0+



 

Опубликовано: 26.12.2023 г.

Автор: Бытова Татьяна Васильевна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 31»
Асбестовского городского округа
город Асбест

 

 

Чем отличается талант от одаренности?

Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенной суммой знаний, умений и навыков. Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантомТалант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество.

 

В зависимости от того, насколько удачно совпали различные задатки, выделяют 3 уровня развития природных способностей:

  1. Одарённость.Это первая степень, которая часто проявляется у детей, но не всегда даёт достаточно предпосылок для успеха в определённой сфере деятельности.
  2. Талант.Вторая степень развития природных способностей подразумевает, что у человека есть все необходимые задатки для того, чтобы добиться успеха.
  3. Гениальность.Гениальностью обычно называют исключительный талант, который позволяет стать не просто успешным, а выдающимся или даже величайшим в мире. Также гениями часто называют людей, демонстрирующих исключительные таланты сразу в нескольких областях деятельности.

 

Понятия ТАЛАНТ и ОДАРЕННОСТЬ

ТАЛАНТ

ОДАРЕННОСТЬ

"Гений - 1% таланта и 99% усердной работы" Томас Эдисон

1) гением не стать без этого одного процента и усердной работой его не заменить

2) чем больше работаешь - тем больший нужен талант для достижения гениальности

 

Одаренность — это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности

ВИДЫ

ТАЛАНТ

ОДАРЕННОСТЬ

·  Цифровой. Таланты этого типа свойственны людям с хорошо развитым абстрактным мышлением. Их обладатели находят своё призвание в таких сферах,  как математика и другие точные науки, экономика, разработка программного обеспечения и прочие области, требующие логического и математического склада ума.

·   Вербальный. Данный тип таланта подразумевает умение понятно, грамотно и красиво формулировать мысли, поэтому обычно встречается у юристов, журналистов и писателей.

·  Слуховой (музыкальный). Этот тип связан со способностью воспринимать на слух, отчётливо различать и запоминать различные звуки. Он встречается у музыкантов, звукорежиссёров, лингвистов и других людей, чья работа так или иначе связана с восприятием звуков.

·  Физический. Этот тип талантов связан с телесно-кинестетическим интеллектом. Он подразумевает хорошее понимание своего положения в пространстве, поэтому часто встречается у спортсменов и танцоров.

· Межличностный. Этот тип талантов также связан с эмоциональным интеллектом, но направлен на других людей. Как правило, его обладатели – это общительные люди с хорошо развитой эмпатией, которые способны найти общий язык с кем угодно. Таланты этого  типа свойственны актёрам, психологам, политикам и другим людям, чья работа связана с общением или публичными выступлениями.

 

Существуют следующие виды одаренности, которые легко увидеть:

·  Интеллектуальная одаренность – «светлая голова». Ребенок обладает весьма значительными, глубокими знаниями, умеет самостоятельно их получать, может даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

·  Художественная одаренность проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.

·  Творческая одаренность выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Не комфортность, нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой, на которой строится их нестандартное видение мира. Может проявляться широко или лишь в одной сфере.

·  Лидерская, или социальная одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.

· Спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное интегративным взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, опосредованным, в свою очередь, спортивно-тренировочной деятельностью. Вполне возможно, что эта детская одаренность учитывается в воспитании недостаточно, и будущие способные атлеты так и не попадают в большой спорт.

ПРИЗНАКИ

ТАЛАНТ

ОДАРЕННОСТЬ

 

Талант начинает закладываться в каждом человеке с самого рождения. Его можно назвать неким фундаментом, на котором будет создаваться личность, будет формироваться успешный и талантливый человек.

Но стать таким человеком нелегко, для этого нужно приложить большое количество усилий и труда. Проведя цепочку умозаключений, можно прийти к выводу, что дело, которое человек будет выполнять долго и успешно и при этом его никто не будет заставлять это делать, – и есть дар.

Признаки одаренности проявляются в деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за ним:

 1. быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

2. использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации – стремление «все делать по-своему»;

3. самостоятельное принятие решений,

4. повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности, а также готовности проявлять собственную инициативу

 5. ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом  или делом

6. предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;

7. «вопросительность» : количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников;

8. высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству (перфекционизм).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ

Сегодня одаренными детьми называют :

*детей с интеллектом выше среднего;

*детей с высоким уровнем творческих способностей;

*детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

*детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.

Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности.

Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70 %, то к четырнадцати годам — 30-40 %, а к семнадцати — только 15-20 %.

По данным ученых интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.

ВЫВОД

ТАЛАНТ

ОДАРЕННОСТЬ

Конечно же, просто найти свой талант недостаточно.

Чтобы суметь реализовать его, необходимо усердно работать, постоянно повышая свой профессиональный уровень и расширяя знания.

Таким образом оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.

Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

 

Литература.

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. - Москва: «Просвещение», 1991. -168 с.
  2. КозаковаТ.Г. «Развивайте у дошкольников творчество»/ Т.Г.Козакова. - Москва, «Просвещение» 1985.-260 с.
  3. Комарова Т.С. Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. – Москва: педагогическое общество России, 2002.-240 с.
  4. Комарова. – Москва: «Педагогика», 1990.-286 с.
  5. Комарова Т.С., Заценина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с.
  6. Сахарова О.М. "Сказки и краски: 14 сказочных историй для развития речи и творческих способностей" / О.М. Сахарова. – Санкт – Петербург: Издательский Дом "Литера", 2006. – 32 с.

 

Интернет-ресурсы

http://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-metodika-vyyavleniya-odaryonnyh-detej-doshkolniki-shkolniki-5770523.html

https://studfile.net/preview/5439334/page:22/

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация