0+



 

Опубликовано: 04.06.2024 г.

Автор: Борисова Лариса Геннадьевна, учитель биологии и химии
МБОУ «СОШ № 22» г.Курган

 

   Итоговая аттестация в 9 классе – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

  Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

   Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому моя позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

   Биология - предмет необязательный для  итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. В сентябре выявляю учащихся 9-ого класса, выбравших биологию для ГИА. Далее составляю примерный тематический план повторения учебного материала. Провожу групповые занятия 1-2 раза в неделю во внеурочное время, заранее согласованное с администрацией.

    У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

-информационная работа;

-содержательная (предметная) подготовка

-психологическая подготовка

   Содержание информационной работы в процессе подготовки к ОГЭ с учащимися:

-инструктаж учащихся

-информирование  o порядке проведения и подготовки к экзамену;

-информирование об основных требованиях, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной и средней школы;

-информирование   о необходимых материалах для занятий

-информирование учащихся  о сроках, формах (тесты, практические задания) и содержании контроля (периодичность, тематика);

-оформление информационного стенда «Готовимся к экзамену»

    Содержание информационной работы с родителями учащихся:

-родительские собрания

- индивидуальное консультирование родителей учителем-предметником

    Содержательная (предметная) подготовка

Необходимо  начинать подготовку к итоговой аттестации уже с 5 класса, когда изучаются темы, вошедшие в кодификатор, и целенаправленную подготовку с 8 класса, когда закладывается технология выполнения заданий разделов ОГЭ.

    Разработать  индивидуальные планы подготовки учащихся к ОГЭ, и согласовать их с учениками и их родителями.  

    На уроках биологии и во внеурочное время необходимо уделять внимание:

работе с терминами и основными  понятиями, что позволит сформировать крепкую теоретическую базу знаний,  необходимую для выполнения заданий первой части ОГЭ. Создается словарь Терминов. Для усвоения терминов можно использовать терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов.

   Например, задание, в котором необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, начинаю использовать с 5 класса. Но так как у учащихся еще не до конца сформированы общеучебные умения, составляю тексты, используя параграф учебника, в старших классах применяю тексты КИМов. Использую данное задание как на этапе повторения, так и на этапе контроля.

  Отрабатывая знания терминов и понятий, составляю биологические диктанты, которые использую также на разных этапах урока. Эта форма проверки знаний стимулирует учащихся тщательно усваивать биологичеcкую cимволику, терминологию, устанавливать соответствия, сопоставлять факты и явления, биологические процессы. Причем данный вид работы может быть использован не только на этапе актуализации знаний, но и в виде рефлексии на протяжении урока.

  Когда ученики усвоят механизм выполнения таких заданий, перехожу к более сложным, направленным на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений и объединенных одной темой. Технология выполнения таких заданий подразумевает два этапа. На первом этапе находятся и указываются ошибки. Для этого достаточно привести три числа из шести. На втором этапе необходимо сформулировать неверные утверждения правильно. В случае, когда все ошибки найдены, указаны и исправлены, можно говорить о полностью выполненном задании.

  В 6 классе начинаю использовать задание «Установи соответствие», так как результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим и на установление последовательности процессов или явлений. Учу выполнять подобные задания следующим образом: сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений, а остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по различным критериям: внешнее или внутреннее строение, процесс, явление, понятие, термин, факт. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы. При работе с такими заданиями помогает упражнение «Зебра». Различные явления рассматриваются в нем с двух позиций, например: «польза–вред», «аргумент-контаргумент» Хищник–жертва», «Паразит–хозяин» и т.д. Противоположные факторы можно выбирать и составлять произвольно, в зависимости от темы. Упражнение помогает развить критическое мышление, увидеть неожиданные стороны знакомых предметов и явлений. «Зебра» - это один из вариантов дискуссий. Учащиеся разбиваются на две группы: «Белая» и «Черная» полоса. «Белая» полоса составляют положительные стороны каждого предмета обсуждения, а «Черная» - списки его отрицательных сторон. На занятии представитель «Белой» полосы зачитывает свое утверждение, а представитель «Черной» полосы – должен найти в своем списке контраргумент к нему.

  Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

  С 8 класса больше времени отвожу рисункам с более сложными заданиями. Такие задания первоначально выполняются на уроке на этапе закрепления в  режиме диалога, с опорой на уже полученные в ходе данного занятия знания и предварительную работу с таблицами, рисунками учебника. Затем подобные задания включаю в домашнюю работу. Когда большинство учащихся класса освоят их, то использую и для контроля знаний.     

  Эффективна технология проблемного обучения, когда в начале урока озвучивается проблемный вопрос, который необходимо решить. Проблему можно решать по-разному, но особенно ценно, когда учащиеся работают с информацией самостоятельно. Здесь особенно удачно применение кейс-технологии.

  Кейс-технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему, способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Ученикам предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Применение кейс-технологии в обучении позволяет преподавателю реализовать проблемное обучение.

   Как помочь детям эффективно усвоить информацию во время урока? Один из беспроигрышных приемов - дать заполнять по ходу урока рабочий лист. Большой объем информации можно «свернуть» и представить в виде опоры. Опора в технологии В.Ф.Шаталова понимается как ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности обучающегося. Самое важное останется в виде заполненных таблиц, подписанных рисунков. Предлагаю небольшой рабочий лист по лишайникам. Его можно использовать на уроке, а также для повторения материала к ОГЭ по биологии.

   Уже с 7 класса применяю все формы заданий, которые встречаются в КИМах на ГИА в 9 классе. Тематические контрольные работы разрабатываю с учетом структуры КИМ.

   На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую задания из открытого банка заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии, размещенного на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/ и на образовательном портале для подготовки к экзаменам http://bio.reshuege.ru/. Также использую электронные тренажеры, тесты по решению заданий первой части и презентации по решению заданий второй части.

    Для эффективной подготовки школьников к  ОГЭ необходимо использовать различные виды контроля.

    В старших классах я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания), и чаще всего семинары проходят в форме дискуссии,  на которых развивается речь детей. 

 

  Психологический настрой обучающихся:

 Основной государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

  • сомнение в полноте и прочности знаний;
  • сомнение в собственных способностях;
  • неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
  • быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

 

Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестов  ГИА

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

     Я создала памятки для учащихся, сдающих ОГЭ по биологии.

Вопросы подготовки к ГИА решаемы, если деятельность учителя будет базироваться на принципах:

- системности (подготовка ведется последовательно по различным направлениям - предметно, информационно, психологически);

 - гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ГИА, индивидуальный подход к каждому учащемуся).

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация