Опубликовано: 08.01.2024 г.
Автор: Ерухимович Юлия Викторовна
Учитель-дефектолог
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад 107»
Я расскажу – а ты послушай!
Я покажу – ты посмотри!
Давай со мной! Не бойся, вместе
Преодолеем мы заторы на пути!
Теперь сама! Смелее, я ведь рядом,
Тебя и поддержу, и помогу!»
– Так, постепенно, шаг за шагом,
Коллегу в мир широкий вывожу.
И вот момент, когда вчерашний птенчик
Становится свободно на крыло,
И он летит, красиво, вдохновенно,
И Я могу учиться у него.
Светлана Новикова
«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики К. Д. Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», – заявил президент В. В. Путин.
Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, способствующим становлению молодого специалиста. Использование системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта позволяет молодым учителям–дефектологам быстро адаптироваться к работе, научиться эффективно взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.
Наставником выступает учитель-дефектолог, имеющий опыт работы, обладающий обширными знаниями и умеющий правильно передать их другим.
Целью наставничества является оказание методической помощи и поддержки начинающего учителя-дефектолога в его профессиональном становлении.
Задачами наставничества является:
- Привитие интереса молодого специалиста к профессии.
- Изучение нормативно-правовой документации.
- Оказание помощи по ведению документации.
- Использование коррекционных технологий в процессе образовательной деятельности.
- Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
У молодых специалистов есть теоретические знания, полученные в институте, но они нуждаются в практических советах, поэтому наставнику, в первую очередь, необходимо обратить внимание на требования к ведению документации, к организации и проведению коррекционного процесса. Перспективный план профессионального становления, развития и самосовершенствования молодого специалиста разрабатывается совместно, так как наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим.
Осуществляется наставничество, как метод обучения начинающего учителя – дефектолога и вхождение его в профессию, по модели «5 шагов наставничества».
ШАГ ПЕРВЫЙ. «Я расскажу, а ты послушай».
Первым шагом является знакомство учителя-дефектолога с нормативными документами, методическими материалами, программой обучения, реализуемой дефектологами в ДОУ. Проводятся беседы и консультации, на которых наставник рассказывает о документации, и раскрывает актуальные вопросы профессиональной деятельности, без знания которых процесс становления молодого специалиста останется незавершенным. Необходимо замотивировать молодого педагога на изучение литературы, документации, пакета диагностических методик, программы обучения и рабочей программы учителя-дефектолога. Расскажите, что делает дефектолог в детском саду, и в чем заключаются его основные обязанности, для чего можно использовать то, чему вы будете его учить, как это может ему пригодиться в коррекционной работе. Для дальнейшей более углубленной работы начинающему педагогу предлагаются рекомендации по всем разделам программы для детей с нарушением интеллекта. Но педагог - наставник не учит копировать его работу, а помогает начинающему специалисту выстроить собственный план саморазвития и самосовершенствования. Для дальнейшей более углубленной работы начинающему педагогу предлагаются рекомендации по всем разделам программы для детей с нарушением интеллекта. Но педагог - наставник не учит копировать его работу, а помогает начинающему специалисту выстроить собственный план саморазвития и самосовершенствования. Всё это поможет молодому педагогу выбрать тему по самообразованию, таким образом, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
ШАГ ВТОРОЙ. «Я покажу, ты посмотри».
Необходимо продемонстрировать молодому специалисту то, чему вы хотите его научить наглядно. Делая это, постарайтесь дать возможность увидеть выполнение процесса в целом. Ошибкой здесь бывает, когда начинают демонстрировать процесс с середины работы. Когда люди видят верное и полное выполнение задания, они смогут попытаться его повторить. Необходимо показать все журналы, которые ведет специалист, циклограмму, портфолио педагога, как заполняются диагностические бланки и как пишутся заключения по их результатам, всю отчетную документацию учителя-дефектолога, а также методический материал, используемый в работе по разделам программы. Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Обучение молодых специалистов не может быть эффективным без показательных занятий наставника. Реализуя данный шаг, педагог-наставник, также проводит открытые занятия: индивидуальные, подгрупповые. Наставляемый присутствует на родительских собраниях, онлайн-консультациях родителей, тем самым наставник показывает какова роль дефектолога в работе с родителями.
ШАГ ТРЕТИЙ. «Сделаем вместе».
Здесь нужно подробно рассказать о своей работе и почему нужно делать именно так. Шаг за шагом, не скупясь на подробные объяснения. Вдохновляйте обучая! Проводятся совместные занятия с детьми в индивидуальной и групповой форме, предварительно формулируются цели и задачи, составляется конспект занятия, подбирается необходимый материал. Затем проводится совместное обсуждение хода занятия и полученных результатов.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. «Сделай сам, я подскажу».
Наставляемый выполняет задания наставника. Наставник помогает и корректирует, ни в коем случае не критикуя, а поощряя, т.е. грамотно даёт обратную связь. Наставник тактично советует, как правильнее и эффективнее организовать работу, как найти подход к «особому» ребенку. По ходу занятий выявляются затруднения, которые после доброжелательной беседы легко устраняются. Это побуждает молодого специалиста стремиться выполнять свою работу лучше. Работать надо до тех пор, пока у наставляемого не появится уверенность в себе.
ШАГ ПЯТЫЙ. «Сделай сам, расскажи, что сделал».
На данном шаге осуществляется контроль и закрепление полученных знаний, умений, навыков. Попросите молодого специалиста научить вас делать то, чему вы его учили. Пусть он покажет вам свою заполненную документацию и расскажет, как он это делает, покажет диагностический инструментарий и заключения, отчетную документацию, конспекты занятий и их дидактическое оснащение и т.д.
В заключении хочу дать совет молодым педагогам. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, не опускайте руки. Не получилось сегодня – обязательно получится завтра. Относитесь к своей профессии с любовью, энтузиазмом и творчеством, постоянно расширяйте свои знания. Только тогда вы сможете достичь желаемых результатов, а опытные коллеги всегда помогут, поделятся опытом и поддержат.