0+



 

Опубликовано: 10.12.2023 г.

Автор: Киндякова Ирина Анатольевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №11 г. Ельца»,
Липецкая область, г. Елец

 

    НЛПнейро-лингвистическое программирование. (основатели: студент факультета математики – Ричард Бэндлер и профессор лингвистики Джон Гриндер в нач 70-х г. 20 века в США)

 Изучает: как человеческий мозг обрабатывает увиденное, оценивает и выявляет взаимосвязи ( у каждого это индивидуально)

  Применяется: медицина, обучение, консультации, для достижения успеха в общении.

    Н – «нейро» - человек воспринимает информацию с помощью 5 чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.

    Л – «лингвистическое» - переработка и использование речи ( в устной или письменной форме) в качестве сигнала, раздражителя.

    П- «программирование» - взаимосвязь нервной системы и передающихся в языке опыта т критерий оценки. «Программы» - это модели мышления, образы и конкретные примеры того, как отдельный человек обрабатывает внешние раздражители и выстраивает свою модель мира.

   Наше сознание не в состоянии воспринимать и обрабатывать все сигналы, поступающие через органы чувств. Впечатления о неосознанно фильтруются. И только прошедшая через фильтры информация передается в мозг. У каждого человека преобладает тот или иной канал восприятия. Исходя из этого можно выделить следующие каналы, а, следовательно, и типы:

   Существует и «смешенный тип», пользующийся двумя каналами восприятия и переключающий их в зависимости от ситуации.

   В классе: кинест -37%, аудиалов -2%, визуалов -33%, смешанный тип – 24% (из них визуал-кинестетиков -21%, аудиал-визуал – 1%)

   На подготовке нами была проведена диагностика готовности ребенка к школе. По результатам: 20% детей имеют высокий уровень подготовки, 20% - средний, 38% - низкий и 22% - очень низкий.

- И передо мной встала задача, так выстроить работу, чтобы учеба в школе для ребенка не стала повинностью. А следовательно,  развить положительную учебную мотивацию.

Мотивация – внутренний механизм, позволяющий делать нам то, что не хочется.

                                   Отсюда выделяют 2 вида мотивации:

   Мотивация «К»                                                                     Мотивация «От»

позитивная структура предложения                     негативная структура предложения

  (Сделаешь уроки – пойдешь гулять)         (НЕ сделаешь уроки – НЕ пойдешь гулять)                                                                   

   -более визуальна                                                          - более кинестетическая

имеющие мотивацию «К»                             люди с мотивацией «ОТ» легко меняют

не замечают препятствий                              направление движения:

                                                                                им главное «уйти от проблемы»

                                                                                      

                                                                      

        Для нашей культуры характерно:

2023 12 10 17 37 15

В классе: мотивацию  «К» имеют   - 14 человек (47%), мотивация «От» - 53%. И это в 1 классе!

   Так как же сформировать  у учащихся мотивацию «К»? И в этом большую роль играет использование элементов НЛП- технологий:

  1. Невербальный уровень: открытые жесты, небольшой наклон туловища вперед при подаче информации;

   2.Вербальный (словесный) уровень:

- позитивная структура предложения («Если вы справитесь с заданием…», «Правильное решение дает возможность…»;

-  полимодальная речь (для визуалов: «посмотрите, выглядят»;  для аудиалов: «звучит, расскажите, слышите…», для кинестетиков: «чувствуете, ощущете..»

  1. Использование на уроке правополушарного и левополушарного подходов.

Как известно у абсолютных правшей доминирует левое полушарие, а у абсолютных левшей – правое, но чаше всего встречаются равнополушарные дети – так называемый смешенный тип.

В классе: левое полушарие – 30%, правое -6%, смешанный тип -64%

 

“правополушарные” дети

“левополушарные” дети

1 этап (мотивационный)

Пространственная организация (часть доски)

левая

правая

Цветовая организация(цвет доски и мела)

светлая доска и темный мел

темная доска и белый мел

Условия для успешной деятельности

образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм

технология, детали, абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке

Формирование мотивации

завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социальная значимость деятельности

Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая потребность в умственной деятельности, в образовании

2 этап (операционный)

Восприятие материала

целостное, зрительное, интонация речи

дискретное (по частям), смысл речи

Переработка

быстрая, мгновенная

медленная, последовательная

Интеллект

несловесный, интуитивный

словесный, логический

Деятельность

практическая

теоретическая

Эмоции

экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость

интравертированность, радость, чувство наслаждения

Память

непроизвольная, наглядно-образная

произвольная, знаковая

Мышление

наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное

абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное

3 этап (результативный)

Самоконтроль

не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация

высокий самоконтроль речи, изложения материала

Характерные ошибки

ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы

безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания

Методы проверки

устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ)

письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

  1. Развитие дифицитарных функций: внимания, памяти, мышления, воображения (на уроках)

Каждый из познавательных процессов включает в себя ряд компонентов. Проведя диагностику и выявив, какой компонент «выпадает» у ребенка, следует включать в качестве физкультминуток упражнения, способствующие его развитию.

2023 12 10 20 35 50

  1. Использование НЛП техник:

  - «Слова привязки для словарных слов» ( Костя в костюме, дерево в деревне, город Москва, воробей – вор корма и т.д.) 

12331233123123

- «Древнерусское письмо»

Ведущий диктует слова, а ребенок записывает только согласные, а вместо гласных ставит пропуски ( использовать при работе с детьми, которые пропускают гласные при написании), а через некоторое время попросить прочитать написанное, т.е. восстановить предложения.

- «Стратегия орфографии» (для работы над ошибками, для запоминания слов-исключений, формул):

  1. Образно напишите (визуализируйте) слово в верхней левой части.
  2. Выделите орфограммы (цветом, размером)
  3. Раскрасьте слово любимым цветом
  4. Взгляните на воображаемый образ слова и запишите буквы, которые видите.
  5. Посмотрите на воображаемый внутренний образ и напишите слово задом наперед. Проверьте написание. Если есть ошибки, вернуть к работе, начиная со второй ступени.

 - Составление алгоритмов к правилам, разборам.

И один из таких алгоритмов звуковой схемы слова вы видите на экране.

65234656465

    Очень часто сейчас мы сталкиваем с нарушение у детей чтения, а как следствия и письма. Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения, а как следствие и дисграфия.

На экране вы видите простые приемы, которые позволят выявить вам наличие этого нарушения у детей. Если количество набранных баллов составляет  от 4 до 7 – можно судить о нарушении и рекомендовать родителям занятия с логопедом. Если же у ребенка нарушено восприятие нескольких звуков, то вы сами может помочь ему это исправить, используя методику «Волшебный диктант»

- Волшебный диктант.

Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводятся символы: слова с буквой «с» - обозначаем как Х, слова с гласной е – как       , а все остальные - /. Так предложение: «Мы смотрим на стаи птиц в небе» выглядит так: /Х/Х// .   Затем меняем задание ( и-у, и-ц, ш-щ, ё – ю).

    Для развития навыков быстрого и правильного чтения использую в своей практике методику, разработанную Натальей Чистоклетовой. За основу берется один текст и с ним проводится работа.

    Результатами данной работы можно считать:

- дети практически не делают ошибки в словарных словах;

- снижается количество слов с пропусками букв;

- повышается уровень концентрации внимания;

- повышается качество запоминаемого материала;

- повышается мотивация:

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация