0+



 

Опубликовано: 17.01.2024 г.

Автор: Исакаева Анна Анатольевна, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 г. Челябинска»

 

   Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Оно обеспечивает духовное единство народа и объединяющих его моральных ценностей, политическую и экономическую стабильность. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания особенно актуальны для современной образовательной системы. 

   Духовно-нравственное воспитание представляет собой многоплановый, целенаправленный процесс, способствующий усвоению норм и ценностей, принятых в обществе.

   Наш детский сад работает по приоритетному направлению  «Дорогою добра».

  Основная цель нашего приоритетного направления -  воспитание духовно-нравственной личности, а так же создание условий для становления и развития ответственного, творческого, инициативного, высоконравственного гражданина России.

   Для этого коллективом ДС в образовательной программе был разработан модуль «Я в мире людей».

  Считаем, что одними из основных качеств духовно- нравственной личности (помимо сострадания и доброты) являются инициативность,  самостоятельность, способность к принятию собственных решений. Мы знаем, что именно в младшей группе у детей начинается  формирование образа Я, именно в этот период жизни у ребёнка начинает формироваться представление о самом себе.  Поэтому  в младшей группе важно начать учить детей   уважать себя, ценить свой труд, понимать, что ЕГО мнение ценно и важно. 

  Только человек, который понимает свою значимость может стать духовно-нравственной личностью.

   Когда мы начали организовывать  пространство нашей группы   и наполнять его развивающей средой, мы придерживались  следующих принципов:

- каждый из нас здесь очень важен

- труд каждого ценен

- твое мнение много значит.

   Чтобы эти принципы работали в полную меру, нам помогают инструменты развивающей предметно-пространственной среды. Хочу остановиться и рассказать вам про некоторые из них.

   В нашей группе создано методическое пособие «Я в детском саду».

   Пособие представляет собой макет здания детского сада с двумя этажами и набор фигурок детей, воспитателей и помощника воспитателя. Каждый день, приходя в группу, ребенок ставит свою фигурку в домик. Тем самым показывая, что он пришел в детский сад. Его присутствие важно для всего коллектива. Значимым моментом является то, что рядом стоят фигурки педагогов на одном уровне с детьми.

  На второй этаж можно попасть, только если ты стал «Героем дня». «Героем дня» может стать тот, кто отличился участием в конкурсе, акции, совершил значимый поступок  или  является именинником. Такой прием позволяет воспитывать активную жизненную позицию у детей, стремление быть лучше.

  Кроме того, каждый день в группе есть «Капитан дня». Мы его выбираем случайным образом. На макете здания есть два окошка. В одном находятся фотографии детей, которые не были капитаном, а в другое мы убираем тех, кто уже был в этой роли. «Капитан дня» берет на себя роль командира группы, а значит, он должен быть примером для всех (лучше всех одеваться, заниматься, аккуратно принимать пищу, всегда быть первым при построении). Капитан имеет некоторые преимущества, но вместе с тем и некоторую долю ответственности. Таким образом, стеснительному ребенку мы даем возможность раскрыться, а хулиганам направить свою энергию в нужное русло.

   В группе у нас есть место для детского совета, где мы вместе с детьми решаем все наши вопросы. Выбираем (если он есть) героя дня, назначаем капитана, обговариваем планы на день или неделю.

   Если у нас возникают споры, то мы подключаем следующий инструмент «Место выбора». «Место выбора» помогает каждому ребенку выразить свое мнение и подчиниться, если оно не совпадает, с мнением коллектива. Так спорные вопросы решаются мирным способом.

   Развивающая среда у нас построена так, чтобы ребенок чувствовал себя хозяином группы. Посмотри, вот мой шкафчик, он рассказывает обо мне.  На каждом шкафчике, совместно с родителями (т.к. у нас еще маленькие дети) появились анкеты, которые рассказывают самое важное о ребенке. Его имя, что он хочет сказать о себе, что он любит. В средней группе мы продолжим эту работу и дадим больше самостоятельности детям. Они смогут самостоятельно вписать свое имя, нарисовать любимую еду или игрушку, выбрать любимый цвет.

   Детские работы мы опустили на уровень глаз детей, на ленты закрепили фотографии. Так у них появилась возможность самостоятельно размещать свои работы, любоваться ими, доделывать, переделывать, играть, прятать или даже выкидывать. Такое право есть у ребенка! И это очень важно наделить ребёнка не только обязанностями, но и правами.

   Развивая духовные качества у детей, мы должны научить их различать, прежде всего, СВОЕ настроение и самочувствие. Научить отличать грусть от злости, страх от тревоги. Для этого в группе появился уголок настроения. Каждое утро ребенок прикрепляет свою фотографию к облачку, которое отражает его внутреннее состояние. Чтобы эмоция была более понятной, мы сделали фотографии, где дети показывают конкретную эмоцию и разместили на облачке. Такие облачка наглядно помогают ребенку учиться понимать себя, свои чувства, регулировать их, а так же  видеть и принимать настроение других. Так в детях развивается чувство эмпатии.  Важно, что настроение может меняться в течение  дня, в зависимости от того, что чувствует ребенок в данный момент, от обстоятельств, от поступков окружающих.  Но мы можем менять как свое настроение, так и настроение своих друзей.

  Для того, чтобы дети чувствовали себя уверенно в пространстве детского сада, воспитатели вместе с детьми сделали «Меню». «Меню» обновляется каждое утро. В набор входит магнитная доска и набор фотографий с едой, которую дети фотографировали в течение нескольких недель. Для наших детей не является неожиданностью, чем их сегодня будут кормить. Т. К. читать они еще не умеют, для них важно иметь возможность самостоятельно познакомиться с меню без помощи взрослых.

  Также вместе с детьми мы ведем «Ленту времени». Она отражает расписание занятий группы, что тоже помогает детям самостоятельно ориентироваться в образовательном процессе.  «Лента времени» помогает планировать совместные мероприятия на неделю. В понедельник на детском совете мы проговариваем с детьми и решаем, какие события нас ждут на новой неделе. Дети фиксируют с помощью символов и рисунков, понятных для них, предстоящие события в группе и детском саду. Так они становятся непосредственными участниками жизни в детском саду.

   С раннего возраста мы стараемся помочь детям перейти от соперничества к сотрудничеству. Для этого мы вместе решаем какие правила работают в нашей группе. Ребята их самостоятельно принимают и следят, чтобы никто не нарушал. Начинаем мы с самых простых и всегда конкретных правил: в нашей группе всегда здороваются и говорят до свидания; не обижают друг друга.

  Наша развивающая среда постоянно меняется. Взрослеют дети и они сами вносят свои коррективы. Мы двигаемся от простого к сложному, постепенно добавляя все новые элементы, которые помогают достигнуть нам главной цели-воспитать личность!

   В группе все чаще появляются анкеты-опросники (сейчас этот элемент больше используется в работе с родителями), но и дети совершают первые шаги в этом направлении. Вводим маркеры пространства с детьми, постепенно создаем свой уникальный бренд группы «Карамельки»

    Благодаря среде,  которую мы создаем, каждый ребенок осознает свою уникальность и неповторимость и в то же время чувствует себя частью дружного коллектива, формируются  начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

«Один за всех и все за одного!» - вот девиз нашей группы.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация