Опубликовано: 19.02.2024 г.
Автор: Жиманова Наталья Валентиновна, методист
МБУ ДО ЦТТ №1 имени В.В. Горбатко г. Новочеркасск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мастер-класс Изготовление механической игрушки «Донской конь- друг казака» разработан в рамках образовательных программ технической направленности объединений МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В.Горбатко.
Цель мастер-класса- ознакомление участников с традициями Донского края через изготовление поделки из фанеры «Донской конь- друг казака»
Задачи:
- воспитательные - приобщение к традициям донских казаков воспитание позитивного отношения к природе Донского края,
- обучающие - изучение свойств фанеры, приобретение навыков работы с ней, разработка композиции из деталей,
- развивающие - развитие художественного вкуса, творческого воображения, конструкторских способностей, фантазии и мотивации к творчеству.
Педагогические технологии: технология адаптивной системы обучения (А.С.Границкая):; технология коллективного взаимообучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, А.С.Соколов).
Целевая аудитория: мастер- класс предназначен для детей 12-14 лет, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов, воспитателей, родителей, методистов.
Материалы: фанера толщиной 0,5, размером 50х70, проволока, фольга, бумага, резина.
Инструменты и приспособления: ножницы, дрель, плоскогубцы, лобзик, болтики, клей, кисточка, краски (коричневая, синяя, зеленая, черная), наждачная бумага,.
Дидактический материал: шаблоны, образец изделия, фото, иллюстрации, технологическая карта, плакат «техника безопасности».
Продолжительность мастер-класса: 45 минут.
Этапы мастер-класса: предварительная беседа, практическая работа (технология изготовления), подведение итогов, уборка рабочего места.
Технология изготовления изделия (технологическая карта) включает в себя следующие этапы:
- Изготовление деталей нижней части. Покраска, сборка
- Изготовление деталей верхней части. Покраска, сборка
- Соединение верхней и нижней частей поделки частей в единое целое
Ожидаемый результат: в результате проведения мастер-класса участники изготавливают поделку «Донской конь- друг казака», знакомятся с традициями Донского края, учатся методам работы с фанерой и инструментами, развивают воображение и творческие способности. Поделку можно использовать в качестве подарка для родных и близких, методического пособия на уроках ИЗО и труда.
СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА
1.Предварительня беседа
Добрый день! Я очень рада Вас видеть. Мы с Вами - жители столицы донского казачества, являемся потомками великого атамана донского казачьего войска М.И. Платова. Матвей Платов- это гордость Донского края. Он был отважным и смелым полководцем и всегда его сопровождал его любимый конь.
Мы с Вами живем на донской земле и бережно храним традиции наших предков и отважного казачьего атамана М.И. Платова. Главной традицией Дона является бережное отношение к коню и это отношение впитало в себя почитание коня. Казаков, которыми командовал М.И.Платов, недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал и помогал им во всех земных делах.
В донской казачьей культуре конь всегда был неразрывно связан со своим хозяином, он появлялся у казака с рождения и сопровождал его до самой смерти. Даже в народных поговорках про казаков повторяется одна и та же мысль – всадник всегда заботится о своем коне, ибо без него он не казак. Почитание этих животных казаки еще в древности впитали от кочевых племен. Казаки говорят: «Конь казаку наилучший друг», «Казак без коня, что солдат без ружья», «Учи белого лебедя плавать, а казачьего сына – на коня садиться», «Казак сам не ест, а коня покормит». Всех поговорок, пословиц, указывающих на важную роль коня в казачьей жизни, и не счесть! С рождения и до смерти конь сопутствовал казакам во всех земных делах.
Особый подход у казаков и к воспитанию лошадей. У казацких донских лошадей более развиты инстинкты, они ближе к природе и оттого обладают непростым нравом. Во многом из-за него казацких лошадей часто называют «однорукими», они сильно привязываются к своему хозяину, и привыкание к новому всаднику может растянуться у них на месяцы и даже на годы. Собственно характер казацкого коня подобен самому казаку – чем жестче на него давишь, тем сильнее он сопротивляется. Иногда это переходит в нескончаемый поединок между человеком и животным. Однако лошади в большинстве своем не агрессивны и больше проку будет от доброго к ним отношения при воспитании.
Казаки много времени отводят работе с лошадью «в руках», когда наездник гуляет со скакуном под уздцы и на корде. Это связано с тем, что казацкие породы требуют много движения, длительное пребывание в стойле вызывает у них стресс, и иногда человеку приходится по-новому выстраивать отношения с животным. Бывает и так, что человек и лошадь вообще не совпадают по характеру. Тогда казаку приходится либо идти на компромисс, либо расставаться с этим животным и начинать работу с другим. Главным у казаков считается завоевать доверие лошади, тогда она признает своего седока лидером. Еще один важный момент, которому следуют казаки в воспитании скакунов, это правильная нагрузка как на тело лошади, так и на ее психику. Третья особенность казацкого воспитания лошадей — это постоянство в работе с ними. Чтобы воспитать послушного и сообразительного коня, надо заниматься с ним регулярно, не допуская больших перерывов.
Давайте сделаем поделку, где доской казак, сидя на коне, с саблей отважно рвется с бой. Для изготовления поделки мы будем использовать фанеру. Из фанеры мы выпиливаем составные части поделки, обрабатываем их наждачной бумагой, окрашиваем, скрепляем с помощью болтиков.
При работе с ножницами, клеем, лобзиком мы должны соблюдать технику безопасности.
Сегодняшний мастер-класс позволяет еще раз прикоснуться к традициям донских казаков, прочувствовать бережное отношение казака к своему коню, который не раз спасал его от гибели и всегда был ему самым преданным другом, что так ценно в современном мире. Это пример, это ориентир по изучению и сохранению традиций донских казаков. Поделку можно использовать в качестве подарка для родных и близких, методического пособия на уроках ИЗО и труда, украшения казачьего праздника.
2. Практическая работа (технология изготовления)
Технология изготовления изделия (технологическая карта) включает в себя следующие этапы:
- Изготовление деталей нижней части. Покраска, сборка
- Изготовление деталей верхней части. Покраска, сборка
- Соединение верхней и нижней частей поделки частей в единое целое
2.1.Изготовление деталей нижней части
Нижняя часть поделки- это подставка на колесах. Из фанеры выпиливаем подставку - прямоугольник 8х27. В середине подставки выпиливаем отверстие спереди прямоугольник 5х9 для движения оси и коня. Отверстие сзади 1х0,5 для деревянной опоры 9х2. Выпиливаем 4 колеса диаметром 6мм Соединяем колеса с помощью вращающей металлической оси. Колеса крепим скобами к основанию подставки. Подставку и колеса окрашиваем зеленый цвет. Сверху приклеиваем зеленую бумагу для имитации травы. Окрашиваем детали нижней части и собираем в единое целое.
2.2.Изготовление деталей верхней части
Верхняя часть поделки- это конь и казак. Делаем шаблоны коня и казака и выпиливаем составные части. Окрашиваем коня и казака. Соединяем составные части с помощью болтиков. В опоре просверливаем отверстие и присоединяет болтиком ноги коня. В задних ногах коня просверливаем отверстие и пропускаем металлическую ось и соединяем с колесами. Присоединяем уздечку. Движение казака приводится с помощью движения колес. Окрашиваем детали верхней части и собираем в единое целое.
2.3. Соединение верхней и нижней частей поделки частей в единое целое
Соединяем верхнюю и нижнюю части поделки в единое целое.Поделка готова. Механическая игрушка «Донской конь- друг казака» является наглядным пособием на занятиях технического творчества.
Данная механическая игрушка изготовлена с целью знакомства детей с традициями донских казаков и развития образного мышления и творческие способности детей.
3. Подведение итогов
В результате проведенного мастер-класса каждый из Вас создал поделку ««Донской конь- друг казака»». Вы- потомки атамана Платова, прикоснулись к традициям донских казаков и получили новые знания, изучили методы работы с фанерой, развили воображение и творческие способности.
Механическая игрушка- это прекрасный подарок друзьям для украшения интерьера или казачьего праздника. Как творческие люди, Вы легко найдете применение данной поделки.
Вы успешно справились с творческой работой. Я рада с Вами работать и общаться и благодарю Вас за сотворчество.
4.Уборка рабочего места
Давайте уберем свое рабочее место. Жду Вас на мастер-класс в следующий раз.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Астапенко Г.А. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII - XX, Ростов-на-Дону: Гефест, 2010
2. Астапенко.М.П. Краткое пособие по истории Донского края. – Ростов-на-Дону, 2005
3. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.– Ростов-на-Дону, 2009
4. Астапенко М.П. В низовьях Дона. – М.,2007
5. История Донского края. – Сост. Н. П. Бугрова, П.А.Кабанов. – Волгодонск, 2007
6. БугроваН.П. Казачий Дон. Очерки истории. – Ростов-на-Дону, 1995
7. Краеведческая игротека. – Ростов-на-Дону, 2003
8.Наумов А.М. Художественное проектирование-М, Просвещение, 2006
9. Пословицы и поговорки Тихого Дона. – Ростов-на-Дону, 2010
Приложение1
Фото №1 М.И. Платов в бою на лихом коне |
|
Фото №2 Донские казаки в походе
|
Фото №3 Донской конь в донской степи |
Фото №4 Механическая игрушка «Донской конь-друг казака», вид сбоку
|
Фото №5 Механическая игрушка «Донской конь-друг казака, вид сбоку
|
Фото №6 Механическая игрушка «Донской конь-друг казака, вид спереди |
|