Опубликовано: 10.02.2024 г.
Автор: Абдрахимова Анна Александровна, воспитатель
МДОУ № 12
п. Мирный Сосновского района Челябинской области
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием ТРИЗ технологии.
Задачи:
- Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе над картиной.
- Побуждать педагогов использовать новые формы и методы работы
- Воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к составлению творческого рассказа по картине.
1 часть. Приветствие
-Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».
2 часть. Теория.
Развитие связной речи – это одна из основных задач при подготовке ребенка к школьному обучению.
Такой вид речевой деятельности как составление творческого рассказа по сюжетной картине является наиболее трудным для детей с речевой патологией. У данной категории детей возникают проблемы, связанные со словарным запасом, построением предложения, нахождением логических связей и ориентировкой в пространстве и времени. Все это приводит к отсутствию интереса ребенка с самостоятельной творческой речевой деятельности.
Возникшую проблему можно решить с помощью адаптированной методики Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ, которая позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.
Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 5-7 лет.
Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.
Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.
Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.
Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения.
Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.
Общие требования к организации работы с картиной
- После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней и постоянно находится в поле зрения детей.
- Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально.
- Каждый этап работы следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
- Итогом можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий, помогающий ребенку в составлении рассказа.
3 часть. Практическая деятельность.
Давайте рассмотрим некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины «Уборка урожая».
1 этап Выбор названия картины. Определение места и времени действия.
2 этап Определение состава картины
Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра "Подзорная труба".
Для этой игры нам нужен альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.
Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
Игра «Фотографирование»
Для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовём, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их, а я на экране покажу картинками.
*обязательным условием является обозначение «земля- небо», «пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами.
* по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;
*окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».
3 этап: «Исследование»
Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.
Примеры:
Машины перевозят урожай капусты, значит, рядом есть капустное поле.
Овощеводы собирают картофель в ящики для того, чтобы удобно было грузить в машину.
4 этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств
Для обучения детей умению описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагогу поможет прием «вхождения в картину».
Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Цели:
— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.
Для детей-логопатов можно использовать для прослушивания звуки работающих машин, разговоров людей, шум листвы, голоса птиц.
Примерные варианты рассказов:
- «Я слышу, как на поле переговариваются работники».
- «Я слышу, как вдали заработал трактор»
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»
Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».
Пример рассказа:
«Я беру в руки картофель и чувствую какой он холодный и влажный, потому что земля сырая после дождя. В лицо мне подул прохладный ветерок»
Советы педагогу:
*Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора
*Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
*Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
*Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
5 этап. Составление самостоятельного рассказа с опорой на схему.
Дети, ориентируясь на символы (картинки) в схеме, составляют самостоятельно рассказ по картине.
4 часть. Заключение.
Сегодня я познакомила вас только с частью этапов работы над картиной. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете подробно ознакомиться с ней самостоятельно.
Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.
Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.