Опубликовано: 30.06.2024 г.
Автор: Мезенцев Вячеслав Юрьевич
учитель физической культуры и ОБЖ
МБОУ «СОШ № 22» г.Курган
Как понятно из названия я хотел бы поговорить о проблемах обучения детей основам лёгкой атлетики в школе. Для начала определим: «Чего мы хотим развить у детей на уроках?». Скоростные качества? Выносливость? Технику? Конечно, в идеале нужно развивать всё, но количество часов это не позволяет. В средней полосе России мы занимаемся на улице 1 и 4 четверть. Времени явно не хватает, особенно после того как количество часов сократили до двух в неделю. Поэтому цепочка техника-скорость-выносливость выходит слишком тонкая дети на уроках не успевают овладеть необходимыми навыками. Это первая проблема. Вторая школьники не желают выкладываться на уроках лёгкой атлетики. Причины:
- Это тяжёлый труд, когда приходиться постоянно преодолевать себя.
- Результаты не столь заметны и приходят слишком медленно. В тех же игровых видах спорта прогресс очевиднее (стал подавать через сетку, забрасывать мячи и т.п.)
- Нет понимания зачем это нужно.
Хочу отметить, что всё это касается только лёгкой атлетики в школе. ДЮСШ, СДЮСШОР это не касается. В школе эти занятия имеют ряд преимуществ:
- Не требуют сложной экипировки и оборудования.
- Имеют гораздо большее развивающее значение, чем волейбол, баскетбол, гимнастика и лыжи.
- Гораздо менее травмоопасны, так как неконтактны.
- Имеют закаливающий эффект при правильной организации урока.
Как же решать эту проблему? Каждая школа и учитель имеют свои наработки в данном вопросе. Я хотел бы поделиться своим опытом работы. Начинаю работать с детьми с пятого класса (опыта начальной школы нет). Пятиклассники с одной стороны исполнительны, но с другой их физические возможности (особенно выносливость ) оставляют желать лучшего. Эта тенденция – снижение физических кондиций, cохраняется уже на протяжении уже более 10 лет. Основной упор я делаю на наработку техники бега: движения ног, рук. Есть неплохие видео где специалисты объясняют и показывают правильную технику бега, но дети сложно воспринимают этот материал и ещё сложнее применяют его на практике. Специальные беговые упражнения – основа обучения в 5 классе. Чтобы заинтересовать оценки ставятся за правильную технику. Требую сосредоточиться на движении на передней части стопы и во время бега на широком шаге. Нормативы по бегу только два: 30 и 60 метров. При более длительном беге из-за усталости у большинства нарушается техника, и вся предыдущая работа идёт насмарку. Обязательно проведение соревнований. У нас в школе проходят соревнования на Кубок школы и 1 этап – эстафета. При таком подходе даже физически слабые ребята, не способные быстро бегать могут получить 4 и 5 за правильную технику. Это позволяет сохранить у большинства интерес к бегу и что важнее стремление к правильной технике. Для некоторых классов, где много детей с хорошим уровнем подготовки провожу «интервальный» бег. Класс делиться на мальчиков и девочек и команды по очереди бегут круг по школьному стадиону (175 метров) в среднем темпе. Каждая команда бежит 3 или 4 раза. Оценка ставится тем, кто во время бега ни разу не перешёл на шаг. Скорость особо не учитывается.
6-е классы. Продолжаем работать на технику, но немного увеличиваем нагрузку: на разминке добавляем 1-2 круга, то же в интервальном беге. Так же пробуем бег на 1000 метров. Требование во время бега не переходить на шаг. Пробуем технику высокого старта. Для сохранения интереса к уроку можно вводить спортивные игры (лапта). Обязательное условие – площадка с безопасным покрытием. У нас, к сожалению площадка стала небезопасна.
7-е классы. Разминочные круги (4-5) остаются. Такой объём сохраняется на все следующие параллели. Это объясняется временем урока. Мотивируем тех, кто сможет за это время пробежать больше. Добавляется норматив - 1000 метров. На городских соревнования выставляется команда в беге на 1 км. Технику высокого старта сдаём на оценку. Вот на этом этапе можно смотреть ролики о технике бега, которые накладываются на практическую базу, полученную на уроках за два года. Учитываем также и возраст, помогающий адекватно усваивать информацию. Продолжаем отслеживать технику бега, особенно на фоне усталости. Начинают выделяться те, у кого получается бегать и что самое главное нравиться.
8-е классы. Учитывая физиологические особенности подростков, начинаем работать над скоростно-силовой подготовкой. Это в первую очередь выпрыгивания и ускорения. Работаем только со своим весом. Отягощения могут добавить результат, но и также спровоцировать травму. Задача – сохранить интерес к бегу. Я не сторонник 6-минутного бега. Многие просто не в состоянии бежать без остановки столько времени. Сдача норматива когда часть дистанции бегут, а часть просто идут – бессмысленная. Окончательно формируются три группы. Первые – сторонники бега. Вторая – вынужденные бегать на уроках. Третья – не умеющие и нежелающие этого делать по разным причинам.
9-е классы. Начинаем уделять внимание скоростной выносливости. В 10-х классах дистанция с 60 увеличится до 100 метров. У некоторых просто не хватает сил на последнюю часть дистанции. Объём скоростно-силовой подготовки можно увеличить, так как более эффективна, чем обычный бег трусцой (этим начинаю злоупотреблять не желающие заниматься) и лучше контролируется. Корректировать объём нагрузки также значительно проще. По возможности лучшие ученики привлекаются к урокам младших классов для демонстрации упражнений и оценивания под контролем учителя.
10-е классы. Здесь всё сложнее и проще одновременно. С одной стороны в школе остались наиболее ответственные и мотивированные ученики. Про дисциплину на уроках говорить не приходиться. С другой стороны физически одарённые и мотивированные дети составляют явное меньшинство. Приходиться на уроках объяснять смысл и практическую пользу упражнений и заданий, чтобы добиться максимальной эффективности выполнения упражнений. Контролировать технику бега на дистанции. Длительный бег без учёта времени. В связи с физиологическими особенностями масса тела растёт, выносливость снижается. Дозированной нагрузке уделяется повышенное внимание
11-е классы. То же самое, что и в 10 классах. В качестве мотивации можно добавить сдачу нормативов ГТО.