Опубликовано: 26.12.2023 г.
Автор: Гладеньких Елена Сергеевна
Учитель начальных классов,
руководитель методического
объединения начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»,
город Курган
По данной теме я выступила на педсовете в своей школе, коллеги предложили мне написать статью на Вашем сайте. Надеюсь, она будет полезна другим учителям.
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только узнает новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.
Для формирования функциональной грамотности используются такие педагогические технологии, как технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
В качестве основного метода оценки функциональной грамотности используется письменная форма контроля. В комплексное задание включены как задачи с готовыми ответами, из которых нужно выбрать верный, так и задачи, на которые учащийся должен дать свой краткий или полный обоснованный ответ.
Назначение таких оценочных материалов - оценить способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Так, в международном исследовании PISA задачи строятся на основе трех категорий жизненных ситуаций. Во-первых, это задачи, которые имеют прямое отношение к повседневному опыту учащегося, например, приобретение билета на электричку, покупка продуктов в магазине или чтение инструкции по приему лекарства. Во-вторых, для построения задач используются ситуации, связанные с процессом обучения, или будущие профессиональные ситуации. Эти ситуации могут быть сведены к повседневным бытовым заботам, содержание некоторых задач может быть связано с такими школьными предметами, как биология, химия, география. Наконец, реальная жизненная ситуация может потребовать от человека работы с публичной информацией из газет, журналов, телепередач и Интернета.
Я хочу подробнее остановиться на читательской грамотности. Читательская грамотность – это способность понимать, использовать, оценивать тексты, умение извлекать из текста смыслы, сопоставлять их между собой, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями.
Все мы, взрослые, знаем, какая проблема есть в наше время: детки не хотят читать книги или читают, но невнимательно, не понимая смысл того, о чём они прочитали. Задания по математике и по русскому языку также читают невнимательно. Я задумалась, а что я могу сделать на своих уроках, чтобы мои ученики стали более внимательными читателями?
В своей практике я использую разнообразные приёмы и задания для формирования читательской грамотности. Уже с 1 класса включаю в свои уроки такое задание:
Прочитай отрывок из рассказа Константина Паустовского «Заячьи лапы».
Дед обрадовался зайцу, будто родному.
- О каком зверьке говорится в тексте? Отметь рисунок.
Во 2 классе задания становятся сложнее.
1.Прочитай отрывок из рассказа Константина Паустовского «Тёплый хлеб».
Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.
- О скольких людях говорится в отрывке? Обведи верную цифру.
1 2 3 4
2.Послушай небылицу.
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Подчеркни рисунок синим карандашом, на котором изображено всё, как в небылице.
В этом году в нашей школе был конкурс открытых уроков «УЧИТЕЛЬстВО!» В рамках этого конкурса я провела урок русского языка в 3 классе по теме «Повторение изученных орфографических правил: гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч». Вначале урока показала ребятам календарь, попросила назвать дату, закрытую синим кругом. Эта дата была датой проведения открытого урока.
Подобное задание встретится ребятам в конце 4 класса при написании ВПР по окружающему миру, поэтому я считаю, что подобные задания должны быть использованы в 1-3 классах.
На следующем этапе ученики работали в парах со словарными словами. У них была такая карточка:
Вот в такой интересной форме, читая предложения и небольшие тексты, ребята должны были вспомнить ранее изученные слова.
Далее ученики моего класса работали в группах по карточке, в которой был включён региональный компонент про нашу Курганскую область.
Курганская область
Во второе издание Красной книги Курганской области включены 208 объектов растительного мира и 156 объектов животного мира
Задание: - Ребята, сегодня вы будете работать в группах.
Вспомним правила работы в группах (на слайде).
- Перед вами лежит листок с заданием. Ваша задача - внимательно прочитать текст и выписать слова на изученные орфограммы по теме урока. Текст необычный, в нём есть таблицы, карта. Будьте внимательны, работайте сообща.
И, конечно, работа с таблицей. В ней были представлены животные и растения, занесённые в Красную книгу Курганской области. Нужно было в парах выписать названия, в которых были слова с орфограммами по теме нашего урока.
По второму образованию я – географ, поэтому очень люблю уроки окружающего мира. На этих уроках я нередко использую кейс-технологии.
Например, во 2 классе по теме «Путешествие по материкам и частям света».
Целеполагание
- Ребята, как называется наша страна? А на каком материке она находится? Сколько материков на Земле? Можем ли мы с вами побывать на каждом из них? А что можно сделать, чтобы узнать информацию про каждый материк?
- Какую цель мы поставим?
- Что будем делать для достижения этой цели?
- План ваших действий?
План работы
- Географическое положение и климатические особенности.
- Количество стран на этом материке.
- Какие крупные реки протекают на этом материке?
- Растительный и животный мир.
Организация работы с кейсами
1 группа – Евразия
2 группа – Северная и Южная Америка
3 группа – Африка и Австралия
Кейс
Карточка-опора
- Размер материка.
- Географическое положение (в каком полушарии находится материк, какие океаны его омывают, по физической карте мира определите формы поверхности материка: горы, равнины, низменности).
- Климатические условия.
- Количество стран.
- Назовите самые крупные реки на данном материке.
- Растительный мир.
- Животный мир материка.
- Что интересного вы узнали об этом материке?
Источники:
- Плешаков В.В. Окружающий мир. 2 класс. 2 часть. - М: Просвещение, 2021.
- Физическая карта мира.
- Тексты о материках.
Каждая группа в конце своей работы создаёт презентацию и представляет её всему классу. Выслушивает вопросы других учеников, отвечает на них.
Задания по формированию и оценке читательской грамотности
№ Урока |
Тема |
Характеристика задания: мотивационная часть, содержание (условия, вопрос, инструкция к выполнению); критерии оценки |
Формируемые компоненты читательской грамотности |
Методические комментарии источник |
||||||||||||||||||
16 |
Размножение и развитее растений |
Марина получила в подарок от родственников много комнатных растений. Но она совсем не знает, как за ними ухаживать. Старшая сестра решила помочь Марине и рассказала, как часто нужно поливать растения: Частота полива: азалия – раз в 4 дня; роза – каждый день; фиалки – раз в 2 дня. Сегодня понедельник, и все цветы уже политы. Задание 1. Помоги Марине разобраться, в какой день недели нужно будет полить растения в следующий раз. 1) Азалия А) Среда 2) Роза Б) Пятница 3) Фиалка В) Вторник Заполни вторую строку таблицы нужными буквами.
Критерии оценивания
|
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста. · Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний. · Определять место, где содержится искомая информация. · Понимать фактологическую информацию.
|
|||||||||||||||||||
1. Задание на множественный выбор Таня решила украсить свою комнату комнатными растениями. Она пошла с родителями в магазин, чтобы подобрать растения для своей комнаты. Продавец магазина задал несколько вопросов родителям Тани, чтобы посоветовать с выбором растений. Какие из вопросов, заданных продавцом, касаются условий жизни комнатных растений? Отметьте все верные варианты ответа.
Характеристики задания - Содержательная область оценки: живые системы - Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений - Контекст: личный - Уровень сложности: низкий - Формат ответа: задание с выбором нескольких ответов - Объект оценки: умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления. Критерии оценивания
|
Научное объяснение явлений |
https://multiurok.ru/files/funktsionalnaia-gramotnost-na-urokakh-biologii.html |
В 3-4 классах можно предложить ученикам самим придумать задания на развитие читательской грамотности.
Заключение
Все эти приёмы помогают значительно улучшить восприятие предмета учениками, вызывают интерес к поставленным задачам. Применять все данные методики и приёмы на одном уроке не нужно, главное, чтобы работа велась в системе. Учитель должен увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Уверена, что познакомившись с моими приёмами и заданиями, другие учителя смогут создать свои задания. Желаю всем творческих успехов и, самое главное, чтобы у учеников сформировалась читательская грамотность.