенность экологических сказок?

1). В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям знания. 2). Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями.

3). Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство, а экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

Подбирая материал для работы с экологической сказкой, я учитываю возраст детей, продолжительность сказки, пытаюсь ее сделать легкой для восприятия.

В своей работе по формированию основ экологической культуры, через экологические сказки, я стараюсь добиться от детей понимания того, что все взаимосвязано, природа и человек. И, если ты будешь добрым, заботливым, бережливым другом к ней, то природа обязательно тебе отплатит добром: чистым воздухом, звонким прозрачным ручейком, мелодичной птичьей песенкой…

 В ходе работы с детьми с Экологическими сказками, я использовала такие формы и приемы:

1. Знакомство детей с экологическими сказками.

Цель: Помочь детям осмыслить идею экологических сказок, выразить эмоциональное отношения к действиям и героям сказок, оценивать характеры персонажей, вызвать сопереживание живому организму, формировать ответственное и доброжелательное отношение к природе через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей.

1.Выразительно читала сказки с использованием иллюстраций. Для лучшего запоминания сказок использовала ИКТ (магнитофон, просмотр мультфильмов, показ слайдов). Это помогало воспитанникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям.

Затем дети пересказывали экологические сказки, с опорой на наглядность, по ролям, по цепочке, по схеме.

2. После прочтения сказок, с детьми проводились беседы. В процессе беседы о прочитанном мною предлагалось детям, задуматься над отношением людей к природе, над тем к каким последствиям могут привести действия героев экологических сказок.

3. Сказки использовались при организации игр экологического содержания. Пример использования этого приема – игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». В этой сказке, в художественной форме объясняются взаимосвязи в природе.

4. Также использовала в своей работе, такой прием, как сочинение сказок.

Сказки, созданные детьми, представляют собой особую область, которая помогает понять детские интересы и их направленность.

3.Еще одна форма, сказки и творчество. Дети с удовольствием иллюстрируют сказки, как известные, так и собственные. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны серии рисунков (иллюстрации к тексту) и поделки из разного материала.

4. В работе с детьми я использую познавательно-исследовательскую деятельность, которая позволяет исследовать, открывать, изучать мир природы, в которой ребенок задействует все анализаторы (слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения).

 

2. Большая работа проводилась над драматизацией экологических сказок, начиналось с отбора литературных произведений, сценариев, распределением ролей, учитывая их индивидуальные и речевые особенности.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к драматизации экологических сказок. Каждая сказка была уникальной, но все постановки объединила мысль - наша природа хрупкая, и её нужно охранять и сберечь для будущих поколений.

Дошкольникам предлагались следующие задания:

-С помощью мимики лица показать радость, грусть, удивление испуг, страх героев.

-Жестами изобразить радость, грусть, удивление испуг, страх.

-Показать характерные движения животных и насекомых.

-Передать голосом интонацию героя (громко, тихо, шепотом).

-Самостоятельно выбрать и представить любого героя в определенном настроении, движении.

С выученными словами разыгрывали этюды сказок. На этом этапе дети учились не только изображать персонажей, но и озвучивать их.

Импровизируя, дети самостоятельно распределялись по группам, выбирали конкретный эпизод сказки, распределяли между собой роли и показывали мини-сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливались к драматизации экологической сказки.

 

3. Работала над интонационной выразительностью речи осуществлялась с помощью:

-речевых упражнений «Скажи так», «Какой, какая?», «Повторялки».

-артикуляционной гимнастики «Блинчик», «Заборчик», «Грибок», «Вкусное варенье», «Улыбка», «Трубочка» и другие.

-дыхательной гимнастики «Листочек», «Ветерок», «Лепесток» и другие.

-пальчиковой гимнастики «Ёжик», «Цветок», «Огонёк» и другие.

 

Результаты диагностики уровня представления детей о природе показали положительную динамику:

- дети проявляют умение вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт поведения сказочного героя;

- высокий уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей;

- сформированность элементарных норм экологической культуры и выполнение их в жизни;

- дети обладают особенностями свободно, раскрепощенно держатся при выступлении перед сверстниками и перед взрослыми.

Экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

Я считаю, мне удалось привлечь внимание детей к экологическим проблемам окружающей природы по средствам экологической сказки. Благодаря проводимой работе, дети не только проявляют нормы экологически правильного поведения в природе, но и чувствуют их и запоминают на всю жизнь. 

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация