Опубликовано: 05.03.2024 г.
Автор: Шевченко Юрий Алексеевич, преподаватель
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Нововаршавская детская школа искусств»
Омская область, рабочий посёлок Нововаршавка
1. Пояснительная записка
Методические рекомендации по теме «Светотень и передача пространства» разработаны с учетом требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» учебного предмета «Рисунок».
Учебный предмет «Рисунок» - это определённая система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Учебные занятия целесообразно осуществлять в форме мелкогрупповых занятий.
Цель: научить распределять светотень по поверхности простых предметов, выявляя их объём.
Задачи:
Образовательная Познакомить с понятием «светотень» и её градациями. Научить технике передачи объёмной формы при помощи светотени.
Развивающая развивать умение анализировать форму предметов, навыки изобразительной грамоты, наблюдательность, глазомер и двигательные навыки руки.
Воспитательная воспитывать аккуратность при выполнении рисунка карандашом, усидчивость, интерес к рисованию с натуры.
Методы обучения: словестный, наглядно-иллюстративный, практический, эмоциональный
Образовательные технологии: личностно-ориентированные, практико-ориентированные, педагогика сотрудничества
Планируемые результаты:
Формирование навыков передачи объёма предметов простой формы средствами рисунка, навыков владения карандашом, рисование с натуры.
Умение проводить сравнительный анализ светотеневой градации на основных геометрических телах и предметах простой формы, анализировать натуру, производить анализ и самоанализ работ. Развитие умения на основании наблюдения и анализа делать выводы. Умение последовательно вести работу. Умение слушать собеседника, вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Развитие наблюдательности, аналитического мышления, моторики руки, связи глаза и головы, головы и руки. Ориентация на учебное сотрудничество с преподавателем и одноклассниками. Развитие эстетических потребностей.
Оборудование: магнитная доска, мольберты, учебная мебель, софиты, компьютер, проектор, экран
Материалы для обучающихся: бумага, графитные карандаши разной мягкости, ластик, малярный скотч
2. Содержание
При реализации программы «Живопись» содержание учебного предмета «Рисунок» распределено по разделам и темам. Изучению понятия светотени отводится отдельный раздел в первых трёх классах (второе полугодие) «Законы перспективы. Светотень».
Светотенью художники научились пользоваться очень давно. С помощью этого средства в рисунке и живописи передавали форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, ожили в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.
Художники и сейчас используют правила передачи светотени, открытые в средние века. Но работа над их совершенствованием и развитием продолжается.
В произведениях искусства можно увидеть естественное освещение (природное) солнца, луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и других источников света.
Основные виды освещения
В творческой работе важно учитывать положение источника света.
Фронтальное освещение – источник света освещает объект прямо, так как находится над ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.
Контражурное освещение – источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно если на картине изображены деревья, вода или снег. Однако в этих условиях предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.
Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится ее направление обусловлено расположением источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а с удалением она ослабевает.
Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими. Освещение предметов вблизи окна или лампы будет значительно сильнее, чем вдали от них. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Контраст светлого и темного тем больше, чем ближе источник света. Это нужно помнить при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте.
Каждый человек, начавший заниматься рисованием, задается вопросом – как на бумаге передать объем и форму предметов. И в этом вопросе часто заходят в тупик. А между тем, зрительное восприятие формы и объема напрямую зависит от закономерностей такой понятия, как светотень. В принципе, эти закономерности можно проследить, просто наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными искусственным или естественным светом. Особенно четко это видно на предметах простых геометрических форм – шарах, цилиндрах, пирамидах и т.п. для того, чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, нужно хорошо знать эти законы светотени.
Светотень – наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.
Свет является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объема, фактуры объекта и глубины пространства.
Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещен, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещенности.
В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Светотень можно условно разделять на несколько «частей».
Свет от искусственных источников (лампа) и при ярком солнце будет считаться концентрированным. Но свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само. Солнце может светить ярко или скрыться за облака. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, такое освещение называют рассеянным. Такое освещение дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.
Градация света
Блик – самое яркое место на объекте, располагается там, где лучи света падают перпендикулярно к поверхности и отражаются. Интенсивность яркости зависит от материала объекта.
Свет – это зона, находящаяся вокруг блика и принимающая большую часть освещения.
Полутень – это промежуточное состояние между светом и тенью. На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной. На предметах с четкими прямоугольными формами эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами. Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть по-разному. Обычно она нечеткая и переходит плавно в тень.
Собственная тень –самая темная часть объекта, куда не попадает свет.
Рефлекс – отраженный свет в теневой части предмета. Отражается свет от всего, что окружает предмет. Рефлекс светлее тени и темнее света. На краю формы всегда будет такая зона. Рефлекс есть и на стороне объекта, повернутой к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным.
Падающая тень – это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает (плоскость стола). Тень неоднородна и внутри имеет множество градаций. Чем ближе к объекту, тем она темнее, чем дальше – тем светлее. Самое темное место будет местом касания объекта и поверхности, на которую отбрасывается тень. Границы тени немного затемненные. Каким-бы жестким не было освещение из-за наличия атмосферы границы тени будут мягкими, растушеванными.
3. Примечание
Одним из действенных и результативных методов в освоении учебной темы «Светотень» является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, постичь секреты мастерства.
Объяснение новой темы сообразно начинать с демонстрации презентации по теме, показа постановки натюрморта, обсуждения композиционного решения формата и тонального решения предметов. Постановки задач.
В рисунке предмета как такового нет. Его образ складывается из линий и пятен. Художник создаёт подобие реальной формы предметов и подобие пространства.
Линиями в рисунке изображается форма предмета. Тоном в рисунке через свет и тени передаётся объём и внешние признаки предметов. Свет, падая на предмет освещает его не равномерно – одни поверхности освещаются сильно, другие уходят в полутень, третьи оказываются в тени. Все градации светотени рассматриваются с натуры, меняя источник света, обсуждаются, анализируются. Преподаватель через презентацию и мастер-класс демонстрирует рисунок на бумаге.
Шаги
- Трехмерное изображение будет казаться плоским двухмерным без применения светотени.
- Если мы представим, что источник света исходит из левого угла, то сможем визуально сделать объект трехмерным при помощи наложения слоев серого цвета (один темнее другого). Начните с самого светлого серого или белого в тех местах, которые находятся ближе всего к свету. Для создания данного эффекта вы можете использовать различные оттенки карандашей или иных средств для изображения.
- Если слои серого будут смешиваться в точке соприкосновения, тем самым еще больше будет имитироваться объем и целостность предмета.
- Данного эффекта также можно достичь при использовании ручки и чернил с помощью наложения друг на друга пересекающихся линий для имитации слоев светотени от светлого к темному. Такой прием часто используется в иллюстрациях. В процессе печати используются полутона, когда печатаются небольшие точки различных размеров, имитирующие светотень.
- При размытии границ перехода от одного слоя светотени к другому получается трехмерное изображение, похожее на фотографию.
Советы для учащихся
- Работайте медленно, всегда начинайте с самого светлого. Легче потом добавить теней, чем снять их.
- Твердость карандашей (графита) идет от самой твердой к мягкой в следующем порядке: 6Н (6Т), 4Н (4Т), 2Н (2Т), Н (Т), НВ (ТМ), В (М), 2В (2М), 4В (4М), 6В (6М), 8В (8М).
- Не следует размывать границы при помощи пальца. Жир от рук может повредить бумагу. Учитесь делать аккуратные штрихи, накладывая их, меняя наклон. Используйте скрученную папиросную бумагу для растушевки.
- Используйте штриховку – параллельные линии.
- Используйте перекрестную штриховку – перекрестные параллельныелинии.
- Твердо работайте рукой, не прикладывая лишнего давления на бумагу.
Критерии оценок
Ведение практической работы ведётся поэтапно. По результатам выполненной работы выставляются поурочные оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»
Оценка «5» (отлично)
- самостоятельный выбор формата, компоновка в листе
- последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения
- выполнение аккуратной штриховки
- умение самостоятельно находить и исправлять ошибки
Оценка «4» (хорошо)
- некоторая неточность в компоновке
- небольшие недочеты а построении
- незначительные нарушения в последовательности ведения работы
- небольшие недочёты в тональных отношениях
Оценка «3» (удовлетворительно)
- ошибки в компоновке и построении
- неумение самостоятельно вести работу
- ошибки в тональных отношениях
- неаккуратность в рисунке
- Перечень учебно-методического обеспечения
- Учебный кабинет (мастерская),
- Мебель: ростовые стулья, натюрмортные столы, табуреты для ученических принадлежностей
- Мольберты
- Бумага ватман, формат А3
- Карандаши разной мягкости (М-2М, ТМ, НВ, В-6В)
- Зажимы или малярный скотч
- Ластик
- Ноутбук
- Натюрмортный фонд
- Плакаты и схемы «Светотень»
- Софит
- Список литературы:
- Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. – М.: Академия художеств СССР, 1963.
- Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ – М.: Просвещение, 1984.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4ч.Ч.1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1999
- Приложение
Урок «Светотеневые зарисовки предметов» 4 класс II полугодие (дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» учебный предмет «Рисунок», 8-летнее обучение)
https://rutube.ru/video/0e83ea92a0a7a2aa87f124be4461d0d6/
- Сведения об авторе
Шевченко Юрий Алексеевич, 22.03.1961 г.р. преподаватель МБОУ ДО «Нововаршавская ДШИ». Окончил Омский государственный педагогический институт им. А.М.Горького в 1987 году. Педагогический стаж работы 32 года. Имеет первую квалификационную категорию.
Омская область, р.п.Нововаршавка, ул.Есенина, д.14, кв.18
тел. 89514012131
Юрий Алексеевич творческий человек. Работает в разных техниках и материалах. Выполняет работы в живописи маслом, в графике акварелью, пишет иконы маслом и делает мозаику для Храма, работает в жанре скульптура, а также является гончаром со стажем и выполняет авторские керамические изделия.
Участвует в различных конкурсах и фестивалях:
- Международный конкурс искусства и творчества «Горизонты», 2021 Санкт-Петербург, лауреат 2 степени
- III Международный творческий конкурс по пространственно-изобразительному искусству «Sculptura», 2021, Санкт-Петербург, Лауреат I степени
- XI Областной конкурс-выставка творческих работ «Арт-Перекресток», 2022, Омск, участник
- Международный фестиваль-конкурс «Призвание», 2022, Санкт-Петербург, Лауреат 2 степени
- Международный фестиваль-конкурс искусств «Симфония творчества», 2022 Санкт-Петербург, лауреат 1 степени
- III Международный творческий конкурс «Цветы в живописи», 2022 Санкт-Петербург, лауреат 1 степени
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагогический триумф», 2023 Москва, диплом 1 степени
Юрий Алексеевич участник Всероссийского пленэра и искусствоведческой практики г. Ярославль, Всероссийского пленэра «Арт-Чусовая» в Свердловской области и областных пленэров для преподавателей школ искусств и художественных школ. Участник и дипломант ежегодного областного конкурса для преподавателей школ искусств Омской области «Сокровенное».
Учащиеся становятся дипломантами и лауреатами конкурсов различного уровня. Выпускники удачно поступают в высшие и средние специальные учреждения художественной направленности.
Юрий Алексеевич активно участвует в методической работе школы искусств, проводит мастер-классы для преподавателей и жителей поселка, участвует в ярмарках, проектах, направленных на сохранение народных традиций. Ведет исследовательскую и проектную деятельность. Написан проект «Гончарная мастерская». Разработана программа по гончарному ремеслу. С мастер-классом по гончарному мастерству участвовал в III Международном Фестивале народной культуры «Русское диво» в 2022 году (Москва), стал дипломантом. Принимал участие как мастер по керамике в Фестивале Сибирской культуры «Слетье» в р.п.Большеречье Омской области в 2022 и 2023 годах.
Принимает участие в творческих выставках в Нововаршавском историко-краеведческом музее: «Времена года», «Мастера земли Нововаршавской», «Времена года», «Натюрморт», «Нововаршавский вернисаж».