Опубликовано: 23.04.2024 г.
Автор: Логинов Артём Дмитриевич
Педагог дополнительного образования
г. Омск
Определение эстрады как искусства, объединяющего различные жанры: «Эстрада - это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Ее специфика заключается в легкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах; это искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя...
Важнейшей частью эстрадного искусства является эстрадная музыка - вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее развитие данный вид музыки получил в ХХ веке. Эстрадная песня - самостоятельный жанр современной популярно-массовой культуры, отличающийся лирической природой, особой эстрадной манерой пения и особым сценическим поведением исполнителя на сцене.
Музыкально-выразительная основа современной эстрадной песни включает в себя манеру исполнения, содержание поэтического текста, актерское мастерство, выразительные жесты, мимику, интонацию, несложные гармонизацию и оркестровку, насыщенную мелодическую основу и аранжировку. Отмечается также экспрессивность, красочность сценического воплощения; более простое, по сравнению с академическим искусством, содержание и эмоциональный строй произведений
Специфика эстрадных вокальных композиций связана, прежде всего, с особенностями музыкального языка - синкопированным ритмом на фоне четкой метрической пульсации, вокальной импровизацией, гармонией с преобладанием септаккордов.
Музыкальный язык эстрадной музыки усложняется в процессе развития ее различных стилевых направлений. Поэтому наиболее простыми, с точки зрения вокальной техники, считаются более ранние композиции (народный блюз), более сложными - более поздние: джаз, свинг, би-боп, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, биг-бит и др.
С вокальной точки зрения эстрадно-джазовая музыка объединяет в себе элементы академического и народного пения, мелодекламации и декламации, а также приемы инструментального джаза. Так, если характерной чертой народного вокального исполнительства является «открытость» звукоформирования, а в академической музыке, напротив, звук прикрытый, округлый, то в эстрадно-джазовом вокале применяется полуприкрытая манера, объединяющая черты и народной, и академической манеры.
Одной из основных характеристик эталонного звучания считается «близкий звук», то есть звук, опираемый в вершину твёрдого неба. При близком пении аппарат так акустически устроен, что звук не застревает в глоточно-затылочной части. Эталонному звуку присуща полётность, позволяющая свободно резонировать в пространстве. В этом случае акустическая среда, окружающая исполнителя, является естественным продолжением акустики внутри певческого аппарата; как следствие - звук льется легко, не задерживаясь внутри аппарата. Несмотря на звонкость и полётность, эталонный звук насыщен низкими грудными частотами, при этом используется предельно большой диапазон высоких и низких частот .
Как правило, «эталонное звучание» в эстрадном пении близко к разговорной речи. Звучание разговорной речи акустически наиболее естественно с точки зрения анатомии и физиологии человека, так как выверено самой природой в процессе эволюции человека. При пении эталонным звуком и при разговорной речи наблюдается сходство формы певческого аппарата, с той лишь разницей, что при пении увеличивается объём надгортанных полостей аппарата. Звук, близкий к разговорной речи, позволяет добиваться тончайшей эмоциональности исполнения.
Эталонный звук изобилует множеством характерных приемов и красок: раздувание и затихание звука, резкие изменения тембральной окраски звука, переходы от грудного к микстовому и фальцетному звучаниям (иногда эти переходы бывают очень резкими), использование разного рода эффектов.
Одной из важных составляющих вокальной работы является развитие метроритмического чувства учеников, а именно знакомство с триольностью, характерной для эстрадно-джазовой музыки. Для этого разучиваются специальные упражнения, направленные на приобретение ощущения специфического ритма.
В силу того, что эстрадная музыка объединяет в себе целый спектр разнообразных стилей, направлений и жанров, одной из основных проблем подготовки эстрадного певца является выбор учебного репертуара, его стоит осуществлять на основе следующих принципов: художественной ценности и эстетической значимости музыкальных произведений; доступности для исполнения; педагогической целесообразности; тематического, жанрового и стилевого разнообразия.