0+



 

Опубликовано: 30.06.2024 г.

Автор: Мезенцев Вячеслав Юрьевич

учитель физической культуры и ОБЖ

МБОУ «СОШ № 22» г.Курган

 

   Как понятно из названия я хотел бы поговорить о проблемах обучения детей основам лёгкой атлетики в школе. Для начала определим: «Чего мы хотим развить у детей на уроках?». Скоростные качества? Выносливость? Технику? Конечно, в идеале нужно развивать всё, но количество часов это не позволяет. В средней полосе России мы занимаемся на улице 1 и 4 четверть. Времени явно не хватает, особенно после того как количество часов сократили до двух в неделю. Поэтому цепочка техника-скорость-выносливость выходит слишком тонкая дети на уроках не успевают овладеть необходимыми навыками. Это первая проблема. Вторая школьники не желают выкладываться на уроках лёгкой атлетики. Причины:

  1. Это тяжёлый труд, когда приходиться постоянно преодолевать себя.
  2. Результаты не столь заметны и приходят слишком медленно. В тех же игровых видах спорта прогресс очевиднее (стал подавать через сетку, забрасывать мячи и т.п.)
  3. Нет понимания зачем это нужно.

Хочу отметить, что всё это касается только лёгкой атлетики в школе. ДЮСШ, СДЮСШОР это не касается. В школе эти занятия имеют ряд преимуществ:

  1. Не требуют сложной экипировки и оборудования.
  2. Имеют гораздо большее развивающее значение, чем волейбол, баскетбол, гимнастика и лыжи.
  3. Гораздо менее травмоопасны, так как неконтактны.
  4. Имеют закаливающий эффект при правильной организации урока.

   Как же решать эту проблему? Каждая школа и учитель имеют свои наработки в данном вопросе. Я хотел бы поделиться своим опытом работы. Начинаю работать с детьми с пятого класса (опыта начальной школы нет). Пятиклассники с одной стороны исполнительны, но с другой их физические возможности (особенно выносливость ) оставляют желать лучшего. Эта тенденция – снижение физических кондиций, cохраняется уже на протяжении уже более 10 лет. Основной упор я делаю на наработку техники бега: движения ног, рук. Есть неплохие видео где специалисты объясняют и показывают правильную технику бега, но дети сложно воспринимают этот материал и ещё сложнее применяют его на практике. Специальные беговые упражнения – основа обучения в 5 классе. Чтобы заинтересовать оценки ставятся за правильную технику. Требую сосредоточиться на движении на передней части стопы и во время бега на широком шаге. Нормативы по бегу только два: 30 и 60 метров. При более длительном беге из-за усталости у большинства нарушается техника, и вся предыдущая работа идёт насмарку. Обязательно проведение соревнований. У нас в школе проходят соревнования на Кубок школы и 1 этап – эстафета. При таком подходе даже физически слабые ребята, не способные быстро бегать могут получить 4 и 5 за правильную технику. Это позволяет сохранить у большинства интерес к бегу и что важнее стремление к правильной технике. Для некоторых классов, где много детей с хорошим уровнем подготовки провожу «интервальный» бег. Класс делиться на мальчиков и девочек и команды по очереди бегут круг по школьному стадиону (175 метров) в среднем темпе. Каждая команда бежит 3 или 4 раза. Оценка ставится тем, кто во время бега ни разу не перешёл на шаг. Скорость особо не учитывается.

   6-е классы. Продолжаем работать на технику, но немного увеличиваем нагрузку: на разминке добавляем 1-2 круга, то же в интервальном беге. Так же пробуем бег на 1000 метров. Требование во время бега не переходить на шаг. Пробуем технику высокого старта. Для сохранения интереса к уроку можно вводить спортивные игры (лапта). Обязательное условие – площадка с безопасным покрытием. У нас, к сожалению площадка стала небезопасна.

   7-е классы. Разминочные круги (4-5) остаются. Такой объём сохраняется на все следующие параллели. Это объясняется временем урока. Мотивируем тех, кто сможет за это время пробежать больше.  Добавляется норматив - 1000 метров. На городских соревнования выставляется команда в беге на 1 км. Технику высокого старта сдаём на оценку. Вот на этом этапе можно смотреть ролики о технике бега, которые накладываются на практическую базу, полученную на уроках за два года. Учитываем также и возраст, помогающий адекватно  усваивать информацию. Продолжаем отслеживать технику бега, особенно на фоне усталости. Начинают выделяться те, у кого получается бегать и что самое главное нравиться.

  8-е классы. Учитывая физиологические особенности подростков, начинаем работать над скоростно-силовой подготовкой. Это в первую очередь выпрыгивания и ускорения. Работаем только со своим весом. Отягощения могут добавить результат, но и также спровоцировать травму. Задача – сохранить интерес к бегу. Я не сторонник 6-минутного бега. Многие просто не в состоянии бежать без остановки столько времени. Сдача норматива когда часть дистанции бегут, а часть просто идут – бессмысленная. Окончательно формируются три группы. Первые – сторонники бега. Вторая – вынужденные бегать на уроках. Третья – не умеющие и нежелающие этого делать по разным причинам.

  9-е классы. Начинаем уделять внимание скоростной выносливости. В 10-х классах дистанция с 60 увеличится до 100 метров. У некоторых просто не хватает сил на последнюю часть дистанции. Объём скоростно-силовой подготовки можно увеличить, так как более эффективна, чем обычный бег трусцой (этим начинаю злоупотреблять не желающие заниматься) и лучше контролируется. Корректировать объём нагрузки также значительно проще. По возможности лучшие ученики привлекаются к урокам младших классов для демонстрации упражнений и оценивания под контролем учителя.

  10-е классы. Здесь всё сложнее и проще одновременно. С одной стороны в школе остались наиболее ответственные и мотивированные ученики. Про дисциплину на уроках говорить не приходиться. С другой стороны физически одарённые и мотивированные дети составляют явное меньшинство. Приходиться на уроках объяснять смысл и практическую пользу упражнений и заданий, чтобы добиться максимальной эффективности выполнения  упражнений. Контролировать технику бега на дистанции. Длительный бег без учёта времени. В связи с физиологическими особенностями масса  тела растёт, выносливость снижается. Дозированной нагрузке уделяется повышенное внимание

   11-е классы. То же самое, что и в 10 классах. В качестве мотивации можно добавить сдачу нормативов ГТО.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация