Опубликовано: 05.05.2024 г.
Автор: Хазиева Гузель Ахнафовна, музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №31»
город Асбест Свердловская область
Вид проекта: познавательный, музыкально- творческий. Направлен на организацию оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников.
Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2022г. по 31 мая 2023г.
Участники проекта:
- дети дошкольного возраста,
- музыкальный руководитель,
- воспитатели,
- родители.
Образовательные области:
- «Художественно – эстетическое развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
Целевая группа: дети 6-7 лет.
Масштаб проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается.
Музыкально-ритмический и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
Детские танцы - это изучение основных средств выразительности движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Актуальность нашего проекта заключается в том, что на сегодняшний день родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, был здоровым, счастливым, умным, добрым и успешным.
Постановка проблемы
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Цель: создать условия для формирования основ здорового образа жизни через приобщение к танцевальному искусству.
Для успешного достижения намеченной цели предполагается решение следующих задач:
- способствовать развитию творческих способностей дошкольников через танцевальную и музыкально – ритмическую деятельность;
- способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья
- воспитывать готовность к творческому проявлению и художественному вкусу;
- формировать дисциплинированность, выдержку.
Новизна проекта заключается в воспитании и развитии здорового человека, являющаяся важнейшей составной частью целостного процесса всестороннего формирования личности.
Танец – это радость, свобода. В танце можно выразить свои чувства, своё настроение. Танец – это огромная энергия, которая питает каждую клеточку тела. Танец – это движение, а движение - это жизнь.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационно-подготовительный
- изучение ситуации, изучение литературы
- знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании
- разработка проекта, знакомство с проектом
- накопление методического материала
- составление плана проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
- составление примерных схем музыкальных занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.
- подготовка развивающей среды
II этап – основной
- создание методических разработок для реализации проекта
-музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
- развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей
-консультации для педагогов и родителей.
III этап – заключительный
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий
Предполагаемые результаты:
1.заинтересовать танцевальной деятельностью;
2.самостоятельно организовывать исполнения танца;
3.использовать в танцевальной деятельности различные виды танца;
- развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности;
5.улучшение общего состояния здоровья детей;
6.повышение самооценки, уверенности в себе.
Работа с родителями:
1.Консультации для родителей по темам:
- «Что даёт ребёнку хореография?»
- «Танцевать – это полезно!»
- "Танцуйте с детьми!"»
- «Музыка и танец как средство оздоровления детей»
- Хореография- искусство, любимое детьми!
- «Значение ритмики»
2.Представить результаты оздоровительной работы с детьми на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.
Перспективное планирование по проекту:
«Танцевальная карусель»
Период |
Вид деятельности и содержание программы |
Репертуар |
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
|
Положения и движения ног в танце: топающий шаг, притопы, пружинка, Галоп. Подскоки. Положение рук на поясе, вперед, вверх, вниз.
Позиции рук в танце: положение на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок; хлопки в ладоши – двойные, тройные; руки перед грудью – «полочка»; «приглашение»; перевод рук из одного положения в другое. Хлопки, притопы в паре, кружение в паре. Выпады.Знакомство с музыкальным материалом танцевальной композиции.
Сочетание движений рук и ног. Бег вокруг себя, шаг «захлест», «ковырялочка» с притопом; скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»; - скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики); - взмахи платочком (девочки).
Движения ног: - поклон в русском характере; - кадрильный шаг с каблука; - шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу); - пружинящий шаг; - «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук); - ковырялочка с подскоком; - подготовка к «веревочке»; - «веревочка»; - присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью «полочка»); - присядка по 6 поз. с выносом ноги вперед на всю стопу; - присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук; -одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени. Движения в паре: - соскок на две ноги лицом друг к другу.
Положения и движения рук: «свеча» перевод рук из одного положения в другое. Положения и движения ног: - позиции ног; - шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад; - шаги с вытянутого носка; - удар носочком в пол.
Движения в паре: легкое покачивание лицом друг к другу в правую сторону. Положения рук в паре: - (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика; - основная позиция; - «корзиночка».
Упражнения на ориентировку в пространстве: - положение прямо - свободное размещение по залу, пары. Положения и движения рук: перевод рук из одного положения в другое. Положения и движения ног: - позиции ног; - шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад; - танцевальный шаг назад; - шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад).
Движения ног: шаг на носочках, поворот в паре, легкий бег на носках по кругу по парам лицом и спиной вперед, подскоки, прыжки по первой прямой позиции, переменный шаг. Бег по кругу со сменой направления, перестроения в 2 линии, в круг. Упражнение «Хоровод».Перестроение из одной колонны в две по выбранным водящим.
Танцевальные упражнения: три шага вперед, постепенно раскрывая руки в стороны; три шага назад, руки через вторую позицию на пояс («закрыть») шаг, поворот, остановка; покачивания; шаг накрест, подвороты под рукой партнера. |
Танцевальное упражнение: «Хлопки-притопы». «Танец с колосками»
Танец «Это Осень к нам пришла» Игра «Озорной дождик»
Танец – игра «найди себе пару» Танец «В просторном светлом зале» Упражнения на ориентировку в пространстве: - «воротца»; - «карусель». Танец: «Зима-красавица» Танец: «Новогодний серпантин» Игра- разминка «Елочки пенечки»» Танцевальное упражнение: «цапля» - ходьба с высоким подниманием колена; «орлы» - повороты головы.
Игра «Ледяные фигуры»
Маршировка (шаг с носка, на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги в стороны, вперед, назад. Перестроения – круг, из большого в маленький круг и обратно, в колонны по 2, 4). «Солдатская пляска»
«Танец с цветами» под муз. «Как люблю тебя я мама» Танец: «Весеннее настроение» Танцевальные упражнения: «Боковой галоп и поскоки» Игра «Ручеек-журчалочка» Хороводный танец: «Травушка-муравушка»
Танец с малышами
Выпускной вальс
Танец с хлопками |
В проекте использовались программы и методические пособия по музыкальному воспитанию:
- «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева
- «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной
- «Праздник каждый день» И.Каплуновой
- А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. Под редакцией А. Д. Кошелевой Эмоциональное развитие дошкольника. Москва, Просвещение, 1985 г.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика:(Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).- 2-е издание., испр. и доп. – Спб: ЛОИРО, 2000 г.
- В. Г. Горшкова Учимся танцевать. Путь к творчеству Москва 1993 г.
4. В. Н. Шацкая Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества Москва, 1975 г. - Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работ-ников дошкольных образовательных учреждений. Москва, АРКТИ, 2000 г.
- О. А. Куревина Синтез искусств в эстетическом воспитании детейдошкольного и школьного возраста. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2003 г.
- О. П. Радынова Музыкальные шедевры Москва, Гном-ПРЕСС, 1999 г.
- О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили Музыкальное воспитание дошкольников Москва, Просвещение, 1994 г.
- Программа «Детство» Детство с музыкой А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская Санкт-Петербург Детство-ПРЕСС, 2010 г.
- С. Д. Руднева, Э. М. Фиш Ритмика. Музыкальное движение. Москва, 1972 г.