0+



 

Опубликовано: 10.02.2024 г.

Автор: Абдрахимова Анна Александровна, воспитатель

МДОУ № 12

п. Мирный Сосновского района Челябинской области

 

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием ТРИЗ технологии.

Задачи:

-  Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе над картиной.

-  Побуждать педагогов использовать новые формы и методы работы

-  Воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к составлению творческого рассказа по картине.

1 часть. Приветствие

-Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».

2 часть. Теория.

Развитие связной речи – это одна из основных задач при подготовке ребенка к школьному обучению.

Такой вид речевой деятельности как составление творческого рассказа по сюжетной картине является наиболее трудным для детей с речевой патологией. У данной категории детей возникают проблемы, связанные со словарным запасом, построением предложения, нахождением логических связей и ориентировкой в пространстве и времени. Все это приводит к отсутствию интереса ребенка с самостоятельной творческой речевой деятельности.

Возникшую проблему можно решить с помощью адаптированной методики Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ, которая позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.

Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 5-7 лет.

Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.

Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.

Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения.

Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.

Общие требования к организации работы с картиной

  1. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней и постоянно находится в поле зрения детей.
  2. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально.
  3. Каждый этап работы  следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
  4. Итогом можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий, помогающий ребенку в составлении рассказа.

3 часть. Практическая деятельность.

Давайте рассмотрим некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины «Уборка урожая».

1 этап Выбор названия картины. Определение места и времени действия.

2 этап Определение состава картины

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра "Подзорная труба".

Для этой игры нам нужен альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. 

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

Игра «Фотографирование»

Для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовём, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их, а я на экране покажу картинками.

*обязательным условием является обозначение «земля- небо»«пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами.

* по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;

*окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».

3 этап: «Исследование»

Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.

Примеры:

Машины перевозят урожай капусты, значит, рядом есть капустное поле.

Овощеводы собирают картофель в ящики для того, чтобы удобно было грузить в машину.

4 этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Для обучения детей умению описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагогу поможет прием «вхождения в картину».

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:

— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;

— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Для детей-логопатов можно использовать для прослушивания звуки работающих машин, разговоров людей, шум листвы, голоса птиц.

Примерные варианты рассказов:

  1. «Я слышу, как на поле переговариваются работники».
  2. «Я слышу, как вдали заработал трактор»

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа:

«Я беру в руки картофель и чувствую какой он холодный и влажный, потому что земля сырая после дождя. В лицо мне подул прохладный ветерок»

Советы педагогу:

*Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора

*Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …»«Я чувствую запах…»«Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.

*Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

*Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

5 этап. Составление самостоятельного рассказа с опорой на схему.

Дети, ориентируясь на символы (картинки) в схеме, составляют самостоятельно рассказ по картине. 

4 часть. Заключение.

Сегодня я познакомила вас только с частью этапов работы над картиной. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете подробно ознакомиться с ней самостоятельно.

Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация