0+



 

Опубликовано: 05.02.2024 г.

Автор: Кокшарова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования

БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»

 

 «Теперь, когда мы научились летать по

воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди». 

Б. Шоу

 

  По данным Всероссийской диспансеризации 2002 г. количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушением зрения, слуха, речи, интеллекта, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и трудностями в обучении, значительно возросло. В связи с этим возросла значимость индивидуального подхода к каждому ребёнку. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзивное образование помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Они способствуют формированию у детей с ОВЗ положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.

Что такое Инклюзия? Инклюзия - (от «include»- включение кого-либо или чего либо в общественный процесс. Чаще всего инклюзивность предполагает включение в жизнь общества людей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): имеющих особенности физического развития, инвалидность или ментальные отличия.  Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных образовательных учреждениях вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (Е.А. Екжанова).

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. 

Необходимо обозначить принципы инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет права на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

         Психолого-педагогические особенности познания окружающей действительности, овладения творческой деятельностью, чувственная сфера, анализаторные системы, поведенческие проявления, состояние двигательного аппарата, характерные для обучающихся с особенностями развития, затрудняют установление  нарушенных социальных связей, готовность к овладению основной общеобразовательной программой.

        Подобные обстоятельства определяют важность апробации и включения в единый образовательный процесс инновационных технологий, опирающихся на многолетние исследования и эффективную практику отечественных специалистов, способствующих успешной интеграции обучающихся с ОВЗ в современное общество.

Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.  Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Личное духовное прикосновение детей к музыке, сопереживание ее характеру, порождает интерес к ней и затем побуждает их к заинтересованному эстетическому познанию окружающей действительности.

Следовательно, очень важен правильный подбор педагогом музыкальных произведений  для исполнения, а так же то, как он сможет пробудить у воспитанников интерес, стимулировать активность, поможет детям с ОВЗ в развитии способностей, духовно-нравственном становлении личности. Интерес детей, родителей, зрительской аудитории к такому  виду художественного творчества, как вокальное пение  очень велик. Многие дети мечтают выступать на сцене. Их привлекает исполнение того или иного артиста, яркие костюмы.

Особое место в моей педагогической деятельности занимает инклюзивное образование, т.к. я работаю с детьми клуба «Надежда», это коллектив детей с ОВЗ  в ЦРТДиЮ «Амурский», провожу как групповые занятия, так и индивидуальные по авторской программе Дополнительная общеобразовательная адаптированная программа социально-педагогической направленности «Радость в каждой ноте», и могу с полной уверенностью сказать, что дети с ОВЗ  проявляют достаточно устойчивый интерес к занятиям по музыке и вокальному искусству, умеют вслушиваться в музыкальные произведения, воспринимать их и анализировать, владеют элементарными знаниями для музыкально-дидактических игр, вступают в диалог с педагогом. На сегодняшний день в основной состав коллектива входят дети с ОВЗ, они занимаются по общеразвивающей дополнительной программе «7 НОТ», дети успешно развиваются, выполняют все возложенные на них задачи этой программы, и активно участвуют в концертно - конкурсной деятельности. Это дети с различными отклонениями здоровья: с ОНР, с ЗПР, с нарушением опорно – двигательного аппарата, со специфической особенностью детей с интеллектуальным недоразвитием (УО), особенностью которой является  низкий уровень внимания и из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Я включила их в группу детей, более младшего возраста, тем самым помогла быстро адаптироваться  в группе, и завоевать их внимание и доброжелательность. Что касается музыкальных задач,  предъявляемых по отношению к детям с  ОВЗ: на занятиях хором - обучение ведётся согласно программе «7 НОТ», и планируемые результаты: личностные, метопредметные и предметные для всех детей одинаковые, но учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ, я делаю корректировку,  я разработала планируемые результаты в соответствии  с отклонениями каждого конкретного ребенка, чтоб дети не чувствовали дискомфорт, находясь в коллективе.

Процесс обучения пению детей с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения. Поэтому занятие с ребенком с ОВЗ проходит не более 30 минут. За это время ребенок не успеет сильно устать и вся полученная информация на занятии хорошо усвоится.

         При работе с детьми с ОВЗ пристальное внимание уделяла подбору музыкального репертуара, который не только решает задачи эстетического воспитания, но и интеллектуального, нравственного, развивает психические процессы.

         Использую такие     интересные    песенки -  прибаутки, такие  как:

«Приди, приди солнышко», «Две тетери», «Гуси, гуси», «Птички» и т.д. 

          Особый интерес в случае работы с детьми с ОВЗ представляют пальчиковые игры. Они способствуют связи между движениями рук и произношениями слов. Это влияет на активную работу мозга и развитие умственных способностей детей. А так же пальчиковые игры развивают мелкую моторику, мышечный аппарат, тактильную чувствительность, повышают общий уровень мышления, улучшают быструю реакцию на смену движений. Это могут быть такие пальчиковые игры как «Этот пальчик мама…», «Апельсин», «Котята», «Новый дом», «Белочка» и многие другие.

         Очень важно в работе с детьми с ОВЗ использовать ритмодекламацию и логопедическую ритмику.

         Ритмодекламация - это чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения.

        Логопедическая ритмикасочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. 
         Так же, применение на занятиях игры на различных музыкальных инструментах могут решить ряд развивающих задач:

- развитие внимания и памяти;

- формирование координации движения и пения;

- развитие мелкой моторики;

- развитие музыкального ритма.

         Играть можно на таких инструментах как ложки, бубен, треугольник, колокольчик, барабан, погремушка, маракасы.

         В процессе обучения, несомненно, применяю игровые технологии для поддержания интереса детей с ОВЗ. Это важно для того, чтобы ребенок не переутомлялся на занятиях и не терял интерес к деятельности. Применяю технологии дифференцированного обучения. Нельзя давать слишком сложных, невыполнимых, на данном уровне развития задач, чтобы ребенок не расстраивался из-за их невыполнения, что так же может привести к потере интереса. 

Как важно сегодня воспитывать молодое поколение на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем. Именно для того, чтобы сформировать чувство прекрасного,  увлечь  и помочь детям реализовать свои творческие способности,   в этом   назначение и  ценность моей работы.    

Интерпретируя музыкальные образы, творчески наделяя музыку личностным смыслом, обучающиеся с ОВЗ  обдумывают и собственную жизнь, определяют ценностную позицию. В процессе художественно-педагогического диалога происходит корректировка ценностных отношений, формируется их личностная нравственно-эстетическая оценка художественных произведений, содержащая и гражданско-патриотический аспект. Духовно – нравственное развитие и воспитание, сплочение коллектива, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – всё это  возможно осуществлять  через обучение и творчество  на хоровых  занятиях.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация