0+



 

Опубликовано: 05.03.2024 г.

Автор: Шевченко Юрий Алексеевич, преподаватель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Нововаршавская детская школа искусств»
Омская область, рабочий посёлок Нововаршавка

 

1. Пояснительная записка

Методические рекомендации по теме «Светотень и передача пространства» разработаны с учетом требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» учебного предмета «Рисунок».

Учебный предмет «Рисунок» - это определённая система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

Учебные занятия целесообразно осуществлять в форме мелкогрупповых занятий.

Цель: научить распределять светотень по поверхности простых предметов, выявляя их объём.

Задачи:

Образовательная Познакомить с понятием «светотень» и её градациями. Научить технике передачи объёмной формы при помощи светотени.

Развивающая развивать умение анализировать форму предметов, навыки изобразительной грамоты, наблюдательность, глазомер и двигательные навыки руки.

Воспитательная воспитывать аккуратность при выполнении рисунка карандашом, усидчивость, интерес к рисованию с натуры.

Методы обучения: словестный, наглядно-иллюстративный, практический, эмоциональный

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, практико-ориентированные, педагогика сотрудничества

Планируемые результаты:

Формирование навыков передачи объёма предметов простой формы средствами рисунка, навыков владения карандашом, рисование с натуры.

Умение проводить сравнительный анализ светотеневой градации на основных геометрических телах и предметах простой формы, анализировать натуру, производить анализ и самоанализ работ. Развитие умения на основании наблюдения и анализа делать выводы. Умение последовательно вести работу. Умение слушать собеседника, вести диалог, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Развитие наблюдательности, аналитического мышления, моторики руки, связи глаза и головы, головы и руки. Ориентация на учебное сотрудничество с преподавателем и одноклассниками. Развитие эстетических потребностей.

Оборудование: магнитная доска, мольберты, учебная мебель, софиты, компьютер, проектор, экран

Материалы для обучающихся: бумага, графитные карандаши разной мягкости, ластик, малярный скотч

 

2. Содержание

При реализации программы «Живопись» содержание учебного предмета «Рисунок» распределено по разделам и темам. Изучению понятия светотени отводится отдельный раздел в первых трёх классах (второе полугодие) «Законы перспективы. Светотень».

Светотенью художники научились пользоваться очень давно. С помощью этого средства в рисунке и живописи передавали форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, ожили в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

                     2024 03 05 22 05 32   2024 03 05 22 05 53

                                                                                                   

     Художники и сейчас используют правила передачи светотени, открытые в средние века. Но работа над их совершенствованием и развитием продолжается.

     В произведениях искусства можно увидеть естественное освещение (природное) солнца, луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и других источников света.

Основные виды освещения

     В творческой работе важно учитывать положение источника света.

     Фронтальное освещение – источник света освещает объект прямо, так как находится над ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

     Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

             2024 03 05 22 06 18

Контражурное освещение – источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно если на картине изображены деревья, вода или снег. Однако в этих условиях предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.

     Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится ее направление обусловлено расположением источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а с удалением она ослабевает.

                                               02369

     Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими. Освещение предметов вблизи окна или лампы будет значительно сильнее, чем вдали от них. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Контраст светлого и темного тем больше, чем ближе источник света. Это нужно помнить при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. 

     Каждый человек, начавший заниматься рисованием, задается вопросом – как на бумаге передать объем и форму предметов. И в этом вопросе часто заходят в тупик. А между тем, зрительное восприятие формы и объема напрямую зависит от закономерностей такой понятия, как светотень. В принципе, эти закономерности можно проследить, просто наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными искусственным или естественным светом. Особенно четко это видно на предметах простых геометрических форм – шарах, цилиндрах, пирамидах и т.п. для того, чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, нужно хорошо знать эти законы светотени.

                2024 03 05 22 07 10

     Светотень – наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.

      2024 03 05 22 07 27

     Свет является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объема, фактуры объекта и глубины пространства.

     Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещен, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещенности.

     В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Светотень можно условно разделять на несколько «частей».

          2024 03 05 22 07 47

                          

      Свет от искусственных источников (лампа) и при ярком солнце будет считаться концентрированным. Но свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само. Солнце может светить ярко или скрыться за облака. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, такое освещение называют рассеянным. Такое освещение дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

2024 03 05 22 08 08

Градация света

    Блик – самое яркое место на объекте, располагается там, где лучи света падают перпендикулярно к поверхности и отражаются. Интенсивность яркости зависит от материала объекта.

Свет – это зона, находящаяся вокруг блика и принимающая большую часть освещения.

Полутень – это промежуточное состояние между светом и тенью. На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной. На предметах с четкими прямоугольными формами эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами. Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть по-разному. Обычно она нечеткая и переходит плавно в тень.

Собственная тень –самая темная часть объекта, куда не попадает свет.

Рефлекс – отраженный свет в теневой части предмета. Отражается свет от всего, что окружает предмет. Рефлекс светлее тени и темнее света. На краю формы всегда будет такая зона. Рефлекс есть и на стороне объекта, повернутой к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным.

Падающая тень – это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает (плоскость стола). Тень неоднородна и внутри имеет множество градаций. Чем ближе к объекту, тем она темнее, чем дальше – тем светлее. Самое темное место будет местом касания объекта и поверхности, на которую отбрасывается тень. Границы тени немного затемненные. Каким-бы жестким не было освещение из-за наличия атмосферы границы тени будут мягкими, растушеванными.

2024 03 05 22 08 24

3. Примечание

Одним из действенных и результативных методов в освоении учебной темы «Светотень» является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, постичь секреты мастерства.

Объяснение новой темы сообразно начинать с демонстрации презентации по теме, показа постановки натюрморта, обсуждения композиционного решения формата и тонального решения предметов. Постановки задач.

В рисунке предмета как такового нет. Его образ складывается из линий и пятен. Художник создаёт подобие реальной формы предметов и подобие пространства.

Линиями в рисунке изображается форма предмета. Тоном в рисунке через свет и тени передаётся объём и внешние признаки предметов. Свет, падая на предмет освещает его не равномерно – одни поверхности освещаются сильно, другие уходят в полутень, третьи оказываются в тени. Все градации светотени рассматриваются с натуры, меняя источник света, обсуждаются, анализируются. Преподаватель через презентацию и мастер-класс демонстрирует рисунок на бумаге.

Шаги

  1. Трехмерное изображение будет казаться плоским двухмерным без применения светотени.
  2. Если мы представим, что источник света исходит из левого угла, то сможем визуально сделать объект трехмерным при помощи наложения слоев серого цвета (один темнее другого). Начните с самого светлого серого или белого в тех местах, которые находятся ближе всего к свету. Для создания данного эффекта вы можете использовать различные оттенки карандашей или иных средств для изображения.
  3. Если слои серого будут смешиваться в точке соприкосновения, тем самым еще больше будет имитироваться объем и целостность предмета.
  4. Данного эффекта также можно достичь при использовании ручки и чернил с помощью наложения друг на друга пересекающихся линий для имитации слоев светотени от светлого к темному. Такой прием часто используется в иллюстрациях. В процессе печати используются полутона, когда печатаются небольшие точки различных размеров, имитирующие светотень.
  5. При размытии границ перехода от одного слоя светотени к другому получается трехмерное изображение, похожее на фотографию.

Советы для учащихся

  • Работайте медленно, всегда начинайте с самого светлого. Легче потом добавить теней, чем снять их.
  • Твердость карандашей (графита) идет от самой твердой к мягкой в следующем порядке: 6Н (6Т), 4Н (4Т), 2Н (2Т), Н (Т), НВ (ТМ), В (М), 2В (2М), 4В (4М), 6В (6М), 8В (8М).
  • Не следует размывать границы при помощи пальца. Жир от рук может повредить бумагу. Учитесь делать аккуратные штрихи, накладывая их, меняя наклон. Используйте скрученную папиросную бумагу для растушевки.
  • Используйте штриховку – параллельные линии.
  • Используйте перекрестную штриховку – перекрестные параллельныелинии.
  • Твердо работайте рукой, не прикладывая лишнего давления на бумагу.

Критерии оценок

 Ведение практической работы ведётся поэтапно. По результатам выполненной работы выставляются поурочные оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»

Оценка «5» (отлично)

- самостоятельный выбор формата, компоновка в листе

- последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения

- выполнение аккуратной штриховки

- умение самостоятельно находить и исправлять ошибки

Оценка «4» (хорошо)

- некоторая неточность в компоновке

- небольшие недочеты а построении

- незначительные нарушения в последовательности ведения работы

- небольшие недочёты в тональных отношениях

Оценка «3» (удовлетворительно)

- ошибки в компоновке и построении

- неумение самостоятельно вести работу

- ошибки в тональных отношениях

- неаккуратность в рисунке

 

  1. Перечень учебно-методического обеспечения 
  1. Учебный кабинет (мастерская),
  2. Мебель: ростовые стулья, натюрмортные столы, табуреты для ученических принадлежностей
  3. Мольберты
  4. Бумага ватман, формат А3
  5. Карандаши разной мягкости (М-2М, ТМ, НВ, В-6В)
  6. Зажимы или малярный скотч
  7. Ластик
  8. Ноутбук
  9. Натюрмортный фонд
  10. Плакаты и схемы «Светотень»
  11. Софит

 

  1. Список литературы:
  2. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. – М.: Академия художеств СССР, 1963.
  3. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ – М.: Просвещение, 1984.
  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4ч.Ч.1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1999
  1. Приложение

Урок «Светотеневые зарисовки предметов» 4 класс II полугодие (дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» учебный предмет «Рисунок», 8-летнее обучение)

https://rutube.ru/video/0e83ea92a0a7a2aa87f124be4461d0d6/

  1. Сведения об авторе

     Шевченко Юрий Алексеевич, 22.03.1961 г.р. преподаватель МБОУ ДО «Нововаршавская ДШИ». Окончил Омский государственный педагогический институт им. А.М.Горького в 1987 году. Педагогический стаж работы 32 года. Имеет первую квалификационную категорию.

Омская область, р.п.Нововаршавка, ул.Есенина, д.14, кв.18
тел. 89514012131

      Юрий Алексеевич творческий человек. Работает в разных техниках и материалах. Выполняет работы в живописи маслом, в графике акварелью, пишет иконы маслом и делает мозаику для Храма, работает в жанре скульптура, а также является гончаром со стажем  и выполняет авторские керамические изделия.

     Участвует в различных конкурсах и фестивалях:

  • Международный конкурс искусства и  творчества «Горизонты», 2021 Санкт-Петербург, лауреат 2 степени
  • III Международный творческий конкурс по пространственно-изобразительному искусству «Sculptura», 2021, Санкт-Петербург, Лауреат I степени
  • XI Областной конкурс-выставка творческих работ «Арт-Перекресток», 2022, Омск, участник
  • Международный фестиваль-конкурс «Призвание», 2022, Санкт-Петербург, Лауреат 2 степени
  • Международный фестиваль-конкурс искусств «Симфония творчества», 2022 Санкт-Петербург, лауреат 1 степени
  • III Международный творческий конкурс «Цветы в живописи», 2022 Санкт-Петербург, лауреат 1 степени
  • Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагогический триумф», 2023 Москва, диплом 1 степени

     Юрий Алексеевич участник Всероссийского пленэра и искусствоведческой практики г. Ярославль, Всероссийского пленэра «Арт-Чусовая» в Свердловской области  и областных пленэров для преподавателей школ искусств и художественных школ. Участник и дипломант ежегодного областного конкурса для преподавателей школ искусств Омской области «Сокровенное».

      Учащиеся становятся дипломантами и лауреатами конкурсов различного уровня. Выпускники удачно поступают в высшие и средние специальные учреждения художественной направленности.

     Юрий Алексеевич активно участвует в методической работе школы искусств, проводит мастер-классы для преподавателей и жителей поселка, участвует в ярмарках, проектах, направленных на сохранение народных традиций. Ведет исследовательскую и проектную деятельность. Написан проект «Гончарная мастерская». Разработана программа по гончарному ремеслу. С мастер-классом по гончарному мастерству участвовал в III Международном Фестивале народной культуры «Русское диво» в 2022 году (Москва), стал дипломантом. Принимал участие как мастер по керамике в Фестивале Сибирской культуры «Слетье» в р.п.Большеречье Омской области в 2022 и 2023 годах.

       Принимает участие в творческих выставках в Нововаршавском историко-краеведческом музее: «Времена года», «Мастера земли Нововаршавской», «Времена года», «Натюрморт», «Нововаршавский вернисаж».

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация