Опубликовано: 09.12.2023 г.
Автор: Лубнина Алевтина Анатольевна,
Хасанова Айгуль Мухаметхановна
Музыкальные руководители
МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки»
Пермский муниципальный округ, д. Кондратово
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время. Работая над темой несколько лет, родилась идея создания семейного музыкального клуба «Аквабонго» в рамках социнтерактива. Давайте рассмотрим, что такое интерактив?
Интерактив – английское слово, означает «взаимодействие», понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между обьектами (педагоги, родители, дети).
Цель создания семейного музыкального клуба «Аквабонго»:
Обеспечить формирование музыкально-эстетической сферы детей дошкольного возраста, как следствие формирование музыкальной культуры в целом; успешное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию, улучшение эмоционального комфорта в семье и повышение социального благополучия семьи.
Задачи семейного музыкального клуба «Аквабонго»:
- Разработать систему мероприятий для организации деятельности клуба с привлечением родителей.
- Реализовать разработанную систему в образовательной практике ДОУ.
- установить тесные доверительные взаимоотношения между специалистами и семьями, с целью создания условий для успешной дальнейшей социализации и самореализации ребёнка;
- вовлечь родителей в семейный клуб «Аквабонго» на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий и социальный потенциал, их педагогическую компетенцию;
- повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития музыкальных способностей дошкольников и нравственно – эстетического воспитания в целом, обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для организации с детьми «Музыкальных очагов» в домашних условиях.
- Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта в образовательное пространство района, города, Пермского края.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей [2,с.26]. С этой целью педагог должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями:
- 1. Информационно – аналитические: анкетирование, тестирование;
- 2. Наглядно – информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фото – выставки;
- 3. Познавательные: родительские собрания, консультирование, индивидуальные беседы, круглые столы, совместное создание развивающей среды, мастер-классы по изготовлению атрибутов и музыкальных инструментов, различных видов театра, занятия-практикумы;
- 4. Досуговые: открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты.
Мероприятия, проводимые в рамках семейного музыкального клуба «Аквабонго»
Праздники:
- «Подиум д Арт» («ТехноМода», «Мультиленд», «Экобум», «Профессии будущего»)
- Ярмарка народных промыслов «Город мастеров»
- Костюмированный парад к Дню победы «Мы – будущие защитники Отечества»
Фестивали:
- «Лучше всех»
- «Моя семья – формула успеха»
- «Лего-фестиваль»
- «Парад шляп»
- «Венок дружбы народов Пермского края»
Конкурсы:
- «Битва хоров»
- Вокальный конкурс «Кино-диско: родители и дети»
- Конкурс создания нестандартных музыкальных инструментов «Аквабонго»
- Конкурс изготовления различных видов театра «Театральная перезагрузка»
- Семейный конкурс «Папа, мама, я – танцевальная семья»
- «Семейный мини-спектакль»
- Вокальный конкурс «Голос: мамы и дети»
- «Династия музыкантов»
- «Моя музыкальная семья»
- «Все дети – таланты»
Круглые столы:
- Роль семейного музицирования в формировании личности современного мира
- Знакомство с различными видами оркестра
- Музыка – это жизнь
Квесты:
- «Зарница»
- «Лего-Квест»
- «Мы в профессии играем»
- «Тропа безопасности»
Концерты:
- Новая форма проведения концертов родителей и детей для сотрудников детского сада к Дню дошкольного работника «Мамы, папы поздравляют»
- Совместное посещение концертов (органный зал), экскурсий (дом-музей П.И. Чайковского), Театра оперы и балета («Щелкунчик», П.И. Чайковский, «Музыка – детям»)
Акции:
- «Обнимем детский сад»
- «Апельсиновые бега»
Мастер-классы:
- «Жизнь за кулисами» (изготовление атрибутов, декораций и т.п.)
- «Музыкально-театрализованные игры»
- «Оркестр руками родителей и детей» (шумовые инструменты, атрибуты, реквизиты, фото, видеоматериалы)
Результаты.
В результате работы музыкального руководителя получили следующие результаты:
- Организована работа семейного музыкального клуба.
- Дети - увлечённые участники музыкального проекта, совместных праздников и развлечений, успешно адаптировались и творчески реализовывают свой потенциал в окружающем детском - взрослом сообществе.
- Родители через участие в совместной детско-родительской деятельности стали активными членами воспитательного процесса, осуществляемого педагогами ДОУ, повысилась их педагогическая компетентность, а также компетентность в вопросах развития музыкальных способностей дошкольников и нравственно – эстетического воспитания в целом.
АНКЕТА
Вопрос 1. Любите ли вы посещать творческие конкурсы?
- Да
- Нет
- Другое: _________________________________________
Вопрос 2. Как часто вы посещает творческие мероприятия?
- Раз в неделю
- Раз в месяц
- Раз в год
- Другое: _________________________________________
Вопрос 3. Нравится ли вам исполнять роль, читать стихотворение на праздниках, утренниках, дома и в детском саду?
- Да
- Нет
- Не всегда
- Другое: __________________________________________
Вопрос 4. Нравится ли вашим детям исполнять роли, читать стихотворение на праздниках, утренниках, дома и в детском саду?
- Да
- Нет
- Другое: ___________________________________________
Вопрос 5. Есть ли у вас дома музыкальные инструменты? Какие?
- Да
- Нет
Вопрос 6. Какое мероприятие за время работы клуба вам понравилось больше всего?
Спасибо за внимание!
«Я И МОЙ РЕБЁНОК»
(тест для родителей)
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ |
||
Можете ли Вы |
Могу и всегда так посту- паю |
Могу, но не всегда так посту- паю |
Не могу |
1.Смогли бы вы оставить все свои дела и поиграть с ребёнком? |
А |
Б |
В |
2. Поставить себя на место ребёнка? |
А |
Б |
В |
3. Смогли бы вы хотя бы на минуту стать Феей (волшебником)? |
А |
Б |
В |
4. Смогли бы вы сыграть сказочную роль? |
А |
Б |
В |
5. Смогли бы вы организовать музицирование с ребенком? |
А |
Б |
В |
6. Смогли бы вы спеть спеть песню или станцевать с ребенком на каком-нибудь творческом мероприятии? |
А |
Б |
В |
Ответ А – 3 очка. Ответ Б – 2 очка. Ответ В – 1 очко. |
КЛЮЧ К ТЕСТУ
Если Вы набрали 15-18 очков:
значит, ребёнок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты в творческом музыкальном развитии вашего ребенка.
Если Вы набрали от 12 до 14 очков:
значит, забота о ребёнке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно.
Если вы набрали менее 12 очков:
Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов.