Опубликовано: 20.07.2024 г.
Автор: Жиманова Наталья Валентиновна, методист
МБУ ДО ЦТТ №1 имени В.В. Горбатко г. Новочеркасск
1.Введение
Проект гражданско-патриотической направленности «Будущее в наших руках» разработан в рамках дополнительных образовательных программ технической направленности объединений МБУ ДО ЦТТ№1 имени В.В. Горбатко.
Проблема патриотического воспитания, развития гражданского сознания подрастающего поколения остается неизменно актуальной в отечественной педагогической науке. Развитие социальной активности личности рассматривается как актуальная психолого-педагогическая проблема, связанная с личностным становлением, мировоззренческой позицией, развитием самосознания развивающейся личности.
Основной целью развития социальной активности учащихся -способствовать социально активному развитию личности, ее лидерских качеств и способностей для осуществления самореализации в процессе социализации в соответствии с ее особенностями и социокультурным своеобразием общества.
Основными функциями социальной активности личности выступают: интегративная, направленная на объединения людей для совместной деятельности на основе общих целей и ценностей; оптимизирующая, предполагающая нахождение и принятие оптимальных решений; коммуникативная, включающая в себя умение организовать членов коллектива для совместной деятельности, основанной на взаимопонимании и сотворчестве; инициативная, означающая инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация ребят на реализацию социально и личностно значимых целей.
Наиболее тесно развитие социальной активности связано с такими понятиями как общая культура человека, нравственность, патриотизм, гражданское воспитание, духовно-нравственная позиция и др.
Последние годы наиболее острой остается проблема методического обеспечения данного процесса в детской аудитории. В связи с этим представленные методические подходы и технологические приемы осуществления патриотического воспитания детской аудитории во внеурочной деятельности могут быть хорошим подспорьем в работе классного руководителя, педагога дополнительного образования, организатора работы с молодежью и социально-культурной деятельности.
2.Пояснительная записка
В настоящее время наиболее актуальным становится формирование гражданско - патриотического воспитания учащихся. В обществе назревает острая необходимость признания высокой социальной значимости патриотизма, создания возможностей и осуществления целенаправленных усилий для развития патриотизма у детей и молодежи.
Актуальность проекта Наш Центр технического творчества №1 (далее- Центр) –это место, где формируется патриотическая насыщенная среда. Центр- это организационное ядро, где вырабатываются способы трансляции ценностей, норм, приоритетов социальной деятельности через сотрудничество и сотворчество поколений. Дети принимают активное участие в различных массовых и воспитательных мероприятиях, и каждый ребенок старается победить в конкурсах и соревнованиях, почувствовать свою сопричастность к достижениям своего объединения, города, своей страны.
Новизна проекта Специфика патриотического воспитания в учреждении определяется целостностью процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Педагоги ЦТТ№1 находятся в постоянном поиске и разработке новых инновационных подходов к воспитанию в детях патриотизма, гордости за свою страну. Одним из таких подходов является организация взаимодействия учреждения дополнительного образования с учреждениями культуры, образования и социума. Этот вид взаимодействия способствует патриотическому насыщению среды в общении детей и молодежи. Механизм интеграции учреждений СОШ, ДОУ, учреждений дополнительного образования, культуры и социума гарантирует достижение оптимальных результатов в решении задач патриотического воспитания.
Таким образом, проблема исследования заключается в разработке технологии создания пространства творческой активности и патриотического воспитания подрастающего поколения через объединение учреждений образования, культуры и социума.
Цель проекта - создание инновационной среды патриотического воспитания подрастающего поколения на основе взаимодействия учреждения дополнительного образования с учреждениями ДОУ, СОШ, культуры и социума в рамках проекта «Будущее нашей родины- в наших руках»
Задачи, решение которых необходимо для достижения цели проекта:
- определить участников взаимодействия в формировании патриотического воспитания детей и молодежи;
- создать инновационный творческий коллектив;
- насытить ценностями и смыслами патриотизма среду учреждения;
- расширить факторы саморазвития, самореализации, самосовершенствования детей и молодежи, раскрыть потенциальные возможности и способности, для удовлетворения их потребности в оценке и самооценке;
- интегрировать исследования и разработку социально-воспитательных практик для более тесного сотрудничества с обучающимися и их родителями;
- выработать способы трансляции ценностей, норм, приоритетов социальной деятельности через сотрудничество и сотворчество поколений.
Объект исследования - патриотическое воспитание обучающихся, через приобщение к техническому и декоративно-прикладному творчеству в процессе взаимодействия учреждений образования, культуры и социума.
Предмет, на который нацелен проект, это изучение и выбор форм, методов, условий формирования патриотического воспитания обучающихся в рамках взаимодействия учреждений образования, культуры и социума.
Патриотическое воспитание в процессе приобщения обучающихся к техническому и декоративно-прикладному творчеству станет более эффективным, если:
- расширить пространство творческой активности обучающихся;
- развить в процессе учебно-творческой работы интерес обучающихся к усвоению нравственных понятий путем анализа и создания произведений технического и декоративно-прикладного творчества, отражающих патриотическую сторону жизни;
- использовать в учебном процессе наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, создать необходимые условия, способствующие воспитанию социально-психологических, мировоззренческих, межнациональных, патриотических чувств обучающихся;
- использовать историческую преемственность нравственного и эстетического опыта, учитывающего вариативность видов технического творчества, декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Инновационные технологии для реализации проекта: поисково-творческая, проектная, проблемно-познавательная, мультимедийная, игровая, здоровьесберегающая.
Формы работы, испрльзуемые для реализации проекта: выставки-ярмарки, тематические выставки, беседы, благотворительные акции, соревнования, конкурсы, мастер-классы, экскурсии, праздники, конференции.
Для формирования гражданско-патриотического сознания детей и молодежи применяются в Центре следующие принципы патриотического воспитания:
- Принцип служения Отечеству (видение будущего, через собственную сопричастность служению Отечеству);
- Принцип исторической и социальной памяти (сохранение духовно-нравственного и культурного-исторического наследия народа);
- Принцип межпоколенной преемственности духовного опыта (использование в воспитании системы базовых ценностей поколения);
- Принцип имплекации традиций и инноваций в патриотическом воспитании (прошлое - ресурсная база, основанная на традициях, настоящее – гармония традиций и инноваций, будущее – результат преобразовательного внедрения инноваций в пространство традиций);
- Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции.
Ожидаемый эффект от реализации проекта:
- определение путей и способов преобразования базовых национальных ценностей в русло патриотического сознания, поведения и деятельности;
- расширение факторов саморазвития, самореализации и самосовершенствования обучающихся;
- определение ключевых приоритетов в формировании ценностных отношений, смыслов и норм, идеалов и стереотипов поведения детей;
- конструирование в воспитании таких эффектов развития личности, как позитивное сознание необходимости социального объединения российского общества и достижение российской гражданской идентичности.
3.Этапы реализации проекта
Реализация проекта «Будущее в наших руках» осуществляется через прохождение трех этапов в течение учебного года: организационный- август, содержательный- сентябрь - апрель, результативный- май.
- Организационный этап
МБУ ДО «ЦТТ №1»
- анализ педагогической литературы по теме проекта;
- определение участников проекта;
- составление плана мероприятий учреждения;
- составление и согласование плана мероприятий участников взаимодействия в целях расширения пространства патриотического воспитания;
- организация и проведение ознакомительных экскурсий, соревнований, выставок и др. мероприятий для обучающихся ДОУ и СОШ.
Учреждения города
- составление плана мероприятий учреждения;
- составление и согласование плана мероприятий участников взаимодействия (библиотеки, музеи, ДК НЭВЗа, НЗСП, СОШ, ДОУ);
- реклама деятельности Центра в рамках родительских собраний СОШ и ДОУ.
Родители обучающихся
- заполнение анкет родителями для выявления творческих способностей детей.
2.Содержательный этап
МБУ ДО «ЦТТ №1»
- работа педагогов с обучающимися по программам объединений с упором на осмысление ресурса патриотизма как потенциала личностного, гражданского, профессионального развития поколений XXI века;
- расширение среды патриотического воспитания детей и молодежи на основе взаимодействия Центра, учреждений образования, культуры и социума;
- обогащение педагогов Центра современными приемами и методами патриотического воспитания;
- проведение плановых мероприятий;
- формирование «образа» желаемого будущего через патриотизм, интегрированный в образовании и иные институты социализации;
- развитие индивидуальности ребенка и достижение социокультурной гармонии с традициями и ценностями Отечества;
- освещение деятельности центра в СМИ и на сайте учреждения.
Учреждения города
- осуществление плана мероприятий, направленных на формирование гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
Родители обучающихся
- осознание родителями важности гражданско-патриотической воспитания детей;
- посещение и участие в мероприятиях учреждений;
- совместный с детьми просмотр фильмов на патриотическую тематику;
- разработка генеалогического древа своей фамилии;
- составление истории семейной династии.
3 Результативный этап
МБУ ДО «ЦТТ №1»
- привлечение детей в объединения Центра;
- проведение мероприятий: выставок, олимпиад, конкурсов, соревнований;
- расширение кругозора и приобретение устойчивых знаний о профессиях;
- формирование ценностей и смыслов патриотизма через техническое и декоративно-прикладное творчество, народные традиции и историю Отечества;
- использование своих умений и знаний на мероприятиях городского областного и всероссийского уровня;
- профориентация старших обучающихся;
- приобретение уверенности в своих силах и устойчивости к преодолению трудностей.
Учреждения города
- приобретение активных участников социокультурной жизни;
- увеличение посетителей культурно-массовых мероприятий;
- обогащение подрастающего поколения историческими и культурными традициями.
Родители обучающихся
- культивирование новых семейных традиций;
- устойчивость ценностных и смысловых понятий гражданственности и патриотизма;
- достижение социокультурной гармонии с традициями и ценностями семьи.
4.Условия для реализации проекта
Для реализации проекта «Будущее в наших руках» необходимо определить модель взаимодействия между учреждениями образования, культуры и социума, состав коллектива, участвующего в реализации проекта, и перечень проводимых мероприятий.
Модель взаимодействия учреждений образования, культуры, социума в рамках реализации проекта «Будущее в наших руках» отражена в приложении1.
Состав коллектива, участвующего в реализации проекта:
Учреждение |
Участники |
ЦТТ №1 |
Директор |
ЦТТ №1 |
Зам. директора по УВР |
ЦТТ №1 |
Методисты |
ЦТТ №1 |
Педагог-организатор |
ЦТТ №1 |
Педагоги дополнительного образования |
ДК НЭВЗа |
Методист |
СОШ №15,20,9,31 |
Учителя технологии |
Библиотека им. Горького |
Зав. сектором информационных технологий |
Перечень мероприятий для реализации проекта
Условия |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
Организационные |
Заключение договоров о сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями. |
Директор |
август |
Составление плана мероприятий деятельности Центра. |
Зам. директора по УВР |
начало учебного года |
|
Организация взаимодействия педагогов с родителями для определения интересов и потребностей обучающихся (анкета). |
Методист |
начало учебного года |
|
Составление общего плана в рамках осуществления патриотического воспитания. |
Участники инновационного коллектива |
начало учебного года |
|
Информационно-аналитические |
Анализ результатов анкетирования родителей. |
методист |
сентябрь |
Составления плана мероприятий взаимодействия учреждений в рамках осуществления гражданско-патриотического воспитания. |
Участники инновационного коллектива. |
сентябрь |
|
Утверждение списка членов инновационного коллектива Центра. |
Директор |
сентябрь |
|
Кадровые |
Обучение педагогов дополнительного образования эффективным приемам гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. |
Методист |
октябрь |
Выявление и распространение современного опыта педагога по организации гражданско- патриотического воспитания. |
Зам. директора по УВР, педагог-организатор |
в течение учебного года |
Решение поставленных задач патриотического воспитания подрастающего поколения строится на взаимодействии с учреждениями и организациями не только Промышленного района города Новочеркасска.
При планировании работы учитываются:
- традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с развитием технического и декоративно-прикладного творчества и с юбилейными и государственными датами;
- положения муниципальных, региональных, федеральных конкурсах и мероприятиях;
- возрастной критерий детей.
В подготовке обучающихся и проведении мероприятий принимают участие члены инновационного коллектива.
Календарный план мероприятий взаимодействия учреждений
№ |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполни тель |
Участники |
Достигнутые результаты |
1. |
Неделя открытых дверей |
Сентябрь |
ЦДТТ №1 |
МБОУ СОШ, №9, 31 |
Реклама деятельности центра, наполнение групп объединений Центра. |
2. |
Гор конкурс Автомодельные соревнования |
Октябрь |
СОШ №15 |
МБОУ СОШ, №9, 31,15,20 |
Приобщение молодежи к автомодельному спорту. Реклама деятельности центра. |
3. |
Районное мероприятие «День матери» Гор выставка «Праздничный сувенир» посвященная дню матери |
Ноябрь |
ЦДТТ №1 |
Обучающиеся и родители Центра. |
Традиционное мероприятие. Награждение благодарственными письмами мама активных обучающихся. |
4. |
Экскурсия по передвижному музею РЖД |
Ноябрь |
ДК НЭВЗа |
Обучающиеся Центра |
Знакомство с электровозостроением Росси. |
5. |
Подготовка и участие в благотворительной акции «Покрова пресвятой Богородицы», |
Ноябрь |
ДК НЭВЗа |
ДОУ, СОШ города |
Подготовка поделок для акции. Сертификат участника. |
6. |
Обл конференция «Инженерные таланты -будущее России!» |
Ноябрь |
ДГТУ |
Обучающиеся Центра |
Знакомство с работой факультетов ДГТУ. Сертификат участника. |
7. |
Мастер-класс для ДОУ в рамках недели творчества «Плетение из лозы» |
декабрь |
ЦТТ №1 |
ДОУ Промышленного района |
к декоративно-прикладному творчеству |
8. |
Гор выставка «Новогоднее настроение» |
декабрь |
ЦТТ №1 |
ДОУ, СОШ промышленного района |
Призеры выставки. знакомство воспитанников ДОУ района с работами детей СОШ и Центра |
9. |
Подготовка к обл. конкурсу «Космонавтика» |
Декабрь-февраль |
ОЦТТУ |
Педагоги и обучающиеся Центра |
Подготовка проектов Сертификат участника |
10. |
Подготовка и участие в обл. конференции ДАНЮИ |
Декабрь-февраль |
ДАНЮИ |
Педагоги и обучающиеся Центра |
Подготовка проектов Сертификат участника |
11. |
Гор выставка военной техники |
Февраль |
ДК НЭВЗа |
Обучающихся и педагогов Центра. |
Посещение экскурсии ДОУ И СОШ района |
12. |
Гор. конкурс «Действующие модели и технические устройства» |
Февраль |
ЦТТ №1 |
Обучающиеся и педагоги Центра. |
Посещение экскурсии ДОУ И СОШ района |
13. |
Беседа «Есть даты в снежном феврале» (просвещенно освобождению Новочеркасска от фашистских захватчиков) |
Февраль |
Библиотека |
Обучающиеся и педагоги |
Знакомство с событиями в городе Новочеркасске в период ВОВ |
14. |
Подготовка и участие в обл. конкурсе «Юные конструкторы третьему тысячелетию», «Космонавтика» |
Март |
ОЦТТУ |
Педагоги и обучающиеся |
Сертификаты участников |
15. |
Благотворительная акция «Помоги ребенку дышать» |
Март |
ДК НЭВЗа |
ЦДТТ №1, ДОУ, СОШ города |
Оказание безвозмездной помощи нуждающемуся ребенку. |
16. |
Районная выставка «Весенняя капель» посвященная дню 8 марта. |
Март |
ЦТТ №1 |
ДОУ промышленного района |
Приобщение к техническому и декоративно-прикладному творчеству обучающихся ДОУ, |
17. |
Экскурсия «Планеты солнечной системы» |
Апрель |
ДК НЭВЗа |
Обучающиеся ЦДТТ №1, ДОУ, СОШ города |
Знакомство с астрономией. |
18. |
История Новочеркасска в семейном альбоме |
Май |
Библиотека |
Обучающиеся и родители Центра |
Знакомство с традициями семей обучающихся ЦТТ №1 |
19. |
Интерактивная Игра «Родной край» |
Май |
Музей Донского казачества |
Обучающиеся Центра |
Знакомство с историей Донского края. |
20. |
Итоговая выставка Солнечный круг |
Май |
ЦТТ №1 |
Центры, СОШ города |
Обзор итоговой деятельности СОШ И ЦДТ, награждение активных участников. |
Обучающиеся Центра активно участвуют в мероприятиях и занимают призовые места.
5.Заключение
В результате реализации проекта все его участники получают положительные результаты.
Ожидаемый результат для учащихся:
- желание детей дошкольного и младшего школьного возраста посещать Центр и участвовать в мероприятиях;
- желание детей среднего школьного возраста посещать Центр, овладевать знаниями, умениями и навыками технического и декоративно-прикладного творчества, участвовать в конкурсах, выставках, праздниках, акциях, проектах;
- у детей старшего школьного возраста приобретение профессиональных умений и навыков в процессе подготовки к конкурсам и соревнованиям, приобретение хобби, определение профессиональной ориентации;
- умение преодолевать трудности и адаптироваться в социуме.
Ожидаемый результат для МБУ ДО ЦТТ №1:
- организация работы по патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания воспитательной деятельности;
- вовлечение в работу патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Ожидаемый результат для учреждений города:
- сформированы партнерские отношения среди педагогов, учителей, работников культуры и искусства, родителей;
- созданы условия для развития гражданско-патриотической среды, ее воспитательных функций;
- найдены варианты взаимодействия учреждений для формирования гражданско- патриотического сознания подрастающего поколения.
Ожидаемый результат для родителей обучающихся:
- распространение положительного опыта семейных традиций;
- выработаны способы трансляции ценностей, норм, приоритетов социальной деятельности через сотрудничество и сотворчество поколений.
Значимость данного социального проекта заключается в направленности работы, которая носит практический характер. Проведенное исследование основывалось на проведении мастер-классов, экскурсий, бесед, конкурсов, выставок, благотворительных акций. Благодаря совместной работе участников инновационного коллектива были внедрены в работу Центра новые приемы осуществления гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. Для формирования гражданско-патриотической позиции детей и молодежи было сформировано разноуровневое пространство, в соответствии с возрастными особенностями детей. Работа проводилась с детьми фронтально, индивидуально и в группах.
Финансово – экономическое обеспечение проекта заключается в привлечении спонсоров. Все мероприятия проводились бесплатно. Проезд обучающихся по городу и за его пределами осуществлялся за счет средств родителей.
6.Литература
- О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020—2025 годы», М., 2020
- Абрамова А. В. Система гражданского воспитания школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гражданского права. М.: Глобус, 2006.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России -М.: Просвещение, 2020
- Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба: Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических заведений; слушателей ИПК.-Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2022
- КусмарцевМ.Б, Левченко Т.В. Инновационная среда патриотического воспитания дополнительного образования: проектирование и организация: монография.-Волгоград: Изд-во ВолГОМУ, 2021
- Агапова И. А. Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. М.: ВАКО, 2022
- Башаев А.А. Формирование социальной активности личности. СПб., 2020