Опубликовано: 07.12.2023 г.
Автор: Чечель Светлана Александровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Тополёк»
Камчатский край, Мильковский муниципальный округ, с.Мильково
Цель мастер-класса:
Показать возможности решения образовательных задач посредством использования мини-роботов Bee-bot в совместной деятельности с целью формирования основ элементарного программирования в детском саду.
Задачи мастер-класса:
- Демонстрация мастерства использования мини-роботов в ДОУ;
- Создание условий для применения новых знаний (практическая работа по программированию мини-робота, создание игровых ковриков для различных игровых ситуаций);
Оборудование:
Мини – робот Bee-bot Умная пчёлка, тематический коврик «Город профессий»
Ход мастер-класса
- Подготовительно-организационный этап
(На экране показ фрагмента занятия в средней группе «Пчёлка Майя спешит на помощь»)
Воспитатель: Здравствуйте коллеги!!! Сейчас вы посмотрели фрагмент занятия «Пчёлка Майя спешит на помощь». На данном занятии ребята, создавая программу для робота «Bee-Bot», учатся ориентироваться в окружающем его пространстве, выполняя игровые задания.
- Планировать действия, задавать последовательность команд для достижения желаемого результата.
- Развивает логическое, пространственное мышление, память.
Сегодня я познакомлю вас с мини-роботами Bee-bot «Умная пчёлка», предназначенных для формирования основ начального программирования. Покажу приемы работы с ним, предоставлю возможность стать участниками образовательного процесса.
-Но для начала я вам расскажу о СТЭМ технологиях.
(Презентация СТЕМ технологии)
- «Сложно ли управлять данным устройством?»
- Нет.
- Мини-робот Bee-bot достаточно простой в управлении. Он прекрасно подходит для применения в дошкольных учреждениях, для детей от 3 до 7 лет.
- С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать
программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания.
- В процессе игры с умной пчелой, у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать.
- В процессе игры с умной пчелой развивается не только воображение и пространственное мышление, но и другие навыки, например, навыки счета, чтения, прогнозирования ситуации.
Основные преимущества:
- память на 40 шагов;
- маленькая и прочная конструкция;
- простые и понятные инструкции;
- изучение причин и следствий;
-учит детей определять последовательность своих действий и контролировать их;
- подтверждает принятие инструкций, подмигивая глазами и издавая звуки (издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игру ярче).
Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить» (Х). Одна клеточка – это один шаг (15см) (стрелочка вперед, сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево» и стрелочку «вперед». При использовании кнопок «налево» и «направо» пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы действий для робота. Также есть кнопка «пауза» (||, продолжительность которой 1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой). После того как мы задали нужную программу, нажимаем «ГОУ» («Go», старт). А когда мы приедем в пункт назначения, мы должны нажать на «сброс» (Х, иначе наша пчелка запомнит и старую программу, и новую.
Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, размер каждой клетки 15х15 см, стороны которых равны одному шагу робота.
Перед началом работы с лого-роботом необходимо :
- Проверить заряд Би-Бота.
- Подготовить игровую площадку: она должна быть достаточной площади и иметь ровную, без трещин и бугорков, поверхность.
- Расположить коврик таким образом, чтобы всем игрокам было удобно разместиться вокруг него.
Помните! Если у ребенка не получилось с первого раза правильно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут и (возможно, даже с помощью сверстников) получить ситуацию успеха!
В процессе игры с умной пчелой у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать, а также развитие навыков установления причинно-следственных связей.
- Практическая часть:
Коврик «Город профессий»
«Кто, чем занимается?»
Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
Дидактический материал: картинки людей разных профессий, игровой коврик «Город профессий», мини-робот Bee-bot «Умная пчёлка».
Ход игры
Воспитатель: Наша пчёлка сегодня решила отправиться в город мастеров и освоить новые профессии. Но она боится, что не справится и просит нас помочь ей. Давайте каждый выберет себе профессию, с которой он сегодня познакомит пчелку. (Воспитатель загадывает загадки по профессиям)
-Что делает человек этой профессии?
-Какие ему вещи, предметы нужны для работы?
-Как называется здание (помещение) в котором он работает?
- Ваша задача, взять предметы своей профессии и добраться до места своей работы.
(педагоги программируют пчёлку до нужного им объекта)
- Заключительная часть
Рефлексия по итогам работы.
Я предлагаю вам оценить мастер-класс, в котором вы только что приняли участие.
-Что было для вас новым, необычным?
-Что понравилось?
-Что вызвало определенные трудности?
В дальнейшем можно создать новые игровые поля-коврики, в зависимости от целей и задач педагогов, от деятельности или интересов детей.
Таким образом, мы видим, что использование в педагогической практике мини-робота Bee-Bot может способствовать решению многих задач: повышение мотивации и индивидуализации обучения детей с развитием их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона, развитие психических процессов, необходимых для интеллектуальной и речевой деятельности.
Данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом, но следует отметить, что игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.
Программирование мини-роботов - процесс несложный, но увлекательный.
Кроме этого данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом. При грамотной организации детской деятельности и соблюдении методических рекомендаций при помощи «Умной пчелы», возможно решить некоторые задачи:
- • развитие логического мышления у дошкольников;
- • развитие умения составлять алгоритмы;
- • развитие пространственной ориентации дошкольников;
- • закрепление умения считать в пределах десятка;
- • освоение правил дорожного движения;
- • формирование речи детей;
- • развитие мелкой моторики;
- • развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе.
Спасибо за участие!