Опубликовано: 26.12.2023 г.
Автор: Бытова Татьяна Васильевна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 31»
Асбестовского городского округа
город Асбест
Чем отличается талант от одаренности?
Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенной суммой знаний, умений и навыков. Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом. Талант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество.
В зависимости от того, насколько удачно совпали различные задатки, выделяют 3 уровня развития природных способностей:
- Одарённость.Это первая степень, которая часто проявляется у детей, но не всегда даёт достаточно предпосылок для успеха в определённой сфере деятельности.
- Талант.Вторая степень развития природных способностей подразумевает, что у человека есть все необходимые задатки для того, чтобы добиться успеха.
- Гениальность.Гениальностью обычно называют исключительный талант, который позволяет стать не просто успешным, а выдающимся или даже величайшим в мире. Также гениями часто называют людей, демонстрирующих исключительные таланты сразу в нескольких областях деятельности.
Понятия ТАЛАНТ и ОДАРЕННОСТЬ |
|
ТАЛАНТ |
ОДАРЕННОСТЬ |
"Гений - 1% таланта и 99% усердной работы" Томас Эдисон 1) гением не стать без этого одного процента и усердной работой его не заменить 2) чем больше работаешь - тем больший нужен талант для достижения гениальности
|
Одаренность — это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности |
ВИДЫ |
|
ТАЛАНТ |
ОДАРЕННОСТЬ |
· Цифровой. Таланты этого типа свойственны людям с хорошо развитым абстрактным мышлением. Их обладатели находят своё призвание в таких сферах, как математика и другие точные науки, экономика, разработка программного обеспечения и прочие области, требующие логического и математического склада ума. · Вербальный. Данный тип таланта подразумевает умение понятно, грамотно и красиво формулировать мысли, поэтому обычно встречается у юристов, журналистов и писателей. · Слуховой (музыкальный). Этот тип связан со способностью воспринимать на слух, отчётливо различать и запоминать различные звуки. Он встречается у музыкантов, звукорежиссёров, лингвистов и других людей, чья работа так или иначе связана с восприятием звуков. · Физический. Этот тип талантов связан с телесно-кинестетическим интеллектом. Он подразумевает хорошее понимание своего положения в пространстве, поэтому часто встречается у спортсменов и танцоров. · Межличностный. Этот тип талантов также связан с эмоциональным интеллектом, но направлен на других людей. Как правило, его обладатели – это общительные люди с хорошо развитой эмпатией, которые способны найти общий язык с кем угодно. Таланты этого типа свойственны актёрам, психологам, политикам и другим людям, чья работа связана с общением или публичными выступлениями.
|
Существуют следующие виды одаренности, которые легко увидеть: · Интеллектуальная одаренность – «светлая голова». Ребенок обладает весьма значительными, глубокими знаниями, умеет самостоятельно их получать, может даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. · Художественная одаренность проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. · Творческая одаренность выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Не комфортность, нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой, на которой строится их нестандартное видение мира. Может проявляться широко или лишь в одной сфере. · Лидерская, или социальная одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. · Спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное интегративным взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, опосредованным, в свою очередь, спортивно-тренировочной деятельностью. Вполне возможно, что эта детская одаренность учитывается в воспитании недостаточно, и будущие способные атлеты так и не попадают в большой спорт. |
ПРИЗНАКИ |
|
ТАЛАНТ |
ОДАРЕННОСТЬ |
Талант начинает закладываться в каждом человеке с самого рождения. Его можно назвать неким фундаментом, на котором будет создаваться личность, будет формироваться успешный и талантливый человек. Но стать таким человеком нелегко, для этого нужно приложить большое количество усилий и труда. Проведя цепочку умозаключений, можно прийти к выводу, что дело, которое человек будет выполнять долго и успешно и при этом его никто не будет заставлять это делать, – и есть дар. |
Признаки одаренности проявляются в деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за ним: 1. быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; 2. использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации – стремление «все делать по-своему»; 3. самостоятельное принятие решений, 4. повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности, а также готовности проявлять собственную инициативу 5. ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом или делом 6. предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов; 7. «вопросительность» : количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников; 8. высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству (перфекционизм). |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ |
|
Сегодня одаренными детьми называют : *детей с интеллектом выше среднего; *детей с высоким уровнем творческих способностей; *детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); *детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность). Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70 %, то к четырнадцати годам — 30-40 %, а к семнадцати — только 15-20 %. По данным ученых интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта. |
|
ВЫВОД |
|
ТАЛАНТ |
ОДАРЕННОСТЬ |
Конечно же, просто найти свой талант недостаточно. Чтобы суметь реализовать его, необходимо усердно работать, постоянно повышая свой профессиональный уровень и расширяя знания. |
Таким образом оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. |
Литература.
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. - Москва: «Просвещение», 1991. -168 с.
- КозаковаТ.Г. «Развивайте у дошкольников творчество»/ Т.Г.Козакова. - Москва, «Просвещение» 1985.-260 с.
- Комарова Т.С. Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. – Москва: педагогическое общество России, 2002.-240 с.
- Комарова. – Москва: «Педагогика», 1990.-286 с.
- Комарова Т.С., Заценина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с.
- Сахарова О.М. "Сказки и краски: 14 сказочных историй для развития речи и творческих способностей" / О.М. Сахарова. – Санкт – Петербург: Издательский Дом "Литера", 2006. – 32 с.
Интернет-ресурсы
https://studfile.net/preview/5439334/page:22/