Опубликовано: 28.12.2023 г.
Автор: Кириченко Олеся Викторовна
Учитель биологии
МБОУ СОШ №22 г.Кургана
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Первая из формируемых компетенций на уроках по формированию ЕНГ – это научное объяснение явлений. В эту компетенцию входят следующие умения:
применять полученные в ходе обучения естественно-научные знания для
объяснения явлений;
создавать и применять объяснительные модели;
прогнозировать развитие явлений и процессов;
объяснять принцип действия технологий и приборов.
Биологические явления - это природные явления биологического происхождения. В более широком смысле - это вообще все процессы, происходящие с живыми организмами.
Основным инструментом развития функциональной грамотности является использование различных учебных заданий.
Задания на развитие данной компетенции:
1.Тема: Царство вирусов (5 класс). Дана информация про вирус табачной мозайки.
Вирус табачной мозаики
Вирус табачной мозаики - возбудитель мозаичной болезни, поражающей растения. Инфекция среди растений распространяется при повреждении покровов листьев необработанным садовым инвентарем, а также через огородных вредителей, которые питаются соками растений. У заболевших растений наблюдается рисунок из размытых желтых пятен, неровности и бугорки на поверхности листа, а сами они отстают в росте и развитии, уменьшают отдачу урожая в несколько раз, а при сильном поражении погибают.
Через какой недезинфицированный садовый инвентарь человек может передавать растению возбудителя табачной мозаики?
А. Прививочный нож
Б. Лейка садовая
В. Секатор
Г. Тачка садовая
Д. Тяпка
Е. Перчатки садовые
2.Тема: Воздушное питание растений (6 класс):
Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение.
Поднимите один из колпаков.
Какой колпак нужно поднять и почему?
В 1771г. Английский химик Джозеф Пристли проделал такой опыт. Он заключал мышь под стеклянный колпак. Через пять часов мышь погибала. Однако при наличии под колпаком ветки мяты она оставалась живой. Отсюда Пристли сделал вывод, что животные своим дыханием делают воздух непригодным для жизнедеятельности организма, а растения с помощью фотосинтеза восстанавливают его, т.е. делают пригодным для жизнедеятельности.
Вторая компетенция, которая должна быть развита на уроках, это Понимание особенностей естественно-научного исследования:
Эта компетенция включает следующие умения:
распознавание и формулирование цели исследования;
определение оптимального способа научного исследования и его оценка;
выдвижение и обоснование научных гипотез;
поиск и оценка способов обеспечения надежности и достоверности научных данных и объяснений.
Задания на развитие данной компетенции:
- Тема: Корень, его строение и значение (6 класс)
?? Шестиклассники изучали явление геотропизма. Для
наблюдения за растением горшок с ним аккуратно повернули на бок. Рассмотрите рисунок, опишите изменения, которые произошли с органами растения за 4 дня. Какую гипотезу (предположение) проверяли школьники в этом эксперименте?
Ответ: На направление роста корней влияет сила тяжести.
?? При попытке провести такой эксперимент дома, Валерия столкнулась с невозможностью рассмотреть изменения, которые произошли с корнями. Какое условие проведения опыта необходимо было предусмотреть заранее, чтобы наблюдать за изменениями в ходе опыта.
Ответ: Условием проведения эксперимента должна быть прозрачная емкость.
- Тема: Подцарство простейшие (7 класс)
Какие методы исследования позволили обнаружить названные явления?
А) измерение и эксперимент
Б) наблюдение и эксперимент
В) измерение и наблюдение
Третья компетенция естественно-научной грамотности – интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, которая включает умения:
анализировать и интерпретировать данные, делать из этой информации
обоснованные выводы;
трансформировать формы представления данных;
определять в научных текстах гипотезу, доказательства и рассуждения;
проводить оценку аргументов и доказательств с научной точки зрения
Задания на развитие данной компетенции:
- Тема: Бактерии (5 класс)
Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий. Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) Чем выше температура, тем интенсивнее рост клеток бактерий.
2) Для того, чтобы прекратить рост бактериальных клеток, надо нагреть их до 45 градусов.
3) Оптимальная температура для размножения клеток в диапазоне от 36 до 38°С.
4) Минимальный рост численности бактерий произошел в диапазоне от 30 до 32°С.
5) До 32°С количество бактериальных клеток плавно повышается.
- Тема: Тип плоские черви (7 класс):
?? Прочитайте текст «Цикл жизни печеночного сосальщика» и составьте схему в виде рисунка. Обозначьте на рисунке основные стадии жизненного цикла червя.
Возможный ответ: 1 – основной хозяин; 2 – взрослый сосальщик; 3 – яйца; 4 – свободноплавающая личинка с ресничками; 5 – новое поколение личинок в теле прудовика; 6 – личинка; 7 – циста.
?? В качестве основного хозяина может выступать человек. Может ли человек заразиться печеночным сосальщиком, съев печень коровы? Какие меры профилактики стоит соблюдать? Ответ обоснуйте.
Ответ: Нет. Человек заражается, если проглотит цисты сосальщика.
Профилактика состоит в фильтрации или кипячении воды, соблюдении правил гигиены, недопустимости мытья фруктов и овощей в воде из прудов, рек.
Включение подобных заданий в учебный процесс при изучении естественно-научных дисциплин не исключает применения заданий традиционных, с чисто предметным содержанием, а лишь расширяет их спектр, позволяя формировать компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.
Таким образом, использование методов и приемов активного обучения на уроках биологии создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности естественнонаучной грамотности школьников.