0+



 

Опубликовано: 18.01.2024 г.

Автор: Осминнова Галина Анатольевна, воспитатель

МАДОУ ДС №40 г.Благовещенска

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Цель проекта:

-познакомить детей с разнообразием видов капусты и её качествах, полезных, оздоровительных свойствах.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с разнообразием капусты

-Обобщить и расширить знания детей о капусте: названиях, форме, цвете.

-Сформировать знания о лечебных и оздоровительных свойствах капусты.

-Провести опыты и эксперименты с капустой

- Помочь детям полюбить капусту и понять, что капуста наиболее полезна и необходима любому человеку

Ожидаемые результаты проекта:

у детей будут сформированы представления о полезных свойствах капусты.

-  накопление  наглядного, методического материал по ознакомлению дошкольников о «Капусте». 

Тип проекта: познавательный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Этапы проекта:

Организационный

- Подбор и изучение литературы.

- Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

-Группировка материала, составление плана.

Практический

Познавательное развитие

-Изучение разных видов капусты.

- Опыты с капустой НОД««Волшебная капуста», НОД«Опыт с пекинской капустой, как растения пьют воду и окрашиваются?»)

       -НОД «Октябрь пахнет капустой»

 

  Дидактические игры  («Лабиринт», «При­готовь салат», «Свари щи»,

«Собери картинку», «Чудесный мешочек».

Художественно - эстетическое развитие

- Рисование «Хороша  моя капуста».

- Лепка «Сто одежек и все без застежек».

- Аппликация «Капуста на грядке», «Поможем маме сварить борщ».

Речевое развитие

- Чтение художественной литературы (Белорусская  народная сказка «Пых», А. Мецгер «Ничья капуста»).

- Разучивание стихотворений, пальчиковых игр о капусте,

- Загадки, поговорки, пословицы о  капусте.

- разучивание пальчиковых упражнений о капусте

Физическое развитие

- Физминутки («Овощи», «Был у зайки огород»).

- Пальчиковая гимнастика (Мы капусту рубим, рубим», «Тук–тук–тук раздается в доме стук»).

- Подвижные  игры («1,2,3 к капусте беги», «Варим борщ»).

 Взаимодействие с родителями

- Консультаций («Здоровье найдете в капусте!», «Польза капусты для ребенка»)

- выставка поделок из капусты : «Пахнет осень капусткою»

Заключительный этап

-Развлечение « капустные посиделки»

- выставка работ : «Пахнет осень капусткою»

 Итоги работы над проектом, определили перспективы для дальнейшей работы. Выявили потребности семей воспитанников и дальнейшую работу с детьми, уровень осведомленности родителей и детей об употреблении капусты и её пользе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М. ТЦ Сфера, 2021. 87 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет. Москва – «Мозаика-Синтез», 2008 г.
  3. Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при президенте РФ (протокол от 03.09.2018 №10).
  4. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., 2005.
  5. Интернет-рессурсы

 

Приложение

Стихи о капусте

Это барыня-капуста
Завернула листья в шар.
«С клюквой будет очень вкусно» -
Так сказал нам кулинар.

* * *

Глянь, капуста в огороде
Разодета вся по моде!
Сто нарядов, это слишком!
Под листами – кочерыжка!

* * *

В огороде, в поле пусто –
Грустно зайцу, очень грустно.
Зайчик лето вспоминает,
Зайчик тихо напевает:
«Ой, какие вкусные
Листики капустные!..»
И все ночи напролёт
Снится зайцу огород.
Там не счесть на грядках
Кочерыжек сладких».

* * *

Бабушка Капуста
Кофт надела густо!
Кофта белая внутри,
Зеленее – штуки три,
Гуще зелень – три еще,
Только это же не все!
Листья нижние, что внешне,
Составляют край одежды,
Наклонились до земли,
Корень спрятали они,
Чтоб водичкою землица
С ним могла бы поделиться!

* * *

В огороде, по ночам
Думу думает кочан:
- Не боюсь холодных рос,
А боюсь голодных коз.
А забор так низок!
А рассвет так близок!
Чует кочерыжка -
Мне сегодня крышка!

* * *

Без капусты в доме пусто,
Без капусты жить не вкусно.
Обожаем мы с ребятами
Всевозможные салаты.
Любим борщики на первое
И не только мы, наверное.
И, конечно, не второе
Рагу любим овощное.
У капусты есть секрет –
Без капусты просто нет:
Голубцов, рагу, борщей.
Ешьте больше овощей.
С вами будет все в порядке:
Не поправитесь ребятки.
Станете сильней, стройней
И что главное – умней.

* * *

Про капусту в огороде
Я хочу вам рассказать,
Как известно всем в народе,
Ее просто собирать.
Но растить её труднее,
Много надо поливать,
Сорняки надо смелее
Без пощады выдирать.
Это ж наш продукт любимый!
Её варят и солят.
Компонент незаменимый
Для девчонок и ребят.
Пирожки, скажу, с капустой
Очень даже хороши!
Из капусты щи густые
Всем приятны для души.
Есть в капусте витамины
А, В, С и даже Е!
Они умные картины
Пробуждают в голове.

* * *

Чуть проклюнулся росток –
И уже как завиток!
Так и будет он стараться –
Всё расти и завиваться,
Пригибать листок к листку,
Как положено вилку,
Не хворать при непогоде,
Даже с холодом дружить,
Потому что в огороде
Дольше всех
Капусте жить.

* * *

Ее на зиму шинкуют, Солят, квасят, маринуют.
Ведь капуста, как известно, Во всех видах нам полезна.
Она раны очищает И от стрессов защищает,
И лечебна, и вкусна – Она нам всегда нужна.

* * *

В жаркий день и в день прохладный
Капуста хочет быть нарядной.
Стоит она на крупной ножке
В охапке держит все одежки.

* * *

Не люблю, чтоб было пусто
В животе, и ем капусту!
Без сомненья, этот овощ
Для пищеваренья – помощь!

 

Пальчиковая гимнастика

«Капуста»

Мы капусту рубим,                      Ритмичные удары ребром ладоней по  столу.
Мы морковку трем,                    Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим,                      Указательный и средний палец трутся о   
                                                                                большой.
Мы капусту жмем.                       Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили,                Ритмичные удары ребром ладоней по  
                                                                                столу.
Перетерли,                                      Трут ладони друг об друга.
Посолили,                                        Указательный и средний палец трутся о   
                                                                                большой.
И набили плотно в кадку            Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке.       Отряхивают руками.

***

 545542452

55555558

55757

756757 

 

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

Тема: «Волшебная капуста»

Цель: развитие у детей старшей группы познавательной активности через детское экспериментирование.

Задачи:

 -упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

- продолжать знакомить детей с таким видом изобразительной техники, как «печать листьями»;

- учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-расширять знания и представления старших дошкольников о капусте, её видах, свойствах и пользе;

-формировать знания о профессиях лаборанта, огородника.

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

- развивать у детей фантазию, творческие способности; мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятия;

-умение работать самостоятельно и дисциплинировано.

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

-любовь к природе;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Способы организации детей: подгрупповой

Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии огородника, лаборанта, беседа о технике безопасности при проведении опытов, разучивание хороводной игры под музыку, беседа о белокочанной капусте.

Словарная работа: огородник, эксперимент, реактив, лаборатория, клетчатка, пищеварение, раствор, кислотность.

Методические приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Игровые: превращение в лаборантов, дидактическая игра «Блюда из капусты»,

Практические: выполнение опытов.

Наглядные: мнемотаблица, компютерная презенация.

Оборудование и материалы: папки «исследователей», карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги 10х10, одноразовые тарелки, стаканы и ложки; разные виды капусты, сок краснокочанной капусты, сок лимона, сода, вода, мыльный раствор, детские энциклопедии с информацией о капусте; одноразовые шапочки, нарукавники – по количеству детей, влажные и сухие салфетки, макет почтовой посылки, мяч, мнемотаблица «Расскажи-ка. Овощи и фрукты».

                                        Ход образовательной деятельности

В: Здравствуйте! 

В: А теперь садитесь и послушайте, потому что у меня для вас есть сюрприз. (Вношу посылку.)

Мой знакомый Огородник прислал нам посылку.

Кто такой огородник?

Д: Человек, который выращивает овощи на огороде.

В: Правильно. А для того, чтобы узнать, что в посылке, нам необходимо отгадать загадку:

             Стоит Матрёшка

             На одной ножке,

             Закутана, запутана.

             Что это?

Д: Капуста.

В: Почему вы так думаете?

Д: Потому что листы капусты плотно завиты вокруг кочерыжки.

В: Вы угадали! (Достаю вилок белокочанной капусты)

В посылке есть что-то ещё… (Достаю из посылки разные виды капусты.)

Какие виды капусты прислал нам огородник?

Д: Белокочанная, краснокочанная, цветная, пекинская.

В: Правильно. А теперь давайте поработаем с мнемотаблицей. Кто хочет рассказать о белокочанной капусте?

Д: Это белокочанная капуста. Она светло-зелёного цвета, круглой формы, на ощупь-холодная гладкая, тяжелая. Растёт капуста в огороде. Из неё можно приготовить различные блюда. Очень хорошо! А чтобы вспомнить, какие именно блюда можно приготовить из капусты, давайте сыграем в игру.

Игра «Блюда из капусты».

Вставайте в круг. У меня в руках мяч, кому я брошу его, тот называет одно блюдо из капусты. (Голубцы, пирожки с капустой, борщ, щи, капустный суп, салат и др.)

В: Вот как много различных блюд можно приготовить из капусты! Обратите внимание, что суп из капусты имеет своё название – щи. Щи раньше были, наверное, самой любимой едой, поэтому говорили: «Где щи, тут нас и ищи».

Кто может сказать, чем полезна капуста?

Д: Из неё можно приготовить вкусные и полезные блюда.

В ней много витаминов, которые нужны при борьбе организма с вирусами.

В: А ещё нужно сказать, что каждый вид капусты полезен и интересен по-своему. Предлагаю вам стать учеными и узнать, чем интересна краснокочанная капуста.

 

В: Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше сведений о капусте и подготовить, об этом небольшой доклад. Карточки с обозначением методов исследования, это - план наших действий. Давайте вспомним, с чего начать наше исследование?

Кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие

«Подумать самостоятельно». Что нам следует сделать после этого? Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, постепенно выстраивается вертикальная линия из карточек:

 «Подумать самостоятельно»,

 «Спросить у другого человека»

«Посмотреть в книгах»

«Позвонить знатоку»

«Посмотреть в интернете»,

 «Понаблюдать»

«Провести эксперимент».

В: Давайте договоримся - я буду вашим консультантом. Вы будете собирать всю информацию о капусте, и зарисовывать схематично в папках исследователей, а я на доске мелом.

И так, давайте подумаем, что нам уже известно о капусте? (овощ, растёт на грядках, любят зайцы, козы, кролики и люди).

В: Следующий метод - «Спросить у другого человека». Давайте обратимся к нашим гостям, и узнаем, что они знают о капусте.

1 гость - слово «капуста» произошло от древнеримского слова «КУПРУТУМ», что в переводе означает «ГОЛОВА»

2 гость – во всём мире выращивают 150 видов капусты

3 гость – капуста - это лекарство, которое может излечить человека почти от всех болезней.

Делаем пометки в папках исследователей.

В: Спасибо за помощь. А мы сейчас найдём информацию в книгах и позвоним знающему человеку – нашей медсестре.

В ходе телефонного разговора дети узнают, что капуста – лекарственное растение. Её можно применять при насморке и кашле, при ушибах, ожогах. Так же, она богата витаминами А и С полезна для лучшего роста детей, ведь капустный сок содержит ростовые вещества.

В: следующий метод «Посмотреть в интернете»

Презентация «Всё о капусте»

(где растёт, несколько видов, полезные качества)

Воспитатель приглашает детей в Лабораторию.

 

Д: Раз, два, три - наклонись,

Раз, два, три – повернись,

Раз, два, три – покружись,

В лаборантов превратись.

(Дети берут стулья и проходят на места.)

Опыт № 1

Воспитатель показывает детям белокочанную капусту, краснокочанную, пекинскую. Дети сравнивают капустные кусочки, рассматривая их под лупой.

Вывод: все листочки с прожилками и если сильно надавить, то выделяется сок.

Опыт № 2

В: А ещё, капуста обладает волшебными свойствами, и сейчас вы это увидите. Перед вами стаканы с прозрачными жидкостями.

У меня есть отвар краснокочанной капусты, он фиолетового цвета, как вы думаете, если я добавлю в каждый стакан с водой этот отвар, что произойдет с водой?

Д: Она станет светло-фиолетовая.

В: Давайте проверим.

В каждый стакан добавляется по столовой ложке отвара.

В первом стакане вода становится розовая,

Во втором стакане - синяя

В третьем стакане - зеленая

И в четвертом стакане – светло-фиолетовая.

В: Ребята, как вы думаете, почему произошла такая реакция? (ответы детей) Дело в том, что я заранее в каждый стакан добавила специальное вещество. В первый стакан я добавила сок лимона, во второй – соду, в третий – стиральный порошок, в четвертый я ничего не добавляла, поэтому вода стала, как вы и говорили, светло – фиолетовая.

Вывод: вещества, содержащиеся в капусте, способны изменить цвет в зависимости от среды, в которую они попадают (Кислая, щелочная и нейтральная).

А сейчас, я предлагаю желающим представить свой доклад по теме «Капуста» (после выступлений проводятся обсуждения и задаются вопросы).

Вывод: капуста улучшает аппетит, полезна при многих заболеваниях, оздоравливает организм человека - капуста очень полезный продукт.

 

В: Вам понравилось наше занятие?

Что запомнилось больше всего? Чем полезна капуста?

О каком виде капусты мы сегодня узнали? Почему краснокочанную капусту

называют волшебной? Чем она интересна?

 

В: Спасибо, ребята! Вы очень хорошо поработали сегодня! Каждый из вас получает звание: «Знаток капусты»! А ещё нас ждёт сладкий сюрприз! (Награждаю детей)

Поблагодарим гостей за внимание!

Д: Спасибо! До свидания!

 

Экспериментальная деятельность в старшей группе: "Опыт с пекинской капустой, как растения пьют воду и окрашиваются?"

 Цель: формирование представлений детей о свойствах пекинской капусты;  расширение и закрепление знаний детей о том, что без воды не обходится ни одно живое существо на земле, и что растения тоже «пьют» воду и могут окрашиваться.

Задачи: Расширять знания детей о полезных свойствах капусты, о разновидностях капусты; закрепить знания о воде, ее необходимости для живой природы.

Развивать познавательную активность у детей, воображение, память, словарный запас, исследовательские навыки.

Формировать навыки аккуратной работы, воспитывать умение наблюдать, делать выводы работы, воспитывать взаимопомощь, стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование: 1)стаканчики с водой; 2) пищевой краситель нескольких цветов; 3) листья китайской капусты; 4) вода.

Ход занятия:

Я хочу вам загадать загадку:

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)

(Воспитатель хвалит детей и читает сказку).

Умная сказка о воде.

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река. Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:

- Солнце, зачем ты меня высушило?

Солнце и отвечает:

- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!

Пар спрашивает:

- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?

Солнце улыбнулось и ответило:

- Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!

Пар воскликнул:

- Точно! Спасибо тебе, Солнце!

И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:

- Спасибо тебе, Дождик!

А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень, радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Вода обратилась к Природе и сказала:

- Природа, я сделала тебя красивой, я помогла людям. Я выполнила свое предназначение.

Природа отвечает:

- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать им готовые знания, а помочь получить их самостоятельно. "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму" - гласит китайская мудрость, придерживаясь которой стараемся давать детям самостоятельно проводить эксперименты, учим выдвигать гипотезу, делать вывод, сравнивать его с предположением. Объясняем, что отрицательный результат, тоже результат.

Прежде чем проводить опыт с пекинской капустой, выяснили у детей, что они знают о том, как растения пьют? Что хотят узнать? И как это можно сделать? Ребята, сказали, что растения пьют воду при помощи корня, а вот как вода движется по растению от корня к листьям, дети не знают, поэтому было предложено провести эксперимент и узнать, как это происходит

   Ребята давайте посмотрим, как пьет воду пекинская капуста.

Воспитатель с детьми переходит к экспериментальной деятельности с пекинской капустой.

Перед опытом мы провели беседу «Для чего нужна вода?» Вспомнили, что без нее  не может существовать ни одно живое существо, что и растения тоже «пьют» воду.    Как это происходит, мы увидим из опыта.

Нам понадобилось:

-пекинская  капуста;

-пищевой краситель

-стаканы (количество зависит от разнообразия цветов красителей);

-вода.

Длительность опыта: 2  суток

 ОПЫТ:

Для начала налили немного воды в каждую из емкостей.

Добавили краситель в воду.

В одном стакане мы решили воду оставить прозрачной. Подождали, пока она окрасится в яркие сочные цвета. В это время нужно напомнить ребенку, что пищевой краситель не предназначен для питья, и что проводить этот опыт стоит только вместе со взрослыми.

В каждый стакан поставили по одному листу пекинской  капусты.

А дальше мы наблюдали, как капуста "пьет" окрашенную воду.   

Наша капуста через 2 дня  радовала нас разноцветным листьям!

ОБЪЯСНЕНИЕ

Внутри стебля находятся капилляры, по которым к листьям и цветкам поступают питательные вещества. С лепестков каждого цветка испаряется вода. Поэтому в капилляры втягивается подкрашенная вода, чтобы растение не засохло. Лепестки тоже состоят из тончайших капилляров. Когда в них попадает вода с краской, они окрашиваются в соответствующий цвет».

Опыт детям очень понравился. Многие делились впечатлениями с родителями, которые обещали им повторить его еще раз дома.

Вывод: Листья пекинской капусты окрасились в цвета пищевого красителя, значит, вода движется по растениям. 

Самое интересное, что помимо капусты в баночки с водой можно ставить любые цветы и растения без корней и смотреть, как изменится их окрас.

 

 Конспект занятия «Октябрь пахнет капустой»

Цель:

  1. Обобщить знания малых форм устного народного творчества (загадки, пословицы);
  2. Способствовать интеллектуальному развитию детей, их воображения, логического нестандартного мышления, нравственных качеств;
  3. Прививать любовь к родной земле, её прошлому (народным традициям)настоящему, интерес к родному языку; расширять кругозор детей, умение трудится в коллективе.

Словарная работа: Познакомить детей с новыми словами: секач, корыто, вечерки, кадка.

Оборудование: Магнитофон; запись русской народной музыки, инвентарь, используемый для рубки капусты в старину (корыта, секач)

Воспитатель (с капустой в руках)

- Вейся повейся, капуста моя

Вейся повейся, беловатая моя!

По народному календарю конец октября – начало ноября время засолки капусты. И я ребята, приглашаю вас на «Капустные вечёрки».

На Руси в этот день хозяйки приглашали девчат на "капустные вечерки" - помочь нарубить капусту на зиму. Отказать хозяйке было нельзя. Это считалось неуважение к старшим. Капустницы, приходя в дом, поздравляли хозяйку с капустой, как с праздником. А когда работа была закончена, молодежь веселилась, хозяйки накрывали на стол. Главным угощением на этом столе был капустный пирог.

Ставит на стол корыто, подает капусту, морковь, соль.

Воспитатель:

- А вы знаете, ребята, белокочанная капуста – царица садов и огородов, эта капуста богата витаминами и очень полезна! Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложили про нее поговорку: "Хлеб да капуста, лихого не допустят". Поэтому в старинных обрядовых песнях к капусте обращались с повелительной интонацией

–Родись капуста, бела и кругла!

Солили капусту и с клюквой, и с брусничкой, и с морковкой, со сладким перцем, с яблоками. Капуста получалась и вкусная, и красивая! Приятно на стол подать.

- Раньше рубили капусту в деревянных корытах специальными секачами. А сейчас давайте ребята, покажу, как рубили капусту раньше и как рубят в наше время. (Звучит музыка в русском народном стиле, показ воспитателя, дети помогают)

Воспитатель: -А сейчас немного отдохнём и поиграем

Физминутка "Капуста" - игра для развития мелкой моторики.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Хозяюшки пользуются ножами, вот такими шинковками, кухонными комбайнами.

 Воспитатель:

- "Хорошее начало - полдела откачало". А чтобы мы быстрей справились, Мальчики о капусте нам расскажут

Мальчики:

- Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой

- Была бы капуста, будет и не пусто.

- Ешь капусту, хлебай щи, попусту не верещи.

- На Воздвижение первая барыня – капуста.

- Ты, капуста, уродись. И бела, и спела, И бела, и спела. И со тыном ровна.

Воспитатель: Девочки ,а вы то же мне что-то хотите рассказать про капусту?

Надя и Даша: Мы знаем частушки про капусту.

Воспитатель :Спойте нам пожалуйста.

1 реб. Шире улица раздайся

            Я по улице иду

            И веселые частушки

           Про капусту пропою.

2 реб. Положу-ка  я капусту

         Всю в корзинку поскорей

        Буду петь я ей частушки

       Чтобы было веселей.

3реб. Ах, подружки дорогие

           Дайте мне капусту

          Я все лето загорала

          В огороде пусто.

4 реб. Шила платье из капусты

          Огурцом отделала

          Рассердилась платье съела

         Что же я наделала.

5 реб. Я люблю капусту квасить

           От безделья не грущу

          Приходите ко мне в гости

         Всех капустой угощу

- А теперь устроим состязание. Кто быстрее отгадает загадку.

- Не шит, не кроен, а весь в рубцах. (Кочан).

- Без, счету одежек и все без застежек. (Кочан капусты).

-Сидит девица в темнице, а коса наружу. (Морковь).

- Молодцы! Вот вам в награду по кочерыжке.

А сейчас посолите ее, да моркови добавьте. В давние времена капусту в кадушках квасили, хорошенько перемешав, чтобы капуста сок (рассол) дала. Мы капусту будем мять в чашке. Вставим в нее дубовую палочку для того, чтобы смотреть, не вытек ли весь рассол, и оставим её для скисания.

Спасибо вам, гости дорогие, за помощь. Делу время, а потехе час!

Угощайтесь моим капустником!

 

 Развлечение для детей  старшей группы с участием родителей "Капустные посиделки" 

Цель: приобщение к ценностям традиционной народной культуры, нравственное воспитание детей, создать праздничную атмосферу, доставить детям радость от игры и трудовой деятельности.

Действующие лица: Хозяюшка, Ведущий(взрослые), Капуста(девочка)

Ход развлечения

Зал оформлен в стиле русской избы, с бревенчатыми стенами, русской печью, на полу половички. На столе угощения из капусты: салаты, пироги, голубцы … Дети в русских народных костюмах, Хозяюшка – в сарафане.

Вход детей в зал, построение в круг.

Хозяюшка:

Мир вам, гости дорогие, вы пришли к нам в добрый час!

Встречу теплую такую приготовили для вас!

Будут игры, будут пляски, будут песни хороши,

Ведь когда-то посиделки были праздником души!

 Ведущий:

На капустник, на капустник

Приглашаю весь народ!

Пусть танцует и кружится

Наш весёлый хоровод!

 Исполняется «Кадриль» Перестроение стенку на стенку

Хозяюшка:

Красному гостью - красное место (предлагает сесть на лавку).

Рассаживайтесь. Где потеснее, там веселее!

Ведущий:

Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму.

А наши посиделки очень необычные – они посвящены важному и всеми любимому овощу.

Отгадайте загадку:

Листик к листику прижался,

Червячок чтоб не забрался.

Ей нужна всегда водица,

Чтобы силой укрепиться.

И растёт густо, густо-

Зелёная…..(капуста). 

 Хозяюшка:

А где ж капуста?

Без неё в тарелке пусто!

 Ведущий:

Раз капусты не видать, нам капустник не начать!

Ну-ка, песню запоём – куму в гости позовём!

 Исполняется песня «Вот какие кочаны!»

В зал входит Капуста.

Хозяюшка:

А вот и сама Капуста! Что ж, кума, ты опоздала?

Капуста: Я с вами играть не намерена в прятки.

                 Расту я, как овощ обычный, на грядке.

                 Всё лето толстею. А как же иначе? -

                 Мне к осени нужно быть круглой, как мячик!

                 Одёжек на мне, коль разденете, пачка,

                 Но честно признаюсь, что я не мерзлячка.

                 Чем больше одёжек, тем буду ценнее -

                 Так люди сказали, а людям виднее.

                 И в щах, и в борщах мне замены не сыщешь,

                 Начинка в пирог, голубцы – вкуснотища!

                 И квасят, и тушат, сырая - не хуже,

                 Гожусь я на завтрак, обед и на ужин

                 Нельзя пожевать без чудесного хруста.

                 Давно всем понятно, зовусь я капуста!

 Ведущий: Про капусту все в народе знают

                  Её любят, почитают.

                  Как вырастить трудно

                  Даже дети знают.

                                        Дети читают стихи.

  1. Про капусту в огороде

 Я хочу вам рассказать,

 Как известно всем в народе,

 Ее просто собирать.

  1. Но растить её труднее,

 Много надо поливать,

 Сорняки надо смелее

 Без пощады выдирать.

  1. Это ж наш продукт любимый!

 Её варят и солят.

 Компонент незаменимый

 Для девчонок и ребят.

  1. Пирожки, скажу, с капустой

 Очень даже хороши!

 Из капусты щи густые

 Всем приятны для души.               

Русская народная игра «Вью капусту» 

Дети берутся за руки и под слова «Вью, вью, вью, вью капусточку – завивайся вилок, кочешок!» «закручиваются» в «кочан», а на слова «Вью, вью, вью, вью капусточку – развивайся вилок, кочешок!» «раскручиваются» и встают в круг(два круга воспитатели и муз. работник)

Капуста:

А знаете ли вы, чем же я так полезна? (Дети отвечают: в капусте много витаминов, которые помогают нам быть здоровыми, умными, красивыми, а ещё улучшают наш аппетит)

Ведущий:

В какое время года капуста созревает и её убирают с огорода. (Осенью)

Осень, осень – грустная пора!

Дети читают стихи:

  1. Кто сказал, что осень – грустная пора?

          Радостно по лужам скачет детвора.

Жёлтые листочки в воздухе кружат,

По стеклу дождинки весело стучат!

  1. И запели песни в небе журавли,

Косяками к югу тянутся они.

Кто сказал, что осень – грустная пора?

Сколько ярких красок дарит нам она!

  1. Посмотри скорей в окошко – и увидишь листопад:

Листья жёлтые и красные всё летят, летят, летят….

Ведущий:

Эти листики возьмите, с ними в танце закружите.

Песня – танец «Осень постучалась к нам»

с осенними листочками

У центральной стены ведущий берёт корзину с грибами

Ведущий:

Но осень приносит не только разные краски, но и лесные дары – грибы. А с грибами, что можно сделать? (Сушит, солит, варит, зимой грибной суп можно сварить, пирожки с грибами постряпать)

Наши ребята очень трудолюбивые, посмотри, как они грибочки собирают.

Игра «Весёлые грибочки»

Ведущий:

Осенью песни запеваем, Урожай собираем.

Надо осень выручать:

Овощи и фрукты собрать.

Проводятся эстафеты 

  1. «Собери овощи»

Участвуют две команды. В одной стороне зала стоят 2 корзинки, в другой стороне зала на полу обруч с муляжами: лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют 2 команды. По сигналу, переносят в корзинке по одному овощу, передают следующему игроку корзинку.

  1. «Сбор капусты»

Вот и капуста поспела пора ее убирать. Мы сейчас будем собирать капусту, но не по одному вилку, а по два. Первый участник берет 2 вилка капусты, бежит, оббегает кеглю и передает следующему участнику. Чья команда быстрее выполнит задание.

  1. «Наряди капусту»

Участвуют 2 команды. В одной стороне зала находятся вилки капусты. По сигналу первые участники берут бантик на зубочистке и бегут, украшают капусту.

Хозяйка:  

В этом году капуста у нас выросла хорошая: большая, сочная, ароматная.

Ребёнок 1.:

Мы капусту прославляем, для всех на ложках поиграем!

Ребёнок 2.:

Чтобы все вы не скучали.

 От зари и до зари.

Играть для вас готовы

Наши чудо ложкари

Ребёнок 3.:

Деревянные, резные,

Расписные напоказ!

Обойдите всю Россию,

А такие лишь у нас.

Танец с ложками

Хозяйка.

Вот как ложкари играют.

Настроение поднимают.

Кто сказал – частушки вроде

В наши дни уже не в моде? 
Да и разве дело в моде,

Если любят их в народе!

Ведущий: (кадушка с капустой)

Положу - ка я в кадушку

Всю капусту поскорей.

Буду петь я ей частушки,

Чтоб хрустела веселей.

Капустные частушки

  1. Капуста моя, все четыре кочана.

Никогда я не плясала, только нынче начала! 

  1. Сшила платье из капусты, огурцом отделала.

Рассердилась - платье съела! Что же я наделала! 

  1. Со всего двора мальчишки на крыльце сидели.

На зубах их кочерыжки весело хрустели. 

  1. Дома маме помогать – хорошее дело.

Мама резала капусту, я морковку ела. 

  1. Мы пропели про капусту, больше делать нечего.

Мы пойдём, а вы сидите до другого вечера.

Капуста. Петь частушки – мастерицы! Голосисты вы девицы.

Ведущая:

Пока капуста солится, можно и отдохнуть.

Эй, весёлый народ, не стой у ворот!

Выходи веселей, попляши для гостей!

Исполняет танец «Сударушка» русская народная мелодия

Хозяйка:

Делу время – потехе час, будем мы играть сейчас!

Русская народная игра «Дедушка и капуста»

Дети стоят в кругу(кочаны с капустой). Выбираются «дедушка» и «зайчик». Все вместе «Капуста», «Дедушка», «Зайчик» - идут по кругу и поют. Разрослась на грядке в огороде густо белая, большая, сочная капуста! (присаживаются на корточки, а «дедушка» идёт по кругу, поглаживая каждого ребёнка по голове)

Дедушка капусту часто поливает,

Каждую головку хорошо он знает.

Ведущий: Устал дедушка, ушёл, уснул…..

(«Дедушка» отходит в сторону, садится на стул спиной к детям, закрывает глаза)

Зайка – побегайка в огороде был

И кочан капусты с грядки утащил.

(«Зайчик» прячет один «кочан» - накрывает платком)

Ведущий:

Кого нет? Угадай!

Дедушка «просыпается» и говорит, кого не стало в кругу. Игра повторяется с новыми «дедушкой» и «зайчиком». После игры дети садятся на стулья.

Ведущий:

Пока мы играли капуста засолилась.

Капуста:

Я хочу вас отблагодарить

Пирогами накормить

Пышными, румяными

В печи запечёнными,

Капустой начинёнными.

 

Хозяйка:

Что ж, спасибо скажем смело-

Тебе капуста белая, вкусная и спелая.

Ты дождями умывалась, в триста платьев одевалась

Будем кушать да хвалить, да спасибо говорить.

А сейчас приглашаю всех на чаепитие с пирогами

 Источник

https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/10/13/stsenariy-osennego-utrennika-v-starshey-gruppe-vstrechaem

 

Консультация для родителей

 «Здоровье найдете в капусте!»

Может, кто-то и не любит осень и на то у него есть свои причины, но то, что эта пора богата натуральными природными витаминами, знают все. Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним уникальным овощем, который приносит организму огромную пользу, - капустой, содержащей кучу всевозможных полезных витаминов.

Людям этот овощ знаком еще с древних времен. Они считали, что капуста поддерживает бодрость и спокойное настроение духа. А потому, благодаря ей, люди могли долгое время обходиться без лекарств. Вообще, этот овощ считали и до сих пор считают избавителем от многих человеческих недугов.

Так, раньше капусту применяли при заболеваниях сердца, при язвенной болезни, а вот сок из нее считался полезным при геморрое, заболеваниях дыхательных путей, печени, ожогах, экземе, диатезе.

В качестве лекарственного сырья у этого уникального овоща идет в ход практически все: начиная с листьев и заканчивая стеблем (кочерыжкой) – в этом вы сможете впоследствии легко убедиться. Если смотреть по наличию полезных веществ, то состав, например, листьев входят жиры, сахара, клетчатка, вода.

В капусте содержится весь набор витаминов, необходимых человеку А, В, С и другие – причем витамина С особо много содержится в позднеспелых сортах, даже больше, чем в лимонах и мандаринах, - и еще каротин, фолиевая кислота, соли калия, кальция, фосфора.

А вот заквасив капусту, хорошие хозяйки не только обеспечат семью аппетитной закуской, но и приготовят прекрасное косметическое средство для проблемной кожи. К тому же в квашеной капусте содержится молочная, яблочная, уксусная кислоты, которые не дают развиться гнилостным бактериям в кишечнике человека.

Клетчатка капусты благотворно влияет на моторную деятельность кишечника и кишечную микрофлору.

Она способна выводить из организма шлаки и холестерин, предупреждая тем самым развитие атеросклероза и ишемической болезни сердца, к тому же она является незаменимым средством для тех, кто жаждет быстро и эффективно похудеть (благодаря тартроновой кислоте, которая содержится в капусте, тормозится процесс превращения углеводов в жиры). Сильно разваренная капуста способствует здоровому сну, укрепляет зрение, помогает при хроническом кашле, воспалениях кишечника, болезнях селезенки.

Лечебное свойство имеет у капусты и ее сок. Он обладает противокашлевым, отхаркивающим и смягчающим действием, поэтому его часто применяют при бронхитах.

Благотворно он влияет и на пищеварение – улучшается всасывание пищи в желудке, уменьшается боль в области печени.

Рекомендуется свежий капустный сок при гастритах (особенно с пониженной кислотностью, холециститах, диабете, заболеваниях почек и мочевыводящих путей, но употреблять капусту могут не все.

Так, если у вас язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, панкреатит и другие заболевания ЖКТ, вам нельзя употреблять капусту, но не ее сок.

Не рекомендуется употребление капусты и после хирургических операций на брюшной полости и грудной клетке и после инфаркта.

При лечении капустой необходимо знать некоторые особенности в пропорции, потому что при различных заболеваниях они разные. Так, при кашле сок свежей капусты пьют по 1 ч. л. несколько раз в день. А если разведете капустный сок теплой водой, то это будет прекрасным средством для полосканий при воспалении горла и полости рта.

По 0,5 стакана 3 раза в день в теплом виде до еды в течение 3 –4 недель хорошо принимать сок при язвенной болезни желудка двенадцатиперстной кишки. Чтобы повысить кислотность желудочного сока, рекомендуется пить свежий сок с медом ( 1:1, начиная с 0,5 стакана 3 раза в день до еды в теплом виде в течение 3 – 4 недель.

Прекрасно помогают в лечении и листья свежей капусты. Измельченные в кашицу и смешанные с яичным белком, листья используются при ожогах, язвах и гнойных ранах. Отваренные в молоке листья в смеси с отрубями прикладывают к пораженным участкам кожи при мокнущей экземе.

Даже при онкологических заболеваниях капуста сможет помочь, если из ее корня приготовить настойку. Для этого следует промыть корень одного большого кочана, измельчить его и, высушив, истолочь в порошок и просеять. Затем 3 ст. л. порошка залить 0,5 л красного сухого вина, настаивать в темном прохладном месте 14 дней, периодически встряхивая содержимое. Принимать следует по 30 мл 2 раза в день, утром и вечером. Через 10 дней приема сделайте 10-дневный перерыв. Настройте себя на то, сто процедура такого лечения продолжительная.

Капуста применяется не только в медицине, но и косметологии – в виде масок для любого типа кожи. Она хорошо очищает, отбеливает, освежает и питает кожу, придает ей бархатистость и мягкость.

Например, если у вас сухая кожа, то возьмите 100 –150 г мелко нарезанной капусты, добавьте 1 ст. л. подогретого миндального масла, перемешайте и нанесите на лицо на 20 мин. Затем смойте прохладной водой и нанесите на кожу любой увлажняющий крем. Для чувствительной кожи хорошо подойдет такая маска: измельчите 50 г свежей капусты, 3 ч. л. творога и разотрите с 1 ч. л. лимонного сока, добавьте 1 ч. л. меда, разведенного в 0,5 стакана воды. Все компоненты тщательно перемешайте. Полученную маску нанесите на лицо на 15 мин, а затем смойте водой комнатной температуры.

После этого необходимо сделать легкий массаж лица.

При жирной коже смешайте кашицу из измельченной свежей капусты с взбитым яичным белком. Нанесите на лицо и шею полученную смесь на 20 мин, после чего смойте теплой водой.

Для нормальной кожи 100 – 150 г свежей капусты мелко нарежьте и нанесите тонким слоем на кожу. Накройте салфеткой и держите 30 мин. Затем снимите маску и ополосните лицо холодной водой, после этого нанесите на кожу любой питательный крем.

Капуста занимает важное место в детском питании.

 

  Консультация для родителей

 Польза капусты для ребенка

17 февраля во всем мире празднуется День капусты. Чем же такой, казалось бы, простой и невзыскательный овощ заслужил целый праздник?

Использование капусты восходит к 4000 г. до н.э., свою историю овощ ведет из Азии. Ещё известный математик Пифагор, очень трепетно относился к капусте. Выводил разные сорта, возделывал и считал, что капуста очень полезна для умственной деятельности. Сейчас она распространена по всему миру. Питательная ценность данного овоща неоспорима. А еще это не только полезная еда, наполненная витаминами и минералами, но и косметическое средство, и лекарство.

Капуста плотно вошла в народный фольклор, пословицы и поговорки: «Вырастишь капусту – в закромах не будет пусто», «Капусту – детишкам, кочерыжки – зайчишкам», «Здоровье не запустим – будем есть капусту», «Щей с капустой поел – словно шубу надел». И, конечно же, все мы с детства знаем про важную роль капусты в появлении детей. Не зря народная молва связала с капусту с детьми. Поэтому хотим рассказать именно про пользу капусты для детского организма.

Чем же так полезна капуста для детей. Несмотря на то, что овощ больше чем на 90% состоит из воды, он имеет уникальный химический состав: здесь и витамины К, С, U, F9 (фолиевая кислота), и кальций, железо, фосфор, калий, цинк, медь, марганец, селен. В общем, поход в аптеку лучше заменить простой и вполне обычной капустой. Тем более доказано, что большая часть перечисленных элементов усваивается из капусты намного лучше, чем в искусственно синтезированном виде в витаминных препаратах.

Обратимся к мнению профессионалов – специалистам комбината питания «Верона», который обеспечивает питанием школы и детские сады Юго-Восточного округа г. Москвы. Вот что говорит главный технолог Берзина Ирина Викторовна: «Капуста, помимо содержания значительного количества витаминов и полезных веществ, ценна еще и тем, что действует как природный абсорбент. В наше время, ребенку, которого атакуют токсичные вещества буквально повсюду: и из воздуха, и из воды, и из продуктов питания, просто необходима капуста, которая очищает организм. Кроме того, не следует забывать о низкой калорийности этого овоща, ведь количество детей с избыточной массой тела продолжает расти. Также  капуста гипоаллергенна, что позволяет ее вводить в детское питание без всяких опасений. В меню школ и детских садов мы обязательно включаем капусту. Готовим из нее свежие салаты, используем разрешенные санитарным законодательством и рекомендованные для детского питания виды температурной обработки: варку, запекание. Главное – обеспечить сохранность витаминов и полезных веществ в этом замечательном овоще».

Очень сложно переоценить пользу капусты. Разобрав овощ по листочкам, можно назвать его идеальным продуктом. Капуста достойна и отдельного праздника, и многочисленных восхвалений в стихах и прозе, и, конечно же, места на вашем столе!

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация