0+



 

Опубликовано: 17.02.2024 г.

Автор: Павлова Яна Сергеевна
Преподаватель художественных дисциплин
МБУДО ДШИ №8 им. А.В.Воробьёва,
г. Владивостока, Приморский край, РФ

 

Введение

Изображение головы человека — один из важных разделов академического рисунка, одна из основ искусства портрета. Многие русские художники посвящали свое творчество преимущественно искусству портрета — Рокотов, Левицкий, Кипренский, Тропинин, Брюллов, Соколов — всех здесь не перечесть.

 Художник, хорошо овладевший рисунком головы человека, способен передать не только облик портретируемого, но и его внутреннюю психологическую характеристику.  Однако достичь такого высокого мастерства художник может, только пройдя серьезную школу рисунка. Он должен усвоить целый ряд правил и законов перспективного построения изображения формы головы на плоскости, изучить анатомическое строение, конструктивную схему основы формы и ее видоизменения в зависимости от положения. Задача данного пособия — помочь рисующему разобраться во всех тонкостях построения изображения головы человека.  Главное внимание обращено на методологические основы реалистического изображения головы человека, на принципы и методы обучения, в основе которых лежит рисование с натуры. Задача учебного академического рисунка — вооружить молодого художника необходимыми знаниями и навыками, вооружить его грамотой изобразительного искусства, научить, работая с натуры, создавать жизненно правовое графическое изображение. Академическое рисование головы человека ставит своей задачей:

  1. Научить правильно видеть и понимать характерные особенности строения формы головы;
  2. Объяснить закономерности строения формы головы человека и правила ее изображения на плоскости;
  3. Раскрыть последовательный ход работы над рисунком;
  4. Заложить прочные основы профессионального мастерства;
  5. Повышать профессиональный и культурный уровень путем ознакомления с лучшими образцами мирового искусства, обращая особое внимание на достижения русской художественной школы рисунка.

 Курс учебного рисования головы человека с натуры дает учащимся основы грамотного реалистического изображения, художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы. Правильные методические установки академического рисунка и его методологическая направленность приучают художника, рисующего с натуры, верно видеть форму и ее характерные особенности.

 

 Рисунок  головы с живой модели.

Рисунок головы с живой модели требует более глубоких знаний и большого опыта. Основной целью этого задания является изучение правил построения головы человека. Модель выбирается мужская с ясно выраженной формой головы.Натурщик сидит на стуле, голову держит прямо. Освещение ставится впереди модели, немного выше её сбоку. С той стороны, где модель находится в тени, ставится белый лист бумаги, который будет образовывать рефлексы, помогающие отчётливо видеть всю форму головы. Позади модели ставится гладкий светло – серый фон. Необходимо сразу же предупредить  попытки начинать рисунок головы с нахождения её линейного контура. Этот обычный дилетантский прием не имеет ничего общего с профессиональными способами обучения реалистическому рисунку. Работа над рисунком головы ведётся как всегда, по принципу от «общего к частному и от частного к общему и проходит определённые этапы: компоновку, построение формы, выявление формы светотенью и тоном.

 

1-й этап Компоновка

Для начала нужно выбрать точку зрения на натуру. Так же необходимо напомнить, что компоновать рисунок – это значит, в первую очередь, найти на листе лучшее место для изображения. Приступая к рисунку, нужно позаботиться о расположении его на листе: оно зависит от поворота и наклона головы, а также от сопровождающего её окружения (фона, части одежды, падающей тени). Неопытный рисовальщик обычно старается нарисовать голову посередине листа, вне зависимости от её положения в пространстве. Для примера возьмём рисунок головы, изображённой в профиль, и поместим его в середине квадратного листа таким образом , чтобы наружные контуры головы находились на одинаковых расстояниях от краёв бумаги и центр рисунка совпадал бы с геометрическим центром квадрата (ил. 1а). В этом  случае рисунок головы кажется несколько сдвинутым в сторону профиля и заниженным, так как лицевая часть «перевешивает» затылок : являясь выразителем сходства и экспрессии, она сосредоточивает на себе внимание зрителя. То же самое происходит при сравнении верхней и нижней части головы – последняя ,богатая деталями, кажется более весомой ,чем верхняя. Сравнивая рисунки 1а и 1б ,вы убедитесь ,что небольшое перемещение головы на листе влево и вверх улучшает его композиционное расположение, делает его более жизненным и убедительным Этот принцип размещения применим для всех положений головы в пространстве.

В данном задании размер изображения должен быть уже определён от 17 до 18 см по вертикали от темени до подбородка. Этого намеченного масштаба придерживайтесь в продолжении всей работы так как в противном случае можно нарушить пропорции изображаемой головы. 

   Далее на листе бумаги находится обобщённая масса головы, которая временно решается как овал, легко затонированный с теневой стороны. Высота овала соответствует высоте заданного размера головы. Парность в строении головы ( два лобных бугра, две надбровные дуги, две глазничные впадины, две скулы ) позволяет представить себе как бы проходящую по лицу серединную ( профильную ) линию. Такая линия пройдёт по вертикали, разделив наш овал на две части, она же характеризует и поворот головы модели. Если нанести дополнительно на овал горизонтальную линию переносицы, проходящую через глаза модели , то поворот станет ещё более очевиден. Образующаяся при этом «крестовина»,совпадающая своей точкой пересечения с переносицей, определяет не только поворот головы ,но и её наклон. После того как закончена компоновка, утверждена композиция, уточняется общая масса головы.

     Найденная компоновка служит основой дальнейшего построения формы. Приложение (рис.1а). 

 

2-й этап. Построение.

   Построение головы следует начать с некоторого уточнения штрихами большой формы, а также с уточнения центра «крестовины» и линии переносицы.  Принято считать, что линия переносицы делит голову пополам; верхнюю (мозговую) нижнюю (лицевую). Необходимо правильно найти местоположение переносицы и отметить его на серединной линии, так как эта точка служит отправным опорным пунктом построения формы головы в рисунке и при ракурсных положениях головы определяет поворот и направление движения всей головы. Опираясь на поперечную линию «крестовины» ,намечают параллельные ей линии, определяющие расположение лобных  бугров, надбровных дуг, глаз, скул, основание носа, нижнего края подбородка . Преподаватель должен неуклонно требовать от учащихся симметричного построения лицевой части головы, не позволяя рисовать один глаз без другого одну скулу без другой. Вопрос о пропорциях осложняется перспективными сокращениями форм в зависимости от положения головы. Одинаковые по величине парные формы воспринимаются глазом как неравные. При построении головы в три четверти глаз отстоящий  дальше от рисующего, уменьшается в размере, часть рта находящаяся на ближайшей к рисующему стороне лица, кажется больше другой, отдалённой от него.

    При построении головы парные формы рисуются одновременно, а не по отдельности; глаза надо намечать сразу, находя им место в глазничных впадинах. Скулы, надбровные дуги, лобные бугры тоже увязываются друг с другом. Рисование головы парными формами предполагает их сопоставление и сравнение во время работы. Этот принцип в рисунке живой натуры имеет особо важное значение. Рисование парными формами способствует объёмному восприятию натуры, перспективному построению форм и выявлению характерных особенностей головы.

     Приступая  к изображению форм отдельных частей головы, надо начинать с определения границ глазничных впадин. Вслед за тем намечаются местонахождение и размеры боковых поверхностей и крыльев носа. Далее на линии рта определяется размер ротовой щели путём сопоставления его с шириной основания носа. Потом намечаем  толщину нижней губы и под подбородочным бугром середину нижнего края челюсти. После этого определяется местоположение и размеры скуловых костей и дуг. В заключение нужно найти общую форму нижней челюсти. Теперь следует закончить построение верхней части головы, сначала наметив верхний край лобной кости и с боков края двух теменных костей, затем лобную кость с двумя лобными буграми, надбровными дугами и двумя височными линиями. Височные линии определяют переднюю поверхность черепа от его боковых поверхностей. Для того чтобы закончить построение головы, остаётся поставить на место глаза, нос, уши и  губы. 

Глаз.Форма глазного яблока шарообразна, особенно это заметно при закрытых и полузакрытых глазах. Веки имеют толщину. Верхние веки  у наружных углов немного длиннее нижних. Характер глаз их посадка бывают разнообразными, встречаются глаза большие и маленькие более или менее выпуклые. У некоторых людей глаза поставлены ближе к носу, у других расставлены широко. Глаз следует рисовать начиная с большой формы, а не собирая его по мелким деталям. В начале построения следует определить положение углов глазной щели. Длину разреза глаз можно уточнить, сравнивая её с шириной основания носа. Далее весь глаз намечается в глазничных впадинах как шарообразная форма. Когда глаз открыт кожа верхнего века образует характерную складку. При закрытом глазе форма глазного яблока выявляется более отчётливо. Местоположение внутреннего угла глазной щели отмечается на вертикали, проведённой мысленно через край ноздри; расстояние между внутренними углами глаз примерно равно длине глазной щели.  — Схемы глаза

23542341235

Затем от переносицы уточняется общая форма носа. Присмотревшись вам будет понятна его четырёхсторонняя форма, напоминающая призму. Верхняя костная часть носа имеет более чёткую форму. Опускаясь вниз, он приобретает более мягкие очертания.  Крылья носа часто отстают друг от друга, образуя бороздку, разделяющую кончик носа на две половины. Нижняя часть хрящей образует четвертую поверхность носа – его основание, на котором располагаются ноздри. 

123412432143

 Чтобы найти местоположение ушной раковины на рисунке, определите направленность её оси, положение уха по отношению к ней, увяжите ухо со скуловым отростком. Для определения размера уха лучше всего ориентироваться на расстояние между верхним краем глазничной впадины и основанием носа (рис).

Ухо человека, несмотря на разнообразие его форм у разных людей, всегда имеет одну и ту же структуру. У каждого человека мы можем обнаружить наружный завиток (рис.1) который в верхней части уходит в середину ушной раковины (рис. 2), а в нижней заканчивается мягкой долькой (мочкой) (рис.3). Внутреннюю часть ушной раковины охватывает противозавиток (рис.4), а с наружной стороны раковины-козелок (рис.5). При построении изображения уха все эти части ушной раковины должны быть в поле зрения рисовальщика. В старинных пособиях правилам рисования уха уделялось серьезное внимание. В таблицах авторы старались наглядно показать и закономерность строения уха, и методику построения изображения.

345236364

Чтобы хорошо изучить особенности строения ушной раковины, ухо надо прорисовать с разных сторон и в разных положениях. Особое внимание надо обратить на часто встречающееся положение ушной раковины в трехчетвертном повороте. Здесь, прежде всего надо правильно определить направление эллипсовидной плоскости в пространстве, которая будет являться основой изображения ушной раковины. Затем надо наметить толщину завитка и его изменение по мере ухода в ушную раковину. То же — при изображении козелка и мочки. Большинство и козелок, и мочку рисуют во фронтальном положении, отчего ушная раковина полу чается деформированной.

2345623456235

Чтобы научиться подмечать характерные особенности строения формы ушей у разных людей, необходимо следующее: во-первых, постоянно делать наброски и зарисовки. Во-вторых, внимательно наблюдать характер формы ушей у разных людей (в метро, автобусе) и отмечать, какова форма мочки завитка, козелка, как располагается ухо (оттопыренные, прижатые уши).                                                                                                    

Губы также являются постоянным объектом наблюдения и изучения при изображении головы человека. Поэтому будущему художнику надо хорошо знать как закономерности строения их формы, так и правила их изображения на плоскости. По отношению осевой линии (профильной) все части верхней и нижней губы располагаются симметрично, а поэтому и изображаться должны одновременно: площадка над верхней губой, бантик верхней губы, ямочки — уголки губ, расположение двух половинок нижней губы и облегающие подбородок массы под нижней губой. Пользуясь этой схемой построения изображения, подавляющее большинство впадают в крайность и рисуют эту схему жесткой линией, сильно нажимая карандашом на бумагу. Намечать бантик губ надо очень легко, еле-еле касаясь карандашом бумаги, так как в натуре на месте этих линий располагается свет, ибо кромка губ является самой выпуклой ее частью.

53455345

Форма и расположение губ во многом зависят от формы, величины и прикуса зубов. Если зубы смыкаются ровно, то и губы располагаются также, а ширина (высота) верхней и нижней губы будут почти равными. Если зубы нижней челюсти будут выступать вперед, то и нижняя губа будет выступать вперед, а ширина губ изменится: верхняя губа будет низкой (тонкой), а нижняя губа будет пухлой и толстой. Если зубы нижней челюсти будут уходить под зубы верхней челюсти, то верхняя губа будет выступать вперед, а нижняя уходить назад.

Усваивая учебный материал, постарайтесь одновременно проследить и за выразительностью своего рисунка. С этой целью копируйте образцы из старинных пособий, где не только хорошо передается форма, но и материальность . Копирование поможет вам управлять карандашом, увидеть выразительность средств графики.И то, как надо пользоваться штрихом и тоном для выражения формы в рисунке.

      Лёгким штрихом обозначают границы объёмов и плоскостей, составляющих форму головы. После этого следует покрыть лёгкой светотенью формы основных частей головы: лба, височных впадин, скул, нижней части головы, верхней части шеи и определить размер всей массы волос. При этом также светотенью легко намечаются падающие тени от выступающих частей головы: носа, верхней и нижней губы, верхних краёв глазничных впадин. Чтобы лучше усвоить закономерность строения формы губ, необходимо сделать ряд рисунков с живой натуры, хотя бы с себя. Рисуя себя с помощью зеркала, попробуйте выразить в рисунке не только пластическую характеристику формы губ, но и свое эмоциональное состояние. Губы очень выразительны, губами человек передает и свое душевное состояние. В хорошем, веселом настроении человек приподнимает уголки губ (улыбка); при грустном и плаче, он, наоборот, опускает уголки губ. Рисуя свои губы с передачей разных эмоциональных состояний, проследите, как изменяется характер формы кромки верхней и нижней губы, каков при этом рисунок линии смыкания губ.

Для того чтобы закончить первоначальный этап построения формы головы, остаётся только обобщить все главные тени. Приложение (рис.1б). 

 

3-й этап. Выявление формы.

Итак, на листе имеется обобщённое, пока ещё условно объёмное изображение головы, на котором свет и тень решены лишь приблизительно. Сравнивая его с натурой, мы можем уловить в изображении лишь слабое сходство с ней. Для того чтобы добиться точных пропорций, мы должны все отдельные части головы решить в отношениях света и тени, как это диктует натура. По мере выявления тоном объёмной формы и её рельефа появится и большая возможность для сравнения размеров всех частей головы.Для начала надо сравнивать крупные формы, а потом всё более и  более мелкие. Сравнивать детали нужно не только между собой, но всё время и с общим, выявляя детали тоном на основе единого тонального масштаба.

     Из сказанного ясно, что переходя к выявлению форм головы тоном, нельзя начинать  работу с деталей. Обычно неопытный рисовальщик начинает лепку формы тоном с детали, которая особенно привлекает его внимание. Обычно это бывают глаза, как наиболее выразительная часть лица. Пристально вглядываясь в глаза модели, ученик старается передать их тональные отношения, как говорят, «в упор», то есть так, как они ему кажутся в натуре. Всё берётся в полную силу, с нажимом карандаша. Затем, проложив по тому же принципу остальные тени, ученик убеждается, что глаз отрывается от общей формы головы и смотрится отдельно, ему приходится усиливать тон по всему рисунку, гасить при этом светлые места и, в конце концов, чтобы ослабить черноту, стирать резинкой сделанный глаз – в общем, переделывать работу заново. Вспомните, что говорил Н.Н. Ге: «Никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего.… Всякий раз, когда рисуете часть, рисуйте её в смысле с общим…». Работая тоном, мы должны ясно  представлять строение формы. Начинать тонирование  необходимо с наиболее тёмных частей и затем переходить к более светлым. Начиная лепку формы с основных крупных частей головы, ученик, как бы ощупывая глазами форму , накладывает постепенно тон, следя при этом за малейшими поворотами поверхности формы, сравнивая всё время весь свой рисунок с натурой.

       Переходя к деталям головы, следует заняться уточнением формы глаз,  то есть наметить тоном веки и радужную оболочку со зрачком. Затем надо вылепить форму носа, наметив горбинку, ноздри, конец и основание носа, потом переходить к рисунку рта. Здесь необходимо внимательно разобраться в форме и пропорциях верхней и нижней губы, установив линию щели между ними. Под конец уточняется форма каждого уха. Разрабатывая волосы необходимо легко подчеркнуть штрихом движение основных масс волос  характер прядей и завитков, а не рисовать отдельные волоски. Приложение ( рис 2а). 

 

4-й этап. Завершение и обобщение. 

На этом последнем, этапе, стоит задача обобщения всех нарисованных форм в одно целое, работа идёт от частного к общему. Продолжая работу над рисунком дальше, то есть добиваясь большего сходства с моделью, мы вылепили тоном её главные части и наконец перешли к лепке деталей. По существу, на этом этапе мы занимались опять построением формы, так как вылепить форму до конца и значит её построить. Для того чтобы завершить рисунок, остаётся добиться цельности изображения, то есть собрать все его части и все детали в одно целое. Цельность изображения формы достигается прежде всего единством тонального решения, которое выражает общую степень освещённости формы по мере удаления от света её поверхностей, подчинить все света и тени наиболее сильно освещённому месту, в данном случае выпуклости лба. Это достигается лёгким тонированием всех освещённых поверхностей формы, находящихся ниже лба, а также подчёркиванием теней в тех местах, где рефлексы почему-либо  спорят по силе с полутонами.

      После этого следует ещё раз проверить рельеф формы, то есть окончательно установить планы, подчеркнув их штрихом и тоном, сделать более мягкими дальние планы и части формы находящиеся в тенях. На этом следует закончить работу над рисунком. Приложение (рис2б).                           

 

Заключение

Современная школа академического рисунка наследовала лучшие традиции русской и мировой культуры, в основе ее методов обучения лежит рисование с натуры. Основы школы реалистического рисунка были заложены еще художниками Древней Греции, они проявляли живой интерес к реальной действительности, стремились с математической точностью познать законы природы и на их основе добиться полной достоверности в изображениях, и прежде всего человека, как наисовершеннейшего творения природы. Художники эпохи Возрождения продолжили эту линию, но уже с новых позиций и с более глубоким научно-теоретическим обоснованием. В трактатах Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрера искусство рисунка определяется как наука, а в основу обучения кладется рисование с натуры как наилучший метод познания реальной действительности. В XVII—XVIII веках рисование выделяется в самостоятельную учебную дисциплину — академический рисунок, который в дальнейшем становится главнейшим учебным предметом во всех художественных учебных заведений

Реалистическое искусство требует эмоционально-выразительного рисунка. Портретное изображение должно захватывать зрителя. Великие произведения восхищают исключительной убедительностью передачи образа, знанием законов перспективы, анатомии, законов светотени. Чем больше рассматриваешь произведение гениального художника, тем больше восхищаешься знаниями и мастерством автора.

Рисунок — основа изобразительного искусства, без рисунка не может обойтись ни один художник, будь он живописец, скульптор или художник-прикладник. Особенно необходим рисунок художнику-портретисту, где требуется ясная реалистическая трактовка формы. Поэтому в художественных учебных заведениях рисованию с натуры головы человека уделяется самое серьезное внимание.

Цели и задачи учебного рисования головы человека вытекают из целей и задачи изобразительного искусства. Занятия учебным рисунком помогают художнику правильно видеть и понимать реальную действительность, указывают правила и способы ее верного изображения.

Рассматривая рисунок как основу изобразительного искусства, курс академического рисования ставит своей задачей научить правильно наблюдать и познавать предметы окружающей нас природы, ибо рисование с натуры — это прежде всего процесс познания реальной действительности.

В то же время учебный академический рисунок вооружает начинающего рисовальщика изобразительной грамотой, формирует, совершенствует и воспитывает его как художника, закладывает базу для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности, научные знания помогают искусству, облегчают работу художника, способствуют тому, что творчество художника становится более возвышенным и глубоким.

Данное пособие раскрывает методологические принципы реалистического изображения человека и ориентирует учащихся на более углубленное изучение натуры. Методические рекомендации основываются на лучших традициях мировой и русской школ рисунка, а иллюстративный материал наглядно поясняет закономерности строения формы. Пособие подготовлено с учетом новых учебных программ для учащихся художественных учебных заведений.

Наша художественная школа должна использовать все лучшее, что было в системах старых академических школ, развивать дальше те принципы и методы, которые давали высокие результаты.

Список используемой литературы.

1.« УЧЕБНЫЙ РИСУНОК В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ» МОСКВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1990 г.

2.А.М.СЕРОВ, Н.Н.РОСТОВЦЕВ,  «РИСУНОК» МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ»1975г

3.А.Барщ   «РИСУНОК В СРЕДНЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ»

4. М.Ф.ИВАНИЦКИЙ М.Г. МАНИЗЕР «ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» МОСКВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1989 г.

 

Приложение

534553453242345

Рис.1а

5345534532423458970

Рис.1б

2314

Рис.2а

3453254325

Рис.2б

35675467

Голова старика.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация