Опубликовано: 31.01.2024 г.
Автор: Павлова Яна Сергеевна, преподаватель
МБУДО ДШИ №8 им. А.В. Воробьёва города Владивостока
Введение
Натюрморт один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. К натюрморту обращаются множество художников самых разных направлений. Он служит своеобразным документом, рассказывающим о бытовом укладе различных эпох. Отражая красоту объектов окружающей природы, и вещей, созданных трудом человека натюрморты, могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины. Велика роль натюрморта и в жанровой картине. По вещам, которыми окружает себя человек, можно судить о его профессии, образе жизни, характере и т.д. Творчески подбирая и группируя предметы, художник выявляет род занятий персонажей, раскрывает об их внутреннем мире. Сангина – материал для графики, внешне схожий с углем и пастелью, так как производится в виде палочек, мелков. При этом изготавливается сангина из каолина (особая глина, состоящая из минерала каолинита) или окиси железа. Благодаря высокому содержанию железных окислов, это материал имеет насыщенный краснокоричневый цвет, а полный цветовой диапазон сангины это от коричневого до оттенка, близкого к красному. Как пастель, соус и уголь, сангина является мягким материалом, поэтому при производстве ей придается форма мелков – круглых или с четырьмя гранями, такие мелки обычно не имеют никакой оправы, но некоторые производители выпускают сангину в виде карандашей. Аналогично работе с пастелью или углем, сангиной следует рисовать на плотной бумаге с шероховатой поверхностью, на картоне, также можно работать на грунтованном холсте. Нередко выбирается тонированная бумага – серая, голубоватая, зеленоватая, других холодных оттенков, которые будут хорошо сочетаться с конкретным цветом сангины. Техника работы с сангиной сочетает в себе широкие мазки, растушевки и штрихи остро заточенных брусков. Разнообразить толщину и плотность штриха можно за счет смачивания материала, а более тонкие и прозрачные слои создаются при растирании сангины ватой или тряпкой. Особых эффектов позволяет добиться совместное использование сангины с углем. Изображения, выполненные сангиной, не принято фиксировать растворами: их хранят под стеклом или в альбомах, проложив тонкой бумагой. Сангина широко применяется в изобразительном искусстве, она обладает многими преимуществами, что делает ее любимым материалом художников. Она привлекает своим красивым теплым тоном, возможностью передать тончайшие переходы светотени, свободой в работе различными приемами и способами. Сангиной можно наносить штрихи, работать плашмя, можно размазывать пальцами. Сочетание этих приемов дает богатые технические возможности для очень выразительного изображения. Методическое пособие включает в себя следующие части: практическая часть - пояснительные записки, теоретическая часть - детские рисунки. Методическое пособие дополняется практическими советами, примерными конспектами занятий, образцами детских работ.В процессе работы над натюрмортами возникали вопросы технического и методического характера. Поэтому тщательно изучила теоретические и практические вопросы курса композиции, рисунка, методики проведении уроков изобразительного искусства.
Цель методической работы: формирование у учащихся профессиональных навыков и знаний в сфере графического изображения натюрморта, осв
оение техники рисования сангиной и углём (штриховка и тонирование с применением растяжки, растушевки и растирки).
Задачи методической работы: познакомить учеников с новыми графическими материалами — сангиной и углём и показать различные способы применения этих материалов. Научить детей передавать в рисунке объем предметов при помощи светотени.
Актуальность: в востребованности и доступности данных материалов в рамках освоения учебной программы по рисунку.
Исторические сведения о жанре «НАТЮРМОРТ»
Натюрморт — жанр изобразительного искусства. Натюрморт — изображение реальных (существующих в действительности) предметов, окружающих человека. Это могут быть и неодушевленные предметы (например, домашняя утварь), и живая природа — рыбы, цветы, бабочки, птицы. В переводе с французского nature morte означает «мертвая натура». Натюрморт является самостоятельным жанром изобразительного искусства, утверждающим поэзию и красоту будничных вещей. Натюрморт окружает нас повсюду. Люди издревне создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках, вкусах и укладе жизни своих хозяев. Одухотворенность, которую привносит художник в неодушевлённые предметы, делает их значительными, выразительными натюрморт утверждает эстетическую ценность привычных, обыденных вещей. Простые вещи несут великий смысл и великую красоту.
Элементы натюрморта впервые появились в древних наскальных рисунках, где изображённые вещи имели ритуальный смысл. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Как самостоятельный жанр натюрморт окончательно сформировался в ХVII столетии в Голландии. Здесь он был особенно любим и почитаем. Голландцы называли его не nature morte (мертвая натура), а stilleven, что означает «тихая жизнь». В таком названии отразилось любовное и трепетное отношение голландских художников к чудесному миру вещей. Возникновение натюрморта связано с именем Питера Артсена именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра. В творчестве этого мастера и его более молодого соотечественника Иоахима Бейкелара главное место занимают изображение рыбных и мясных лавок. Роскошные и яркие натюрморты писал фламандский художник Франс Снейдерс. Значительную роль в развитии натюрморта сыграли голландские художники. Быстро достигнув необычного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.
В России натюрморт появился вслед за портретом в первой трети ХVIII века. С самого возникновения русский натюрморт был реалистичен в своей основе и несморя на тщательную выписанность и иллюзорность натюрмортов петровской эпохи, в них нет безразличия к объекту изображения, свойственного натурализму. Расцвет натюрморта в предреволюционные годы в России связан с творчеством К.Коровина и И.Грабаря. Художники конца ХIХ века начала ХХ века сыграли значительную роль в расширении творческих возможностей натюрмортного жанра в России. Заметное место занял натюрморт в советской живописи. В произведениях К. Петрова-Водкина, И. Машкова, П. Кончаловского, Ю. Пименова и многих других художниках нашли своё отражение мотивы и предметы, характерные для нового времени. Натюрморт обрел самостоятельность среди других жанров.
Основная часть.
Освоение мягкими материалами при рисовании натюрморта.
Изучение теоретического материала.
Натюрморт - обязательный учебный предмет для всех, кто учится изобразительному искусству. Он помогает почувствовать форму, фактуру изображаемых предметов. Натюрморт является особенно ценным предметом изображения для усвоения основ изобразительной грамоты. Грамотное реалистичное изображение предметов, направлено на выявление их эстетических свойств и красоты. Натюрморт является не только самостоятельным жанром, но и является частью произведений других жанров. Тема натюрморта - предметы быта, была определена сразу. Определены были и главные задачи: изучение предметной формы, её материальных качеств и передача этих качеств, средствами рисунка (углем, сангиной, мелом). Натюрморты имеют постановочный характер. Они были составлены из предметов, которые привлекли моё внимание своей формой, материалом. Натюрморты не сложные, в них входят металлические предметы простой формы (чугунок, тарелка), чучело птицы, глиняные предметы разные по величине (глиняная и керамическая посуда, металлический кофейник, драпировки из холста, фрукты и т.д.) Главная задача - выразительно закомпоновать предметы в формат бумаги. Чтобы правильно выбрать и решить композицию рисунка дети искали варианты композиции натюрморта на небольших форматах бумаги. Работа над натюрмортом начиналась с определения общего композиционного расположения всей группы предметов на плоскости листа бумаги. При работе над натюрмортом ученики изучали конструкцию предметов, объективные законы перспективного сокращения объемной формы в пространстве, решали задачи перспективного построения предметов на плоскости бумаги, старались передать сангиной и углём материальность, фактуру поверхности предметов.
Основные этапы работы над натюрмортом.
- предварительный анализ натюрморта, выбор формата листа и точки зрения.
- композиционные изображения на листе бумаги.
- Передача характера формы предметов и их пропорций.
- конструктивный анализ формы предметов перспективное построение на рисунке общей формы, предметов и их положение в пространстве.
- Выявление объёма предметов посредством светотени.
- Детальная прорисовка формы предметов.
- Завершение работы над натюрмортом. Обобщение.
Техника рисования углём и сангиной.
Для выполнения натюрморта были выбраны мягкие материалы - уголь, сангина. Чаще всего в рисунке используется карандаш, но в поисках своей индивидуальной манеры необходимо использовать и другие графические материалы, в том числе и мягкие материалы.
Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности, так как он отличается большими выразительными возможностями. Углем можно работать двумя способами; используя линии и штрихи и применяя тональную тушевку. Для тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Проводить широкие линии, быстро заштриховывать большие поверхности следует боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, позволяет передать свет и тень. Лучше использовать шероховатую бумагу, можно и плотную чертежную, которую следует слегка протереть мелкой наждачной бумагой. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов. Допускается сочетание угля с другими материалами – сангиной, мелом, пастелью. Растирать уголь рекомендуется тряпочкой или специальной растушкой, сделанною из плотной бумаги в виде туго скрученного валика с заостренными концами. В этом случае не следует использовать резинку, так как после нее уголь ложится неровно. Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. Освещенные места формы возможно, проработать мелом. Рисунки углём следует закреплять лаком для волос. Его распыляют постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно в один метр, не допуская образования капель.
Как материал для рисования, сангина известна с древнейших времен. Сангина состоит из природной глины, содержащей окись железа, а также небольшого количества мела. Обычно она имеет форму палочки с круглым сечением длиной около 7 см. сангина бывает разных цветов: красноватого, каштанового, сепии и охры. Основой для рисунков сангиной служит бумага за исключением глянцевой, пригодна любая бумага. Бумага гладкая слегка шероховатая. Сангина обладает хорошей твердостью, чем уголь. Работа над натюрмортом начинается с выполнения линейного рисунка. Работать сангиной начинают с прокладки теней, используя тон бумаги как полутон изображаемых предметов. Наиболее распространенным приёмом или способом работы углем, сангиной и мелом является штриховка и тонирование с применением растяжки, растушевки и растирки. Умение работать углем и сангиной заключается, в основном, в грамотном применении этих технических приёмов. С помощью тональных переходов и растяжек можно добиться пластической выразительности в передаче богатства светотени. При работе над рисунком использовались и другие материалы: ластик, хлопчатобумажные тряпки для вытирания рук и инструментов, кнопки, ножик. Материалы - уголь, сангина - очень хрупкие и требуют бережного отношения, как в процессе работы, так и при хранении. Кроме того, они легко стираются и осыпаются, поэтому работы, выполненные этими материалами, требуют специальных условий хранения. Завершив работу, рисунок следует закрепить с помощью лака для волос.
Планирование работы.
Рекомендуемые темы и примерный почасовой план.
1 класс 10-13 лет
III четверть
Тема |
Задачи |
Материалы |
Формат |
Часы |
«Рисунок простого натюрморта из предметов быта» |
Познакомить детей с новыми графическими материалами — сангиной и углём, научить их передавать в рисунке объем предметов при помощи светотени. |
Сангина, уголь |
А3 |
6 уч. часов (2 занятия по 3 уч. часа) |
«Натюрморт с чучелом птицы» |
Освоить один из способов применения угля. |
Уголь |
А3 |
6 уч. часов (2 занятия по 3 уч. часа) |
«Натюрморт с чугунком и тарелкой», «Ваза и кофейник» |
изучение светотени на предметах. |
Уголь |
А3 |
6 уч. часов (2 занятия по 3 уч. часа) |
Примерные конспекты занятий.
1 класс 10-13 лет
В учебной программе по рисунку для детских художественных школ натюрморт занимает одно из центральных мест, так как выполнение этого задания даёт возможность изучить основные принципы реалистического рисунка и развивает творческие способности каждого ученика. Рисунок натюрморта сложнее, чем изображение отдельных предметов. И дело здесь не только в количестве предметов, но и в том сочетании учебных задач, которые приходится решать. Основным материалом рисунка в детской художественной школе является графический карандаш, но отельные задания выполняются углем, сангиной и мелом. Ученики имеют навыки в рисовании карандашом, поэтому я решила перейти к использованию других материалов, в частности к работе мягким материалом: углем, сангиной. Уроки были проведены в первом классе детской школы искусств. Возраст детей 10-13 лет. В первом классе учащиеся овладевают выразительными возможностями графических материалов, приобретают навыки передачи формы, характера предметов.
1.Тема: «Рисунок простого натюрморта из предметов быта».
Цели и задачи урока: Познакомить детей с новым графическими материалами — сангиной и углём, учить их передавать в рисунке объем предметов при помощи светотени.
Материалы: Сангина и уголь, формат бумаги А3.
Последовательность работы: Для натюрморта были подобраны драпировка, глиняный кувшин, бутылка и яблоко. В начале первого занятия объявляется тема задания, дается краткая характеристика натюрморта, его история и называются мастера натюрмортного жанра, демонстрируются образцы готовых работ с изображением натюрмортов. Затем анализируется учебный натюрморт. Из каких предметов состоит натюрморт? Как они расположены? Ученики внимательно изучают освещение натюрморта и расположение светотеневых и теневых мест. Работа над натюрмортом начинается с выбора положения листа бумаги (в данном случае вертикальное расположение листа бумаги), затем решаются задачи композиционного размещения предметов на листе бумаги. Потом ученики делают легкий набросок натюрморта с натуры, уточняются размеры и место положение предметов. Когда общая композиция намечена, уточняется рисунок. Все эти этапы объясняются с показом мною на доске. Далее идет самостоятельная работа учащихся над рисунком. Когда рисунок готов, идет объяснение работы мягким материалом — сангиной или углём. Даются краткие сведения об угле и сангине, из чего они состоят, как их получают, как ими работать, какие другие материалы необходимы при работе этими материалами, как организовать рабочие место. Показываю, как нужно вести работу над натюрмортом. Обращаю внимание учащихся на то, откуда падает свет, насколько сильны тени как бы заново анализирую натуру, но уже более детально. Веду активную фронтальную и индивидуальную работу. Демонстрируются лучшие рисунки. Находим способы их исправления. В конце коллективный просмотр работ (лучшие работы прилагаются). Рисунки учеников ДШИ 1 класса (10-13 лет).
2.Тема: «Натюрморт с чучелом птицы».
Цели и задачи урока: Освоить один из способов применения угля.
Материал: Уголь, кисть, формат бумаги А3.
Последовательность работы: В самом начале занятия дается тема занятий и кратко объясняется последовательность работы. Был поставлен натюрморт: чучело птицы(сойка) и яблоко. Затем вместе с учениками повторяем основные этапы работы над рисунком натюрморта и детально анализируем форму, пропорции и пространственное положение каждого предмета постановки. Такая методическая последовательность над натюрмортом, должна всегда соблюдаться в учебном рисунке. Следующий этап работы, выполнение линейного рисунка. Рисунок натюрморта выполняется карандашом на бумаге. Выполнив рисунок, следует начинать тонирование углём. Натёртый порошок угля разводится водой до необходимой консистенции. Вначале раствором средней насыщенности кистью покрываются собственные и падающие тени. Затем слабым раствором покрываются большие части формы и окружающая среда. Когда рисунок просохнет ученики приступают к детальной проработке предмета угольным карандашом. Этот способ по-своему близок к технике работы акварелью (гризайль).
3.Тема: «Натюрморт с чугунком и тарелкой», «Ваза и кофейник».
Цели и задачи урока : изучение светотени на предметах.
Материалы: Уголь, кисть, формат бумаги А3.
Последовательность работы: В самом начале урока дается тема и кратко объясняется последовательность работы. Было поставлено два натюрморта: чугунок с тарелкой и ваза с кофейником. Затем вместе с учениками повторяем основные этапы работы над рисунком натюрморта и детально анализируем форму, пропорции и пространственное положение каждого предмета постановки. Следующий этап работы, выполнение линейного рисунка. Рисунок натюрморта выполняется карандашом на бумаге. Выполнив рисунок ученики проделывают задание второго урока, закрепляя усвоенный ранее материал.
Заключение
Изучение основ изобразительной грамоты в области рисунка - сложный познавательный практический процесс. Работа в карандаше готовит детей к работе другими материалами. Поэтому главная моя задача, познакомить детей с разнообразными материалами рисунка (углем и сангиной) и научить их правильно ими пользоваться. Натюрморты были не сложными. Рисунки были размещены на листах грамотно и интересно, форма хорошо построена, проработаны детали при сохранении общего, решена тональная задача. Дети рисовали с большим увлечением и с желанием работали мягким материалом. В результате работы над натюрмортом учащиеся получили профессиональные знания и практические навыки работы сангиной и углём. Работа мягким материалом учит видеть предметы и явления, выделять в них главное и подчинять ей второстепенное. Только в рисунке можно научить строить линейноконструктивную основу формы предмета, получить те знания закономерностей перспективы, светотени, пластической анатомии которые нужны в усвоении основ изобразительной грамоты.
Список литературы
- Ростовцев Н. Н. «Учебный рисунок». М. «Просвещение», 1985 г.
- Материалы и техники рисунка. Учебное пособие. М., изобразительное искусство, 1984 г.
- Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». М. «Просвещение», 1969 г.
- Кузин В. С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» М. «Просвещение», 1984 г.
- Кирцер Ю.М. «Рис. и М. Высшая школа. 2000 г.
- «Школа изобразительного искусства» Выпуск второй. М. Академия худ. СССР 1961 г.
- Филонович И. Н. «Натюрморт», Лен., «Художник РСФСР», 1975 г.
- Шорохов Е. В., «Композиция», М., Просвещения, 1986 г.
- Шорохов Е. В., «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства «в школе». М., «Просвещение», 1977 г.