0+



 

Опубликовано: 19.02.2024 г.

Автор: Жиманова Наталья Валентиновна, методист

МБУ ДО ЦТТ №1 имени В.В. Горбатко г. Новочеркасск

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Мастер-класс Изготовление механической игрушки «Донской конь- друг казака» разработан в рамках образовательных программ технической направленности объединений МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В.Горбатко.

     Цель мастер-класса- ознакомление участников с традициями Донского края через изготовление поделки из фанеры «Донской конь- друг казака»  

     Задачи:

  • воспитательные - приобщение к традициям донских казаков воспитание позитивного отношения к природе Донского края,  
  • обучающие - изучение свойств фанеры, приобретение навыков работы с ней, разработка композиции из деталей,
  • развивающие - развитие художественного вкуса, творческого воображения, конструкторских способностей, фантазии и мотивации к творчеству.

     Педагогические технологии: технология адаптивной системы обучения (А.С.Границкая):; технология коллективного взаимообучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, А.С.Соколов).

     Целевая аудитория: мастер- класс предназначен для детей 12-14 лет, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов, воспитателей, родителей, методистов.

      Материалы: фанера толщиной 0,5,  размером 50х70, проволока, фольга, бумага, резина.

      Инструменты и приспособления: ножницы, дрель, плоскогубцы, лобзик, болтики, клей, кисточка, краски (коричневая, синяя, зеленая, черная), наждачная бумага,.

      Дидактический  материал: шаблоны,  образец изделия, фото, иллюстрации,  технологическая карта, плакат «техника безопасности».

      Продолжительность мастер-класса: 45 минут.

      Этапы мастер-класса: предварительная беседа, практическая работа (технология изготовления), подведение итогов, уборка рабочего места.

      Технология изготовления изделия (технологическая карта) включает в себя следующие этапы:

  1. Изготовление деталей нижней части. Покраска, сборка
  2. Изготовление деталей верхней части. Покраска, сборка
  3. Соединение верхней и нижней частей поделки частей в единое целое

       Ожидаемый результат: в результате проведения мастер-класса участники  изготавливают поделку «Донской конь- друг казака», знакомятся с традициями Донского края, учатся методам работы с фанерой и инструментами, развивают воображение и творческие способности.  Поделку  можно использовать в качестве подарка для родных и близких, методического пособия на уроках ИЗО и труда.

 

СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА

1.Предварительня беседа

 

       Добрый день! Я очень рада Вас видеть. Мы с Вами - жители столицы донского казачества, являемся потомками великого атамана донского казачьего войска М.И. Платова.  Матвей Платов- это гордость Донского края. Он был отважным и смелым полководцем и всегда его сопровождал его любимый конь.

       Мы с Вами живем на донской земле и бережно храним традиции наших предков и отважного казачьего атамана М.И. Платова. Главной  традицией Дона является бережное отношение к коню и это отношение впитало в себя почитание коня. Казаков, которыми командовал М.И.Платов,  недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал и помогал им во всех земных делах.

      В донской казачьей культуре конь всегда был неразрывно связан со своим хозяином, он появлялся у казака с рождения и сопровождал его до самой смерти. Даже в народных поговорках про казаков повторяется одна и та же мысль – всадник  всегда заботится о своем коне, ибо без него он не казак. Почитание этих животных казаки еще в древности впитали от кочевых племен. Казаки говорят: «Конь казаку наилучший друг», «Казак без коня, что солдат без ружья», «Учи белого лебедя плавать, а казачьего сына – на коня садиться», «Казак сам не ест, а коня покормит». Всех поговорок, пословиц, указывающих на важную роль коня в казачьей жизни, и не счесть! С рождения и до смерти конь сопутствовал казакам во всех земных делах.

      Особый подход у казаков и к воспитанию лошадей. У казацких донских лошадей  более развиты инстинкты, они ближе к природе и оттого обладают непростым нравом. Во многом из-за него казацких лошадей часто называют «однорукими», они сильно привязываются к своему хозяину, и привыкание к новому всаднику может растянуться у них на месяцы и даже на годы. Собственно характер казацкого коня подобен самому казаку – чем жестче на него давишь, тем сильнее  он сопротивляется. Иногда это переходит в нескончаемый поединок между человеком и животным.  Однако лошади в большинстве своем не агрессивны и больше проку будет от доброго к ним отношения при воспитании.

    Казаки много времени отводят работе с лошадью «в руках», когда наездник  гуляет со скакуном под уздцы и на корде. Это связано с тем, что казацкие породы требуют много движения, длительное пребывание в стойле вызывает у них стресс, и иногда человеку приходится по-новому выстраивать отношения с животным.  Бывает и так, что человек и лошадь вообще не совпадают по характеру. Тогда казаку приходится либо идти на компромисс, либо расставаться с этим животным и начинать работу с другим. Главным у казаков считается завоевать доверие лошади, тогда она признает своего седока лидером.  Еще один важный момент, которому следуют казаки в воспитании скакунов, это правильная нагрузка как на тело лошади, так и на ее психику. Третья особенность казацкого воспитания лошадей — это постоянство в работе с ними. Чтобы воспитать послушного и сообразительного коня, надо заниматься с ним регулярно, не допуская больших перерывов.

     Давайте  сделаем поделку, где доской казак, сидя  на коне, с саблей отважно рвется с бой.   Для изготовления поделки мы будем использовать фанеру. Из фанеры мы выпиливаем составные части поделки, обрабатываем их наждачной бумагой, окрашиваем, скрепляем с помощью болтиков.

     При работе с ножницами, клеем, лобзиком  мы должны соблюдать технику безопасности.

     Сегодняшний мастер-класс позволяет еще раз прикоснуться к традициям донских казаков, прочувствовать бережное отношение казака к своему коню, который не раз спасал его от гибели и всегда был ему самым преданным другом, что так ценно в современном мире. Это пример, это ориентир по изучению и сохранению традиций донских казаков.  Поделку  можно использовать в качестве подарка для родных и близких, методического пособия на уроках ИЗО и труда, украшения казачьего праздника.

 

2. Практическая работа (технология изготовления) 

Технология изготовления изделия (технологическая карта) включает в себя следующие этапы:

  1. Изготовление деталей нижней части. Покраска, сборка
  2. Изготовление деталей верхней части. Покраска, сборка
  3. Соединение верхней и нижней частей поделки частей в единое целое

 

2.1.Изготовление деталей нижней части

   Нижняя часть поделки- это подставка на колесах. Из фанеры выпиливаем подставку - прямоугольник 8х27. В середине подставки выпиливаем отверстие спереди прямоугольник 5х9  для движения оси и коня.  Отверстие сзади  1х0,5  для деревянной опоры 9х2. Выпиливаем 4 колеса диаметром 6мм  Соединяем колеса с  помощью вращающей металлической оси. Колеса крепим скобами к основанию подставки. Подставку и колеса окрашиваем  зеленый цвет. Сверху приклеиваем зеленую бумагу для имитации травы. Окрашиваем детали нижней части и собираем в единое целое.

 

2.2.Изготовление деталей верхней части

      Верхняя часть поделки- это конь и казак. Делаем шаблоны коня и казака и выпиливаем составные части. Окрашиваем коня и казака. Соединяем составные части с помощью болтиков. В опоре просверливаем отверстие и присоединяет болтиком ноги коня. В задних ногах коня просверливаем отверстие и пропускаем металлическую ось и соединяем с колесами. Присоединяем уздечку. Движение казака приводится с помощью движения колес. Окрашиваем детали верхней части и собираем в единое целое.

 

2.3. Соединение верхней и нижней частей поделки частей  в единое целое

    Соединяем верхнюю и нижнюю части поделки в единое целое.Поделка готова. Механическая игрушка «Донской конь- друг казака» является наглядным пособием на занятиях технического творчества.

    Данная механическая игрушка изготовлена с целью знакомства  детей с традициями донских казаков и развития образного мышления и творческие способности детей.

 

3. Подведение итогов

    В результате проведенного мастер-класса каждый из Вас создал поделку ««Донской конь- друг казака»». Вы- потомки атамана Платова,  прикоснулись к традициям донских казаков и получили новые знания, изучили методы работы с фанерой, развили воображение и творческие способности.

    Механическая игрушка- это прекрасный подарок друзьям для украшения интерьера или казачьего праздника. Как творческие люди, Вы легко найдете применение данной поделки.

   Вы успешно справились с творческой  работой. Я рада с Вами работать и общаться и благодарю Вас за сотворчество.

 

4.Уборка рабочего места

  Давайте уберем свое рабочее место. Жду Вас на мастер-класс в следующий раз.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Астапенко Г.А. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII - XX, Ростов-на-Дону: Гефест, 2010

2. Астапенко.М.П. Краткое пособие по истории Донского края. – Ростов-на-Дону, 2005
3. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.– Ростов-на-Дону, 2009
4. Астапенко М.П. В низовьях Дона. – М.,2007
5. История Донского края. – Сост. Н. П. Бугрова, П.А.Кабанов. – Волгодонск, 2007

6. БугроваН.П. Казачий Дон. Очерки истории. – Ростов-на-Дону, 1995
7. Краеведческая игротека. – Ростов-на-Дону, 2003
8.Наумов А.М. Художественное проектирование-М, Просвещение, 2006

9. Пословицы и поговорки Тихого Дона. – Ростов-на-Дону, 2010

 

Приложение1

 2024 02 19 16 31 46

Фото №1 М.И. Платов в бою на лихом коне

 

2024 02 19 16 32 16

 

                                                                           Фото №2 Донские казаки в походе 

 

2024 02 19 16 32 41

 

                                                                              Фото №3 Донской конь в донской степи 

2024 02 19 16 33 06

 

                                              Фото №4 Механическая игрушка «Донской конь-друг казака», вид сбоку 

 

 

2024 02 19 16 33 28

 

                                                 Фото №5 Механическая игрушка «Донской конь-друг казака, вид сбоку

 

2024 02 19 16 33 49

 Фото №6 Механическая игрушка «Донской конь-друг казака, вид спереди

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация