Опубликовано: 14.01.2024 г.
Автор: Косова Ольга Георгиевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Журавушка»» Асбестовского городского округа
Город Асбест
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, развиваться, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии.
Для детей раннего возраста главным является адаптация к детскому саду. Для успешной адаптации детей к условиям детского сада, в своей работе воспитатели используют различные педагогические формы работы.
Одной из форм является создание комплекса сказкотерапии (подбор сказок по темам разных проблем детей, например «Сон колобка» - привыкание ко сну в детском саду, «Рыбка буль-буль» - осложненная адаптация ребенка, «Зайчик в детском саду» - позитивный настрой на посещение детского сада и др.).
Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения цикла сеансов с использованием сказкатерапии.
Как правило, сказка придумывается взрослым самостоятельно, с учётом основных принципов её построения и рассказывается ребёнку в определённый подходящий по времени момент. Существуют готовые сказки для профилактики трудностей адаптации детей к детскому саду, но «готовый вариант», как правило, нуждается в доработке, так как не всегда полностью подходит к конкретному случаю. В сказках мы создаём эмоционально привлекательные для ребёнка образы: детского сада, новой группы, педагогов, сверстников, игрушек, режимных событий, и т.д. Данный приём применяем ежедневно в первый месяц поступления детей, каждую сказку рассказываем неоднократно, с использованием элементов театрализации.
Хочу представить вашему вниманию одну из сказок, которую педагоги используют при осложненной адаптации ребенка к условиям детского сада.
«Рыбка Буль-Буль»
Жила в море маленькая рыбка-Буль-Буль. Каждое утро она приплывала в морской детский сад, но ей было очень грустно, она часто плакала, потому что не хотела ни с кем подружиться, ей было совсем не интересно в морском саду и все, что она делала - это ждала, когда же приплывет мама и заберет ее домой.
В детском саду была воспитательница, но она была не обычная рыбка, а золотая. Ее так и звали - воспитательница Золотая рыбка. И вот, однажды, она сказала маленькой рыбке Буль-Буль:
- Я помогу тебе, я волшебная Золотая рыбка и сделаю так, чтобы ты больше не плакала в детском саду, чтобы тебе не было грустно. Махнула Золотая рыбка-воспитательница своим хвостиком - и произошло чудо - рыбка Буль-Буль перестала плакать, она подружилась с другими маленькими рыбками в группе и они вместе играли, смеялись и резвились в морском саду. Буль-Буль даже было странно - почему же она раньше не замечала, какие дружелюбные рыбки с ней рядом и как весело и интересно проводить с ними время!
С тех пор Буль-Буль с удовольствием каждое утро плыла в садик, ведь знала, что там ее ждут ее друзья.
Кроме того, сказки можно рассказывать, используя песочницу (песочный стол). При работе с песочницей педагогом разыгрывается сказка, которую ребенок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность ее ощутить (потрогать героев, построить дом и т.д.), кроме этого имеет значение и песок, который поглощает негативную энергию ребенка и позволяет отвлечься от окружающей действительности.
В период адаптации можно предложить детям сказку «Необыкновенные следы». Педагог рассказывает детям сказку о песочной стране, в которой живут,
к примеру медвежата и просит показать следы медвежат на песке - кулачками и ладонями с силой дети надавливают на песок,
живут зайки - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях,
змейки - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях),
жучки-паучки - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Используя сказкотерапию, как метод адаптации, педагог решает одновременно ряд задач:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, тревоги;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Педагог же в процессе работы постоянно поощряет спонтанные, живые и естественные реакции детей.
В связи с проделанной нами работой, включая и метод сказкотерапии, адаптация детей к условиям детского сада проходит быстро и безболезненно, этому свидетельствует положительный анализ листов адаптации:
- легкая степень адаптации у 19 детей (64%) - эмоциональное состояние ребенка улучшается в течение двух-трех недель,
- средняя степень адаптации у 8 детей (26%) – состояние нормализуются в течение 1-1,5 месяцев,
- тяжелая степень адаптации у 3 детей (10%) - длится от 2 до 6 месяцев.
Исходя из всего выше сказанного, мы рассматриваем сказкотерапию, как метод успешной адаптации детей к условиям детского сада и рекомендуем применять его на практике.
Интернет-источники:
https://skazkibasni.com/rybka-bul-bul-terapevticheskaya-skazka-skazkoterapiya-dlya-detej