0+



 

Опубликовано: 05.03.2024 г.

 

Автор: Шевченко Лариса Михайловна, преподаватель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Нововаршавская детская школа искусств»

Омская область, рабочий посёлок Нововаршавка

 

  1. Пояснительная записка

Методические рекомендации для преподавателей школ искусств и художественных школ по изучению цветоведения разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись» по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование».

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. В его программе предусматривается два раздела: графика и цветоведение.

Темы заданий в разделе цветоведения продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся, предполагают последовательное и систематическое изучение цветовых правил и законов, цветовых гармоний и контрастов, правил смешивания цветов и др.

 Цветоведение - наука о цвете включающая знания о природе цвета, основных, составных, и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

 Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

Неоъемлемой частью раздела «Цветоведение» является изучение ахроматических цветов и формирование работы с ними. Методические рекомендации направлены на изучение ахроматических цветов во втором классе по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование», раздел «Цветоведение». Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, составляет 2 часа.

Форма занятий – мелкогрупповая, что позволяет выстраивать индивидуальный подход обучения. Предусмотрены аудиторные занятия и самостоятельная работа учащихся.

Цель: формировать у детей младшего школьного возраста комплекс знаний и умений по цветоведению.

Задачи:

- развивать чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности

- приобретение детьми опыта творческой деятельности

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, отзывчивости

Методы обучения

- объяснительно-иллюстративный

- частично-поисковый

- творческий

- исследовательский

 

2. Содержание

Методика знакомства детей с ахроматическими цветами представлена в разработке урока.

Тема:
«Ахроматические цвета»

Цель:
Познакомиться  с понятием «ахроматические цвета», «светлое на темном», «темное на светлом»

Задачи:

- формировать умения использовать полученные знания при выполнении работы на смешение и получение оттенков ахроматических цветов;
- развивать художественное мышление, творческое воображение;
 - формировать внутренний план ведения работы на основе поэтапной отработки;
- развивать речь учащихся;
- формировать в процессе художественной деятельности мотивацию успеха и достижений, творческую самореализацию.

Оборудование:
лист белой бумаги формата А3; набор красок (гуашь); беличьи кисти №3 и 6; палитра; баночка для воды; тряпочка; графитный карандаш; ластик; наглядные пособия» Цветовой круг», «Ахроматические цвета», «Тональный контраст»; таблички с надписями («хроматические цвета», «ахроматические цвета», «Е.И.Чарушин, художник-анималист»); черно-белые фотографии котят; работы Е.И.Чарушина, детские рисунки.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Определение темы урока и подготовка к восприятию нового материала.

- Давайте рассмотрим две таблицы. (Учитель прикрепляет две таблицы: «Хроматические цвета» и «Ахроматические цвета». Посмотрите как интересно распределены эти цвета. Все цветные находятся в одной стороне, а не цветные в другой.
Назовите как называется цветная группа? Правильно, это «Хроматические цвета». Мы изучали эту группу цветов. Но рядом находится другая группа. Как можно характеризовать эту группу? Что это за цвета?

2024 03 05 19 37 38

 

Правильно, это белый цвет, черный и оттенки серого.

Итак, хроматические – значит «цветные», а слово «ахроматические» имеет отрицательную  частицу «а» - обозначает «бесцветные». (Учитель прикрепляет табличку с надписью «АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА»).
А теперь давайте посмотрим где встречаются ахроматические цвета:
1.  в живописи, графике (Учитель демонстрирует детские рисунки, свои работы)

2024 03 05 19 38 29

 

2.В дизайне одежды, интерьера

2024 03 05 19 41 13

А какие животные раскрашены в черно-белые цвета?
 Правильно, сорока, зебра.

2024 03 05 19 44 01

2024 03 05 19 44 46

Где встречали такие фотографии?
 В семейных альбомах у бабушек и дедушек.

5. В книжной графике.

2024 03 05 19 45 05

Это работы художника  – анималиста Евгения Ивановича Чарушина.  А кто такие художники – анималисты? (Учитель прикрепляет на доску табличку «Е.И.Чарушин. Художник-анималист»). Верно, это те художники, которые рисуют животных.
Посмотрите, как художник передаёт движение кошек и котят. Один сильно вытянулся и старается поймать воробья. А кошка мягко трёт мордочку лапкой, умывается.

А сейчас я вам расскажу рассказ про забавных трёх котят.
(Учитель читает рассказ В.Сутеева «Три котенка»)

2024 03 05 19 45 25

2024 03 05 19 45 46

2024 03 05 19 46 15

Вы раньше слышала этот рассказ? Знаете кто его написал и как он называется?
Это рассказ «Три котёнка», автор Владимир Григорьевич Сутеев.
О ком говорится в рассказе? О котятах. Какие они озорные, любопытные. А чем отличались котята? Правильно, цветом.
Каких цветов были эти котята?  Черного, серого, белого.
В какой группе будут находиться эти цвета - в хроматической или ахроматической? (Учитель обращает внимание детей на таблицы «Хроматический цветовой круг», «Ахроматические цвета». Дети отвечают, что чёрный, серый и белый - это группа ахроматических цветов).

Как вы думаете, какой самый яркий ахроматический цвет? Белый
Какой ахроматический цвет самый тёмный? Чёрный.
А между ними находятся оттенки серого. От самого светлого до тёмного серого. И чем ближе серый цвет к белому, тем он светлее, чем ближе к чёрному, тем темнее.

А давайте поиграем в игру с силуэтами котят. Ваша задача: уловить тоновой контраст и не позволить котёнку потеряться на фоне. (Учитель демонстрирует: белый котёнок на белом фоне)

2024 03 05 19 47 16

Дети передвигают силуэты котят и находят разные варианты.

2024 03 05 19 47 35

Обсуждения разных вариантов.
Черный цвет котёнка становится более темным на белом фоне, чем на каком-то оттенке серого. То же происходит с белым котёнком. Между белым и чёрным цветами возникает самый яркий контраст. Он меняется, если мы переносим силуэт котёнка на серый цвет.
А теперь рассмотрим варианты: светло-серый котёнок на темно-сером фоне и наоборот. То же существует контраст, но менее яркий, менее выразительный.
Ещё варианты контрастных отношений? Тёмно-серый котёнок или светло-серый котёнок на белом или чёрном фоне. (Рассматриваем)

Делаем вывод: контраст может быть ярким, выразительным, энергичным или блёклым, тусклым. Такое понимание тональных контрастов нужно учитывать при выполнении творческих работ.

Наша задача сегодня – научиться создавать тональный контраст между изображением и фоном.

 

Практическая работа.

Задание: изобразить трёх котят – чёрного, серого и белого. Изобразить так, как будто они играют, то есть в движении.

1. Обратить внимание на расположение листа бумаги: вертикальное или горизонтальное. Будет зависеть от того, какой сюжет будет изображён. (Учитель демонстрирует варианты изображения вытянутого вверх и в стороны)

2. У вас на столах находится краска. Как она называется? Гуашь.
Какие цвета вам понадобятся? Белый и чёрный. А серый мы получим путём смешивания этих цветов.
(Учитель на доске демонстрирует, как можно получить оттенки серого цвета)
Добавим в белый цвет гуаши совсем немного чёрного цвета, чтобы получить светло-серый.
Если добавить ещё немного чёрного цвета, серый становится темнее. Чем больше мы будем добавлять  чёрного цвета в белый, тем темнее будет становиться серый, пока не перейдёт полностью в черный цвет.

2024 03 05 19 48 26

 

3. Сначала выполним изображение в карандаше. (Идёт индивидуальная работа)

4. Выполняем композицию в цвете.
На палитре смешиваем два цвета белый и чёрный и находим оттенки серого. На работе нужно использовать всю палитру ахроматических цветов.
Помните по нашу игру с силуэтами котят. Чтобы ваши котята не потерялись на фоне, подбирайте для них правильно тон серого цвета. И тогда ваш рисунок буде выразительным и ярким.
Котят можно рисовать не только одним цветом. Можно добавлять пятнышки на шёрстке, полоски.
(Учитель следит за выполнением работы, грамотностью смешивания красок, выполнение тональных отношений, индивидуально комментирует действия учащихся. Учащиеся по мере необходимости корректируют свои изображения. ).

 

Анализ выполненных работ.

(Учитель вместе с учащимися проводит просмотр работ)
Кому лучше всех удалось показать движение котят?
У кого на рисунке показан самый яркий тональный контраст?
Кто использовал украшение шёрстки у котят?
На каком рисунке больше всего оттенков серого цвета?

(Учитель уделяет внимание каждому рисунку. Вместе с детьми проговаривают отличительные характеристики рисунка и недочёты)

У вас получились такие разные композиции. Изображённые котята с разными характерами, движениями. Вы сегодня поработали хорошо и выполнили интересные работы.

 

Итог урока.

Какой теме был посвящён урок? Какую цвета мы с вами рассматривали? (Ахроматические цвета)
Чему научились вы на уроке? ( Смешивать белый и чёрный цвет и находить оттенки серого. )
А во время игры вы с чем познакомились? (Тональный контраст.) И это помогло вам в практической работе.
Какой самый яркий и выразительный тональный контраст среди ахроматических цветов? (Белый и чёрный)
С каким литературным произведением мы сегодня познакомились? (В.Сутеев «Три котёнка)
Как называют художников, которые рисуют животных? (Художники-анималисты). Мы сегодня рассматривали рисунки художника- анималиста Е.И.Чарушина

 

Домашнее задание

Рассмотрите домашние черно-белые фотографии совместно со своими близкими. Выполните портрет близкого человека, используя ахроматические цвета. Формат А4.

       

3. Примечание

В представленной разработке урока используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, эмоциональный и дают положительные результаты. Технологии, которые применяются при изучении темы «Ахроматические цвета»: личностно-ориентированные, практико-ориентированные, информационные.

Теоретический материал доступен для понимания, что позволяет успешно справляться с практической работой. Ход работы учебного задания сопровождается периодическим анализом с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки.

Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребёнка младшего школьного возраста. В этом возрасте правила основы цветоведения целесообразно изучать через игру, сказку. В непосредственной обстановке дети легче понимают учебный материал, придумывают сюжеты, выполняют задания. 

Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребёнка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой цель необходимо знакомить детей с работами художников, использовать книжные фонды.

В изучении темы «Ахроматические цвета» используется иллюстративный фонд:

  1. Старые фотографии. Поднимается социальный вопрос связи поколений. Выполнением домашнего задания предлагается рассмотреть семейный альбом с фотографиями. Посетить своих бабушек и дедушек, сделать просмотр фотографий вместе с ними. Таким образом, решаются несколько задач: исследовательская деятельность, социально-значимая, творческая.
  2. Фотографии животных. Происходит развитие памяти, внимательности
  3. Фотографии интерьера и моделей одежды. Развивается эстетический вкус детей.
  4. Иллюстрации художника-анималиста. Происходит знакомство с понятием «художник-анималист», с творчеством художника Е.И.Чарушина

 

Критерии оценок:

«5» (отлично) ставится за глубокое понимание учебного материала по теме «Ахроматические цвета». Умение самостоятельно выполнять практическую работу, не допуская ошибок.

«4» (хорошо) ставится за правильное и глубокое усвоение учебного материала. При этом допускаются неточности и незначительные ошибки

«3» (удовлетворительно) свидетельствует о том, что ученик знает основные положения темы урока, но не умеет их реализовать, допускает отдельные ошибки и неточности.

       

4. Учебно-методическое обеспечение:

Освоение темы «Ахроматические цвета» проходит в форме практического занятия, поэтому для выполнения задач необходимы:

  1. Учебный кабинет (мастерская)
  2. Материалы и инструменты: гуашь, рисовальная бумага, карандаши М и 2М, резинка, кисти синтетика плоские № 10, круглые синтетика № 3, № 5, баночка для воды,  малярный скотч
  3. Оборудование: мольберты, стулья ростовые, табуреты под материалы и инструменты, магнитная доска, ноутбук, проектор, экран

 

       

5. Список литературы

  1. Зайцев А. Наука о цвете и живописи. М.: Искусство, 1986 г.
  2. Лыкова Е.С. «Изучение ахроматических цветов на уроках изобразительного искусства». М.: журнал Начальная школа, 2012 г.
  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 1996 г.
  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996 г.

       

6. Приложение

Видеоматериал. Урок во 2 классе по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», срок обучения 8 лет. Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» II полугодие.

Тема урока: «Ахроматические цвета»

 https://youtu.be/1p1j6A-NQbc  

     

 7. Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (при наличии): Шевченко Лариса Михайловна

Дата, месяц, год рождения: 30 апреля 1966 года

Должность: преподаватель художественного отделения, заместитель директора по УВР.

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Нововаршавская детская школа искусств»

Почетные звания, государственные награды (с указанием работы и даты награждения): Заслуженный деятель культуры Омской области, (за заслуги перед Омской областью в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения, 21 августа 2019г.)

Ученая степень, ученое звание (при наличии): нет

Адрес основного места работы (с индексом): 646830 Омская область, р.п. Нововаршавка, ул. Красноармейская 2Б

Телефон основного места работы (с кодом города): 8(38152) 2-11-91

Домашний адрес (с индексом): 646830 Омская область, р.п. Нововаршавка, ул. Есенина, д.14 кв.18

Домашний/мобильный телефон (с кодом города):  8(908) 808 74 10

    Шевченко Лариса Михайловна окончила Омский государственный педагогический институт им. А.М. Горького художественно-графический факультет в 1987 году.

     Общий стаж работы – 35 года,   педагогический стаж  составляет  35 года. С 2004 года Шевченко Л.М. работает в МОУ ДО Нововаршавская детская художественная школа, с 2004 г. преподавателем художественного отделения МБОУ ДО «Нововаршавская ДШИ", с 2006 г. - руководителем театра мод «Перспектива». 

         Шевченко Л.М. владеет технологией написания  образовательных программ, адаптированных на разновозрастное обучение детей в условиях сельской детской школы искусств по основным и профилирующим предметам учебного плана, а также занимается проектной деятельностью совместно с педагогическим коллективом художественного отделения МБОУ ДО «Нововаршавская  ДШИ». В образовательном процессе использует компьютерные  технологии и цифровые образовательные ресурсы.

     Шевченко Л.М. обладает хорошими организаторскими способностями, умеет убеждать и аргументировать свою позицию, умеет организовывать совместную деятельность для достижения социально значимых целей. В общении с коллегами  тактична, отзывчива.

         Деловые качества Шевченко Л.М., такие как:  высокая самоорганизация, организация учебной деятельности, умение определять цели, задачи учебных занятий, выстраивать образовательный процесс, удовлетворяющий образовательные и культурные интересы и потребности детей и родителей, принципиальность в вопросах организации учебной и воспитательной деятельности, всё это  обеспечивает эффективную организацию собственной деятельности, деятельности обучающихся, родителей, коллег по работе.

        Учащиеся  класса Шевченко Л.М. принимают активное участие в конкурсах детского рисунка, декоративно-прикладного творчества, компьютерной графики, выставках, фестивалях, олимпиадах школьного, муниципального, зонального, регионального, всероссийского и международного уровней. Победители социально-значимых проектов в сфере культуры.  Более 20 учащихся отмечены стипендией одарённым учащимся образовательных учреждений Омской области в сфере культуры и удостоены Премии Главы муниципального района. Выпускники успешно поступают в ВУЗы и СУЗы художественного направления. Двое выпускниц вернулись в село квалифицированными специалистами и работают преподавателями в одном коллективе с Ларисой Михайловной.

        С 2006 г. Шевченко Л.М. руководит театром моды «Перспектива».     Высокий профессионализм, творческие достижения позволили в 2010 году   театру защитить звание «Образцовый». Коллектив активный участник различных мероприятий, фестивалей и конкурсов проходящих не только в р.п. Нововаршавка и Нововаршавском районе, но и на региональном, всероссийском и международном уровнях. Образцовому театру моды «Перспектива» была присуждена премия Губернатора Омской области «За заслуги в развитии народного творчества» в номинации «Лучший творческий коллектив» в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, 20 сентября 2016 г.

        Шевченко Лариса Михайловна сама много занимается творчеством. Лауреат и дипломант международных, всероссийских и областных конкурсов по изобразительному искусству. На протяжении многих лет с 2006 года  проходят её персональные выставки в муниципальном историко-краеведческом музее р.п. Нововаршавка, в районном доме культуры р.п. Нововаршавка, в галерее Министерства культуры Омской области, в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Каритас», в Историческом парке «Россия - моя история» «Континент, выставка пленэрных работ преподавателей ДШИ Омской области  в галерее Министерства культуры Омской области, тематические выставки в Доме художника.

     Лариса Михайловна является участницей областных и всероссийских пленэров. Участница международной школы по акварели. Имеет опыт преподавательской деятельности на курсах повышения квалификации для преподавателей школ искусств Омской, Тюменской, Новосибирской областей и областей Северного Казахстана по декоративно-прикладному искусству и акварели. Транслирует свой творческий и педагогический опыт на различных площадках Омской области и Российской Федерации.

        Творческие достижения в художественно – эстетическом воспитании подрастающего поколения, популяризация художественного творчества в Нововаршавском районе, высокий профессионализм Ларисы Михайловны неоднократно были отмечены благодарственными письмами и почетными грамотами  Министерства культуры РФ, Министерства культуры Омской области, Администрации Нововаршавского муниципального района. Лариса Михайловна является Заслуженным деятелем культуры Омской области, обладателем звания «Учитель года» Нововаршавского района, лауреата III степени областного конкурса педагогов дополнительного образования, стипендии результативно работающих педагогов  учреждений дополнительного образования детей Министерства Культуры Омской области, победитель первого этапа регионального   проекта-конкурса  партии «Единая Россия» «Лучшие женщины Омского села» в номинации «Профессиональный успех», включена в Российскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России», победитель регионального этапа Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» в Омской области в 2022 г., участник II тура (окружного этапа) Общероссийского конкурса Министерства культуры Российской Федерации «Лучший преподаватель детской школы искусств» 2022 г.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация