Опубликовано: 11.01.2024 г.
Автор: Куликова Анастасия Александровна, воспитатель
МБОУ ЦО «Интеллект» Приморский край, г. Спасск – Дальний
Цель: Развитие мелкой моторики рук, памяти, сенсорных способностей, внимание.
Задача:
- дать возможность ребенку познавать мир через тактильное восприятие
- закреплять представления о свойствах предметов
- развивать умение определять на ощупь
способствовать изучению основных цветов
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения в познавательной деятельности, наблюдается недостаток восприятия, ощущений и представлений, что составляет основу сенсорного воспитания. Играя, ребенок должен учиться усваивать все сенсорные эталоны, учиться сопоставлять, сравнивать, принимать самостоятельные решения, развиваться и познавать мир. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка - находится на кончиках пальцев».(СЛАЙД) Современные дети с раннего возраста заняты телефонами и компьютерами «дети большого пальца», в результате чего, мелкая моторика у них остается неразвитой. Это ведет к трудностям в обучении в школьный период. (СЛАЙД)
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования технологий.
В настоящее время существует большое разнообразие игровых методик по этому направлению работы с детьми раннего возраста. Перечислим некоторые из них:
- пальчиковые игры;
- игры с крупами (сортировка, рисование манкой);
- детское творчество (трехгранные карандаши, восковые мелки или художественная пастель);
- рисование пальчиковыми красками;
- лепка из соленого теста, из глины. (СЛАЙД-картинки)
И главная задача взрослого - сделать все эти занятия разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы ребенка.
Организуя игровую деятельность своих воспитанников, я стремилась найти что-то новое, нетрадиционное для занятий с ними, избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность детей. Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников мне показалась идея создания бизиборда.(СЛАЙД)
Бизиборд (busyboard) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено - это не просто модное веяние. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности.
Какие же бывают бизиборды и чем отличаются.(слайд)
Есть классические бизиборды, сделанные из массива дерева или фанеры. Они либо крепятся, на стене, либо лежат на полу.
Бизидом это шесть различных бизибордов закрепленных друг с другом в виде домика.
Еще одной разновидностью детского бизиборда является бизикуб.
Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. М.Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд!(СЛАЙД)
Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому саду или школе, но заложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам. В наше время идея Монтессори очень актуальна, так как в соответствии с ФГОС обучение детей должно осуществляться через игровую деятельность. С помощью современных бизибордов, м о ж н о р е ш а т ь н е с к о л ь к о задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и развивающую. Эта доска задает игровой формат всему образовательному процессу, происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и т.д.).
Бизиборд(Примеры Занятий)
По моему мнению, бизиборд является отличным пособием для развития детей и в настоящее время необходим в каждой группе, как элемент развивающей предметно-пространственной среды.Почему спросите?
Конечно, про бизиборд можно говорить очень долго какие функции он выполняет, но я хочу выделить то, что он служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое и может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка-дошкольника. А так же участие бизиборда может происходить в независимости от того, какой у вас вид деятельности и направление будь то ФЦКМ, Лепка, Сенсорика, и т.д.
Начиная работу по использованию бизиборда, я учитывала требования к бизиборду и организации предметно-развивающей среды. А именно таким компонентам как(СЛАЙД)
- содержательно-насыщенный, развивающий (бизиборд будет максимально интересным для детей, если закрепленных предметов будет по возможности много, и каждый из них сможет выполнять какое-то действие – ребенок учится нажимать, открывать, крутить различные предметы, пощёлкать, постучать, повертеть и пр.);
- доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей и находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);
- безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены; деревянные гладкие основы без острых углов для детей постарше; нет предметов, о которые можно пораниться, и тонких нитей);
- здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской);
- эстетически-привлекательный(основной фон яркий; предметы разных форматов и цветов).
Цель данной работы - разностороннее развитие детей дошкольного возраста, создание условий для их физического развития, активизации умственной деятельности, предпосылок развития их творческого потенциала.
Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивают определённые навыки:
- мелкую моторику (основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия);
- координацию движений (этому способствуют дверные замочки, защёлки. Для ребенка тяжело с первого раза будет попасть ключиком в замок, повернуть ручку. С помощью бизборда он учиться управлять своими руками.);
- усидчивость ( дети неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий);
- логику (дети начинают понимать, что сначала открываем щеколду, а только потом откроется дверца; формируются причинно-следственные связи);
- восприятие цвета и формы (в оформлении доски используются разные цвета и формы)
- изучение слов и изучение мира (за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями. Когда ребенок откроет дверцу, он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки. А если взрослые будут повторять при этом его название, то ребенок вскоре запомнит это слово);
- воображение (Ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь.);
- память (нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память ребенка.).
- А так же я разработала еще одно пособие развивающую книжку, которая очень мне помогла в развитии сенсорных эталонов у детей. Далее мы рассмотрим и сравним диагностику.(Примеры занятий)
(ДИАГНОСТИКА?)
Положительная динамика в развитии детей говорит о высокой эффективности проводимой работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия. Используя в работе бизиборд, ребенок получает возможность проявить свою индивидуальность и личностные качества, а педагог – включается в активное сотворчество и содействие с воспитанниками, тем самым, расширяет и пополняет свои профессиональные компетенции.
Подводя итог, хочется отметить, что с использованием бизиборда у детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным, содержанием.
Если верить японцам, то они говорят: раннее развитие ребенка имеет большое влияние на всю последующую жизнь.