Опубликовано: 18.06.2024 г.
Автор: Акулова Наталья Александровна, воспитатель
МАДОУ № 25 «Малыш», ГО Карпинск
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности детей дошкольного невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Приобщение детей к национальной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
В моем понимании цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно – развивающая среда в группе. Под развивающей предметно-пространственной средой дошкольного учреждения следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на развитие ребёнка, наиболее эффективно [Концепция дошкольного воспитания]. Руководствуясь вышесказанным мною, были созданы: этнографический уголок «Русская изба», включающий в себя атрибуты национального быта: русскую печь, люльку с младенцем, прялку, икону в углу избы, предметы декоративно-прикладного творчества, народные музыкальные инструменты; в старшем дошкольном возрасте создана экспозиция «Воинская слава», уголок «Символика России».
Работу по патриотическому воспитанию, считаю, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и метод работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. Далее необходимо изучить нормативно-правовую базу для работы по нравственно-патриотическому воспитанию: мной были изучены следующие документы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 – 2025 годы»; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон «О днях воинской славы и памятных датах России»; Закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»; Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, в образовательной деятельности, во время проведения различных мероприятий и праздников, в игре и в быту. Свою работу я строила таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребенка моей группы. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины» [Сухомлинский В. А.].
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. В соответствии с вышесказанным содержание работы по патриотическому воспитанию систематизировано мною по тематическим блокам, которые направлены на реализацию следующих задач:
Блок «Быт и традиции»
- Знакомство детей с жилищем русского человека: с избой, рубленной из бревен, печью, которая «всему голова».
- Знакомство с предметами быта: мебель, посуда (глиняная, деревянная, чугунная) и предметами домашнего обихода.
- Знакомство с русской народной одеждой, видами транспорта (телега, сани); народной кухней (щи, каша, блины, пироги, квас).
- Знакомство с русскими традициями: ярмарками, гостеприимством, почитанием родителей, оказанием помощи.
- Знакомство с русскими народными праздниками (Масленица, Савватий-пчеловник, Сергий Капустник, Спиридон-солнцеворот, праздник Русской Березки, Кузьминки).
Блок «В чудесном мире русского языка»
- Знакомство с многообразием русского народного фольклора: потешки, сказки.
- Воспитание потребности в использовании устного народного творчества
в повседневной жизни: перевертыши, загадки, дразнилки, пословицы и поговорки, скороговорки, считалки, заклички.
Блок «Творение рук человеческих»
- Знакомство детей с историей русской народной игрушки: деревянной, глиняной, соломенной.
- Изучение различных видов декоративно-прикладного искусства: городецкая, хохломская, богородская, берестяные игрушки, гжель во всей своей красе и т.д. Изготовление поделок по мотивам русского декоративно-прикладного искусства.
Блок «Моя Родина - Россия»
- Знакомство с родным городом Карпинском, столицей нашей Родины – городом Москва; знание детей о том, что наша страна называется Россия.
- Знакомство с символикой нашей страны: гербы города и страны, флаг России, гимн России.
Блок «Никто не забыт. Ничто не забыто»
- Знакомство с боевыми заслугами нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
- Знакомство с памятниками войнам, погибшим в годы войны.
Начиная со второй младшей группы, патриотическое воспитание детей осуществляла с привития чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Так же знакомила детей с предметами народного быта. У детей старшего дошкольного воспитывала интерес к природе родного края, разнообразию флоры и фауны на территории области. Знакомство детей с природой России происходило посредством демонстрации многообразия лесов, полей, рек, морей, гор. Большая роль отводила проведению экскурсий. Беседуя с детьми о том, где они провели лето, я обращала их внимание на то, что дети были в разных городах и видели, как красива и огромна наша страна. Особое место отводилось мной знакомству с символикой России. Старших дошкольников знакомила с боевыми заслугами наших соотечественников. На протяжении всего времени работы по данному направлению знакомила детей с красотой русского фольклора и самобытностью народных праздников и традиций.
В своей работе я старалась учитывать, что социальные мотивы деятельности у детей только начинают складываться, носят элементарный характер, обладают относительно слабой побудительной силой, определяют общую направленность поведения в течение длительного времени. Расширяется сфера полезной деятельности. Деятельность уже не ограничивается рамками дома, группы, а выходит за пределы, приобретает элементы активной общественной направленности, которая носит социальный характер. При помощи родителей создан фотоальбом «Мой город вчера и сегодня», где размещены фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Цель данной работы - объединить работу детей, их родителей и педагога, показать то, что родители помнят и готовы рассказать своим детям о прошлом их прабабушек и прадедушек. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания («Воскресный день», «Семейные прогулки», « Воспитание в семье любви к родному краю»).
В ходе совместной работы с родителями старалась помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера.
Систематическая работа позволила к концу дошкольного возраста накопить у детей достаточно большой запас знаний по истории, традициях и быте русского народа, привить воспитанникам чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Литература
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. ЦГЛ. 2005.
256 с. - Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. М. «Триада-фарм». 2002. 68 с.
- Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. Сост. Т. В. Шепелева. Волгоград: Учитель. 2005. 70 с.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет. М. Мозаика-Синтез. 2008. 112 с.
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ Под ред. Т. С. Комаровой. М. Мозаика-Синтез. 2008. 160 с.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера. 2007. 208 с.
- Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под общ. ред. Т.И. Оверчук. М. 2005. 136 с.
- Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание
в ДОУ. Методическое пособие. М. ТЦ Сфера. 2007. 128 с. - Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей
к истокам русской народной культуры» под ред. О. Л. Князевой. 2010.304 с. - С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию
в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М. ТЦ Сфера. 2005. 192 с. - Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. Волгоград. Учитель. 2007. 203 с.