Опубликовано: 04.06.2024 г.
Автор: Борисова Лариса Геннадьевна, учитель биологии и химии
МБОУ «СОШ № 22» г.Курган
Итоговая аттестация в 9 классе – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому моя позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
Биология - предмет необязательный для итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. В сентябре выявляю учащихся 9-ого класса, выбравших биологию для ГИА. Далее составляю примерный тематический план повторения учебного материала. Провожу групповые занятия 1-2 раза в неделю во внеурочное время, заранее согласованное с администрацией.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:
-информационная работа;
-содержательная (предметная) подготовка
-психологическая подготовка
Содержание информационной работы в процессе подготовки к ОГЭ с учащимися:
-инструктаж учащихся
-информирование o порядке проведения и подготовки к экзамену;
-информирование об основных требованиях, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной и средней школы;
-информирование о необходимых материалах для занятий
-информирование учащихся о сроках, формах (тесты, практические задания) и содержании контроля (периодичность, тематика);
-оформление информационного стенда «Готовимся к экзамену»
Содержание информационной работы с родителями учащихся:
-родительские собрания
- индивидуальное консультирование родителей учителем-предметником
Содержательная (предметная) подготовка
Необходимо начинать подготовку к итоговой аттестации уже с 5 класса, когда изучаются темы, вошедшие в кодификатор, и целенаправленную подготовку с 8 класса, когда закладывается технология выполнения заданий разделов ОГЭ.
Разработать индивидуальные планы подготовки учащихся к ОГЭ, и согласовать их с учениками и их родителями.
На уроках биологии и во внеурочное время необходимо уделять внимание:
работе с терминами и основными понятиями, что позволит сформировать крепкую теоретическую базу знаний, необходимую для выполнения заданий первой части ОГЭ. Создается словарь Терминов. Для усвоения терминов можно использовать терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов.
Например, задание, в котором необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, начинаю использовать с 5 класса. Но так как у учащихся еще не до конца сформированы общеучебные умения, составляю тексты, используя параграф учебника, в старших классах применяю тексты КИМов. Использую данное задание как на этапе повторения, так и на этапе контроля.
Отрабатывая знания терминов и понятий, составляю биологические диктанты, которые использую также на разных этапах урока. Эта форма проверки знаний стимулирует учащихся тщательно усваивать биологичеcкую cимволику, терминологию, устанавливать соответствия, сопоставлять факты и явления, биологические процессы. Причем данный вид работы может быть использован не только на этапе актуализации знаний, но и в виде рефлексии на протяжении урока.
Когда ученики усвоят механизм выполнения таких заданий, перехожу к более сложным, направленным на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений и объединенных одной темой. Технология выполнения таких заданий подразумевает два этапа. На первом этапе находятся и указываются ошибки. Для этого достаточно привести три числа из шести. На втором этапе необходимо сформулировать неверные утверждения правильно. В случае, когда все ошибки найдены, указаны и исправлены, можно говорить о полностью выполненном задании.
В 6 классе начинаю использовать задание «Установи соответствие», так как результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим и на установление последовательности процессов или явлений. Учу выполнять подобные задания следующим образом: сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений, а остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по различным критериям: внешнее или внутреннее строение, процесс, явление, понятие, термин, факт. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы. При работе с такими заданиями помогает упражнение «Зебра». Различные явления рассматриваются в нем с двух позиций, например: «польза–вред», «аргумент-контаргумент» Хищник–жертва», «Паразит–хозяин» и т.д. Противоположные факторы можно выбирать и составлять произвольно, в зависимости от темы. Упражнение помогает развить критическое мышление, увидеть неожиданные стороны знакомых предметов и явлений. «Зебра» - это один из вариантов дискуссий. Учащиеся разбиваются на две группы: «Белая» и «Черная» полоса. «Белая» полоса составляют положительные стороны каждого предмета обсуждения, а «Черная» - списки его отрицательных сторон. На занятии представитель «Белой» полосы зачитывает свое утверждение, а представитель «Черной» полосы – должен найти в своем списке контраргумент к нему.
Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.
С 8 класса больше времени отвожу рисункам с более сложными заданиями. Такие задания первоначально выполняются на уроке на этапе закрепления в режиме диалога, с опорой на уже полученные в ходе данного занятия знания и предварительную работу с таблицами, рисунками учебника. Затем подобные задания включаю в домашнюю работу. Когда большинство учащихся класса освоят их, то использую и для контроля знаний.
Эффективна технология проблемного обучения, когда в начале урока озвучивается проблемный вопрос, который необходимо решить. Проблему можно решать по-разному, но особенно ценно, когда учащиеся работают с информацией самостоятельно. Здесь особенно удачно применение кейс-технологии.
Кейс-технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему, способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Ученикам предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Применение кейс-технологии в обучении позволяет преподавателю реализовать проблемное обучение.
Как помочь детям эффективно усвоить информацию во время урока? Один из беспроигрышных приемов - дать заполнять по ходу урока рабочий лист. Большой объем информации можно «свернуть» и представить в виде опоры. Опора в технологии В.Ф.Шаталова понимается как ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности обучающегося. Самое важное останется в виде заполненных таблиц, подписанных рисунков. Предлагаю небольшой рабочий лист по лишайникам. Его можно использовать на уроке, а также для повторения материала к ОГЭ по биологии.
Уже с 7 класса применяю все формы заданий, которые встречаются в КИМах на ГИА в 9 классе. Тематические контрольные работы разрабатываю с учетом структуры КИМ.
На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую задания из открытого банка заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии, размещенного на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/ и на образовательном портале для подготовки к экзаменам http://bio.reshuege.ru/. Также использую электронные тренажеры, тесты по решению заданий первой части и презентации по решению заданий второй части.
Для эффективной подготовки школьников к ОГЭ необходимо использовать различные виды контроля.
В старших классах я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания), и чаще всего семинары проходят в форме дискуссии, на которых развивается речь детей.
Психологический настрой обучающихся:
Основной государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях;
- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестов ГИА
- Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
- Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
- Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
- Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
- Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
- Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
- Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Я создала памятки для учащихся, сдающих ОГЭ по биологии.
Вопросы подготовки к ГИА решаемы, если деятельность учителя будет базироваться на принципах:
- системности (подготовка ведется последовательно по различным направлениям - предметно, информационно, психологически);
- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ГИА, индивидуальный подход к каждому учащемуся).