Опубликовано: 10.12.2023 г.
Автор: Киндякова Ирина Анатольевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №11 г. Ельца»,
Липецкая область, г. Елец
НЛП – нейро-лингвистическое программирование. (основатели: студент факультета математики – Ричард Бэндлер и профессор лингвистики Джон Гриндер в нач 70-х г. 20 века в США)
Изучает: как человеческий мозг обрабатывает увиденное, оценивает и выявляет взаимосвязи ( у каждого это индивидуально)
Применяется: медицина, обучение, консультации, для достижения успеха в общении.
Н – «нейро» - человек воспринимает информацию с помощью 5 чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.
Л – «лингвистическое» - переработка и использование речи ( в устной или письменной форме) в качестве сигнала, раздражителя.
П- «программирование» - взаимосвязь нервной системы и передающихся в языке опыта т критерий оценки. «Программы» - это модели мышления, образы и конкретные примеры того, как отдельный человек обрабатывает внешние раздражители и выстраивает свою модель мира.
Наше сознание не в состоянии воспринимать и обрабатывать все сигналы, поступающие через органы чувств. Впечатления о неосознанно фильтруются. И только прошедшая через фильтры информация передается в мозг. У каждого человека преобладает тот или иной канал восприятия. Исходя из этого можно выделить следующие каналы, а, следовательно, и типы:
Существует и «смешенный тип», пользующийся двумя каналами восприятия и переключающий их в зависимости от ситуации.
В классе: кинест -37%, аудиалов -2%, визуалов -33%, смешанный тип – 24% (из них визуал-кинестетиков -21%, аудиал-визуал – 1%)
На подготовке нами была проведена диагностика готовности ребенка к школе. По результатам: 20% детей имеют высокий уровень подготовки, 20% - средний, 38% - низкий и 22% - очень низкий.
- И передо мной встала задача, так выстроить работу, чтобы учеба в школе для ребенка не стала повинностью. А следовательно, развить положительную учебную мотивацию.
Мотивация – внутренний механизм, позволяющий делать нам то, что не хочется.
Отсюда выделяют 2 вида мотивации:
Мотивация «К» Мотивация «От»
позитивная структура предложения негативная структура предложения
(Сделаешь уроки – пойдешь гулять) (НЕ сделаешь уроки – НЕ пойдешь гулять)
-более визуальна - более кинестетическая
имеющие мотивацию «К» люди с мотивацией «ОТ» легко меняют
не замечают препятствий направление движения:
им главное «уйти от проблемы»
Для нашей культуры характерно:
В классе: мотивацию «К» имеют - 14 человек (47%), мотивация «От» - 53%. И это в 1 классе!
Так как же сформировать у учащихся мотивацию «К»? И в этом большую роль играет использование элементов НЛП- технологий:
- Невербальный уровень: открытые жесты, небольшой наклон туловища вперед при подаче информации;
2.Вербальный (словесный) уровень:
- позитивная структура предложения («Если вы справитесь с заданием…», «Правильное решение дает возможность…»;
- полимодальная речь (для визуалов: «посмотрите, выглядят»; для аудиалов: «звучит, расскажите, слышите…», для кинестетиков: «чувствуете, ощущете..»
- Использование на уроке правополушарного и левополушарного подходов.
Как известно у абсолютных правшей доминирует левое полушарие, а у абсолютных левшей – правое, но чаше всего встречаются равнополушарные дети – так называемый смешенный тип.
В классе: левое полушарие – 30%, правое -6%, смешанный тип -64%
“правополушарные” дети |
“левополушарные” дети |
|
1 этап (мотивационный) |
||
Пространственная организация (часть доски) |
левая |
правая |
Цветовая организация(цвет доски и мела) |
светлая доска и темный мел |
темная доска и белый мел |
Условия для успешной деятельности |
образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм |
технология, детали, абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке |
Формирование мотивации |
завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социальная значимость деятельности |
Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая потребность в умственной деятельности, в образовании |
2 этап (операционный) |
||
Восприятие материала |
целостное, зрительное, интонация речи |
дискретное (по частям), смысл речи |
Переработка |
быстрая, мгновенная |
медленная, последовательная |
Интеллект |
несловесный, интуитивный |
словесный, логический |
Деятельность |
практическая |
теоретическая |
Эмоции |
экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость |
интравертированность, радость, чувство наслаждения |
Память |
непроизвольная, наглядно-образная |
произвольная, знаковая |
Мышление |
наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное |
абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное |
3 этап (результативный) |
||
Самоконтроль |
не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация |
высокий самоконтроль речи, изложения материала |
Характерные ошибки |
ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы |
безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания |
Методы проверки |
устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ) |
письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа) |
- Развитие дифицитарных функций: внимания, памяти, мышления, воображения (на уроках)
Каждый из познавательных процессов включает в себя ряд компонентов. Проведя диагностику и выявив, какой компонент «выпадает» у ребенка, следует включать в качестве физкультминуток упражнения, способствующие его развитию.
- Использование НЛП техник:
- «Слова привязки для словарных слов» ( Костя в костюме, дерево в деревне, город Москва, воробей – вор корма и т.д.)
- «Древнерусское письмо»
Ведущий диктует слова, а ребенок записывает только согласные, а вместо гласных ставит пропуски ( использовать при работе с детьми, которые пропускают гласные при написании), а через некоторое время попросить прочитать написанное, т.е. восстановить предложения.
- «Стратегия орфографии» (для работы над ошибками, для запоминания слов-исключений, формул):
- Образно напишите (визуализируйте) слово в верхней левой части.
- Выделите орфограммы (цветом, размером)
- Раскрасьте слово любимым цветом
- Взгляните на воображаемый образ слова и запишите буквы, которые видите.
- Посмотрите на воображаемый внутренний образ и напишите слово задом наперед. Проверьте написание. Если есть ошибки, вернуть к работе, начиная со второй ступени.
- Составление алгоритмов к правилам, разборам.
И один из таких алгоритмов звуковой схемы слова вы видите на экране.
Очень часто сейчас мы сталкиваем с нарушение у детей чтения, а как следствия и письма. Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения, а как следствие и дисграфия.
На экране вы видите простые приемы, которые позволят выявить вам наличие этого нарушения у детей. Если количество набранных баллов составляет от 4 до 7 – можно судить о нарушении и рекомендовать родителям занятия с логопедом. Если же у ребенка нарушено восприятие нескольких звуков, то вы сами может помочь ему это исправить, используя методику «Волшебный диктант»
- Волшебный диктант.
Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводятся символы: слова с буквой «с» - обозначаем как Х, слова с гласной е – как , а все остальные - /. Так предложение: «Мы смотрим на стаи птиц в небе» выглядит так: /Х/Х// . Затем меняем задание ( и-у, и-ц, ш-щ, ё – ю).
Для развития навыков быстрого и правильного чтения использую в своей практике методику, разработанную Натальей Чистоклетовой. За основу берется один текст и с ним проводится работа.
Результатами данной работы можно считать:
- дети практически не делают ошибки в словарных словах;
- снижается количество слов с пропусками букв;
- повышается уровень концентрации внимания;
- повышается качество запоминаемого материала;
- повышается мотивация: