0+



 

Опубликовано: 18.06.2024 г.

 

Автор: Акулова Наталья Александровна, воспитатель

МАДОУ № 25 «Малыш», ГО Карпинск

 

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности  детей дошкольного невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Приобщение детей к национальной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

     В моем понимании цель патриотического воспитания  детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно –  развивающая среда в группе. Под развивающей предметно-пространственной средой дошкольного учреждения следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на развитие ребёнка, наиболее эффективно [Концепция дошкольного воспитания]. Руководствуясь вышесказанным мною, были созданы: этнографический уголок «Русская изба», включающий в себя атрибуты национального быта: русскую печь, люльку с младенцем, прялку, икону в углу избы, предметы декоративно-прикладного творчества, народные музыкальные инструменты; в старшем дошкольном возрасте создана экспозиция «Воинская слава», уголок «Символика России».

     Работу по патриотическому воспитанию, считаю, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и метод работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.  Далее необходимо изучить нормативно-правовую базу для работы по нравственно-патриотическому воспитанию: мной были изучены следующие документы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 – 2025 годы»; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон «О днях воинской славы и памятных датах России»; Закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной  войне 1941 – 1945 гг.»; Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

     Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, в образовательной деятельности, во время проведения различных мероприятий и праздников, в  игре и в быту. Свою работу я  строила  таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребенка моей группы. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

    Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины» [Сухомлинский В. А.].

     Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. В соответствии с вышесказанным содержание работы по патриотическому воспитанию  систематизировано мною по  тематическим блокам, которые направлены на реализацию следующих задач:

Блок «Быт и традиции»

  1. Знакомство детей с жилищем русского человека: с избой, рубленной из бревен, печью, которая «всему голова».
  2. Знакомство с предметами быта: мебель, посуда (глиняная, деревянная, чугунная) и предметами домашнего обихода.
  3. Знакомство с русской народной одеждой, видами транспорта (телега, сани); народной кухней (щи, каша, блины, пироги, квас).
  4. Знакомство с русскими традициями: ярмарками, гостеприимством, почитанием родителей, оказанием помощи.
  5. Знакомство с русскими народными праздниками (Масленица, Савватий-пчеловник, Сергий Капустник, Спиридон-солнцеворот, праздник Русской Березки, Кузьминки).

Блок «В чудесном мире русского языка»

  1. Знакомство с многообразием русского народного фольклора: потешки, сказки.
  2. Воспитание потребности в использовании устного народного творчества
    в повседневной жизни: перевертыши, загадки, дразнилки, пословицы и поговорки, скороговорки, считалки, заклички.

Блок «Творение рук человеческих»

  1. Знакомство детей с историей русской народной игрушки: деревянной, глиняной, соломенной.
  2. Изучение различных видов декоративно-прикладного искусства: городецкая, хохломская, богородская, берестяные игрушки, гжель во всей своей красе и т.д. Изготовление поделок  по мотивам русского декоративно-прикладного искусства.

Блок «Моя Родина - Россия»

  1. Знакомство с родным городом Карпинском, столицей нашей Родины – городом Москва; знание детей  о том, что наша страна называется Россия.
  2. Знакомство с символикой нашей страны: гербы города и страны, флаг России, гимн России.

Блок «Никто не забыт. Ничто не забыто»

  1. Знакомство с боевыми заслугами нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
  2. Знакомство с памятниками войнам, погибшим в годы войны.

      Начиная  со второй младшей группы, патриотическое воспитание детей осуществляла с привития чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Так же знакомила детей с предметами народного быта. У детей старшего  дошкольного воспитывала интерес к природе родного края, разнообразию флоры и фауны на территории области. Знакомство детей с природой России происходило посредством демонстрации многообразия лесов, полей, рек, морей, гор. Большая роль отводила проведению экскурсий. Беседуя с детьми о том, где они провели лето, я обращала их внимание на то, что  дети были в разных городах и видели, как красива и огромна наша страна. Особое место отводилось мной знакомству с символикой России. Старших дошкольников знакомила с боевыми заслугами наших соотечественников. На протяжении всего времени работы по данному направлению знакомила детей с красотой русского фольклора и самобытностью народных праздников и традиций.

      В своей работе я старалась учитывать, что социальные мотивы деятельности у детей только начинают складываться, носят элементарный характер, обладают относительно слабой побудительной силой, определяют общую направленность поведения в течение длительного времени. Расширяется сфера полезной деятельности. Деятельность уже не ограничивается рамками дома, группы, а выходит за пределы, приобретает элементы активной общественной направленности, которая носит социальный характер. При помощи родителей создан фотоальбом «Мой город вчера и сегодня», где размещены фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Цель данной работы -  объединить работу детей, их родителей и педагога, показать то, что родители помнят и готовы рассказать своим детям о прошлом их прабабушек и прадедушек. В  своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.  Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся  тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания («Воскресный день», «Семейные прогулки», « Воспитание в семье любви к родному краю»).

    В ходе совместной работы с родителями старалась помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой  и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и  хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.

     В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на  его дальнейшую судьбу.  Через призму отношения ребенка к его близким  можно прививать детям   самые лучшие нравственно-патриотические качества характера.

     Систематическая работа позволила к концу дошкольного возраста накопить у детей достаточно большой запас знаний по истории, традициях и быте русского народа, привить воспитанникам чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

 

  

Литература

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. ЦГЛ. 2005. 
    256 с.
  2. Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. М. «Триада-фарм». 2002. 68 с.
  3. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. Сост. Т. В. Шепелева. Волгоград: Учитель. 2005. 70 с.
  4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет. М. Мозаика-Синтез. 2008. 112 с.
  5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ Под ред. Т. С. Комаровой. М. Мозаика-Синтез. 2008. 160 с.
  6. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие.  М.:ТЦ Сфера. 2007.  208 с.
  7. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под общ. ред. Т.И. Оверчук. М. 2005. 136 с.
  8. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание
    в ДОУ. Методическое пособие. М. ТЦ Сфера. 2007. 128 с.
  9. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей
    к истокам русской народной культуры» под ред. О. Л. Князевой. 2010.304 с.
  10. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию
    в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М. ТЦ Сфера. 2005. 192 с.
  11. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. Волгоград. Учитель. 2007. 203 с.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация