Опубликовано: 18.06.2024 г.
Автор: Первакова Елена Викторовна
Воспитатель
КЧР Зеленчукский район ст.
Кардоникская МБДОУ «Детский сад «Берёзка»
Предлагаю вашему вниманию познавательно–исследовательскую и трудовую деятельность для воспитанников старшей группы , в ходе которого дети знакомятся и закрепляют знания о «лучиках здоровья» и помогают Домовёнку Кузе.
Цель: закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, питания, свежего воздуха, соблюдения правил личной гигиены, желание быть здоровым.
Задачи:
-Воспитывать аккуратность при проведении опыта, выполнении трудовой деятельности; бережное отношение к себе, к своему здоровью, желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.
- Способствовать развитию познавательного интереса через исследовательскую деятельность, мыслительную активность, воображение. Формировать навык коллективной трудовой деятельности общественного значимого содержания.
- Закреплять умение отвечать полными ответами, отгадывать загадки, выразительно читать стихотворения .
-развивать физическую активность, умение выполнять движения по тексту, дыхательную гимнастику.
Предварительная работа:
-чтение стихотворений о продуктах, содержащие витамины, отгадывание загадок,
- беседы с детьми: «Вода и микробы в жизни людей»; «Правила личной гигиены»
-дидактическа игра «Где спрятались витаминки?»,
просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»,
-рассматривание воды после рисования красками.
Оборудование: Игрушка Кузя, домик Кузи: стол, шкаф, посуда, одежда, тазы для уборки, тряпки, мыло, салфетки тканевые, сосуды для опыта, карточки к д/и, игрушки-вертушки, апельсины, фартуки, презентация «Лучики здоровья».
Ход деятельности:
В одной стороне зала расположен домик Кузи, где по всему дому разбросаны вещи, игрушки-микробы, фантики, грязная посуда (шкаф для одежды, шкаф для посуды, стол, стулья, печка, ширма, за которой сидит Кузя), рядом расположен инвентарь для уборки: совочки, веники, корзины для мусора, тазы с водой, мыло , полотенца, фартуки для детей. А в другой стороне- два стола с дидактической игрой «Где спрятались витаминки?» и столы для проведения опыта.
Входят дети и воспитатель.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришло много гостей. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель:
- Ребята, а на какое слово похоже слово «Здравствуйте»?
Дети: Слово «Здравствуйте» похоже на слово «здоровье».
Воспитатель: Правильно. Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что-то давно к нам в гости Домовёнок Кузя не приходил? Не случилось ли чего с ним? Я предлагаю отправиться к нему в гости и посмотреть ,как у него там дела, как здоровье.
Дети проходят к дому Кузи и видят беспорядок у него дома: грязная посуда, мусор. Микробы. А сам Кузя появляется из-за ширмы и чихает.
Кузя: Апчхи!
Воспитатель: Будь здоров, Кузя!
Кузя: Апчхи! Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Что случилось с тобой, Кузя, почему ты такой грустный? Почему у тебя такой беспорядок?
Кузя: Что-то я совсем без сил, мне кажется, что я потерял свое здоровье и не знаю, где его найти. От этого у меня такой беспорядок .Вы мне поможете найти здоровье?
Воспитатель: Ребята, поможем Кузе выздороветь и убрать в доме?
Дети: Да.
Воспитатель: Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма..
Первый лучик нашего солнышка здоровья называется «Личная гигиена»
Давайте вспомним правила личной гигиены.
- Мыть руки с мылом перед едой, до и после туалета, после прогулки, по мере загрязнения.
2.Чистить зубы утром и вечером.
3.Пользоваться своей расчёской. носовым платком, полотенцем.
4.Носить чистую одежду.
5.Принимать водные процедуры каждый день.
Воспитатель: Я предлагаю провести опыт, из которого мы узнаем, как вода и мыло помогают избавиться от микробов.
Исследовательская деятельность.
(Дети подходят к столу и проводят опыт)
На столе расположены сосуды с водой, жидкое мыло(на каждого ребёнка) ,мельничка с перцем(не душистый), салфетки.
Воспитатель насыпает перец каждому ребёнку в сосуд и предлагает на пальчик набрать жидкого мыла, а затем опустить палец в центр сосуда. (от мыла перец «убежит»к краям).
Вывод: Мыло и вода помогают убрать микробы.
Воспитатель: Теперь ты знаешь Кузя, что личная гигиена очень важна и без неё мы никуда! Особенно сейчас это важно, когда весь мир борется с коронавирусом!
А теперь, ребята, попробуйте глубоко вздохнуть, а потом закройте ладошкой нос и рот. Что вы чувствуете? Чем мы дышим?
Дети: Мы дышим воздухом.
Воспитатель: Правильно, ребята. 2-й лучик нашего солнышка здоровья – это свежий воздух ,
именно поэтому мы выходим каждый день на улицу, на прогулку, в любую погоду, чтобы подышать свежим воздухом.
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Дети и Кузя дуют на лопасти игрушки-вертушки .
Кузя: Оказывается так интересно правильно дышать. Мне так понравились эти упражнения. Теперь я буду делать их каждый день.
Воспитатель: Чтобы узнать 3-й лучик «Солнышка здоровья» предлагаю отгадать загадку:
В овощах и фруктах есть.
Детям нужно ежедневно есть.
Есть ещё таблетки
С похожим вкусом на конфетки.
Дети: Витамины
Воспитатель: Правильно это витамины. Их много в овощах и фруктах.
Послушай, Кузя. Какие витамины нужно принимать, чтобы быть здоровым.
(дети читают стихотворения о витаминах)
- Я витаминка А
Меня запомнить просто
Найдешь меня в морковке
Я - витаминка роста.
2.Витаминкой В назвали
Строго-настрого сказали:
Жить в орешках, огурцах,
Хлебе, щавеле, грибах.
3.Хоть и кислый я на вкус
Улыбнитесь, Сони…
Витаминкой С зовусь
И живу в лимоне.
Д/И «Где спрятались витамины?»
(Дети разделяются на две команды ,подходят к столам и раскладывают карточки с картинками продуктов, содержащие витамины.)
Воспитатель:4-й лучик нашего солнышка называется «Физические упражнения»
Каждое утро необходимо выполнять зарядку и тогда никакие вирусы и микробы тебя не одолеют.
Физминутка «Микробы»
Кузя: Я все понял, чтобы найти свое здоровье и не потерять его, надо хорошо питаться, гулять на свежем воздухе, делать каждый день зарядку и не забывать мыть руки.
Воспитатель: Все правильно, Кузя. Но у нашего солнышка есть еще один лучик 5-й
И это, Кузя. чистота и порядок в доме. А у тебя в доме такой беспорядок: грязная посуда, разбросаны вещи, везде пыль и микробы! Вот поэтому ты и потерял своё здоровье!
Кузя: Ой, как мне стыдно…
Воспитатель: Мы с ребятами тебе поможем.
Трудовая деятельность.
(Дети делятся на три подгруппы: 1-ая подгруппа моет посуду, 2-ая подгруппа развешивает одежду на вешалки и убирает в шкаф, 3-ья подгруппа, протирает пыль на полочках и убирает микробы)
По окончании трудовой деятельности Кузя благодарит детей.
Кузя: Спасибо вам, ребята. Ко мне снова вернулось здоровье! Я обязательно буду выполнять все правила и беречь своё здоровье! А в благодарность за вашу помощь. Вот вам угощение!
(Кузя угощает ребят апельсинами).
Воспитатель и дети: Спасибо.
Воспитатель: А нам , ребята , пора возвращаться в группу.
Вам понравилось в гостях?
Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
(Мыть руки, чистить зубы, есть фрукты , витамины, выполнять физические упражнения, гулять на свежем воздухе, содержать в чистоте свой дом).
Список литературы.
- С.Н. Николаева. «Юный эколог» Парциальная программа. Москва «Мозаика - Синтез» 2020г.
- Л.Ю.Павлова .Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Москва «Мозаика - Синтез». 2020г.
- Л.И.Пензулаева. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений 5-6 лет. Москва «Мозаика - Синтез». 2021г.