Опубликовано: 16.09.2024 г.
Автор: Непейвода Екатерина Васильевна
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа
г. Асбест, Свердловская область
Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
- активизировать знания родителей о звуках и буквах;
- уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;
- тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
- закреплять навык звукового анализа слова;
- развивать связную речь;
- воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
План семинара:
- Теоретическая часть:
- Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте.
- Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.
- Практическая часть.
- Усвоение приемов звукобуквенного анализа слов, работа со звуковыми линейками, составление схемы слова.
- Работа над слоговой структурой слова (деление слов на слоги, подбор двухсложных, трехсложных, четырехсложных слов по картине)
- Знакомство со способами запоминания графического образа буквы (подготовка памяток для каждого родителя).
Оборудование:
схема «звук-буква», «гласный-согласный», цветные карточки синего, зеленого и красного цвета для анализа, схему деления на слоги, сюжетная картинка для подбора слов разной слоговой структуры, карточки для «Путаницы» (из слогов составить слово), предметные картинки с начальным гласным, мяч, буквы, предметные картинки для индивидуальной работы родителей по звуковому анализу, звуковая линейка, цветные магниты.
Ход семинара – практикума.
- Теоретическая часть.
Вступительная беседа.
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы (родители) для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей, так и у родителей.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, но и предложений, и текст в целом.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать еще в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
- знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- умение работать со схемой слова, разрезной азбукой
- владение навыками послогового чтения.
Почему сейчас большинство родителей стараются научить своего ребенка читать еще до школы, надо ли это?
- Требования начальной школы стали выше;
- Появилось много трудностей (в связи с особенностями речевого развития) в обучении детей письму и чтению в школе;
- Большинство детей, поступающих в первый класс, владеют навыком послогового чтения; поэтому быть нечитающим ребенком среди читающих будет довольно некомфортно и тяжело;
- Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.
- Практическая часть.
Знакомству и работе с буквами предшествует звуковой период обучения. Если ребенок знает буквы, это не гарантирует, что он начнет читать. Прежде всего надо научиться «слышать» слова, т.е. их анализировать, определять звуковую наполняемость.
Для того чтобы вы в домашних условиях могли правильно заниматься с ребенком, мы вспомним основные понятия, чаще используемые в работе с детьми, потренируемся выполнять основные упражнения по звуковому анализу слов.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и письменная.
В устной речи используем звуки, а в письменной буквы. (Приложение №1)
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название ([бэ], [эм], [ка]), а тот звук, который эта буква обозначает ([б], [м], [к]).
Состоит наша речь из предложений (слова, связанные между собой по смыслу и грамматически).
Предложения состоят из слов.
Слова делятся на слоги, состоят из звуков.
Какие бывают звуки? (гласные, согласные) (Приложение №2)
- Гласные звуки– это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки можно петь легко и долго. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ), но петь их нельзя.
*** Родители называют гласные и согласные звуки.
- Согласные звуки могут быть мягкими или твердыми.
При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к небу, губы сильней растягиваются в улыбку. Твердые согласные обозначаются синим цветом, мягкие – зеленым. Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, е, и, ю, я) или мягкий знак, и твердыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).
*** Родителям надо определить твердость или мягкость согласного, подняв карточку соответствующего цвета: в словах в начальной позиции (банка, бирка, ручка, речка, перо, пора, санки, сено).
- Деление слов на слоги: на слоги слово делится по количеству гласных, т.е. сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, простучать и т.д.
*** Родители вытягивают картинку и определяют количество слогов в слове.
*** Родители подбирают слово к схеме по сюжетной картинке: схема из 2,3,4 слогов.
*** Родители из перепутанных слогов собирают слово «Путаница» (Приложение №3)
Карточки со слогами: ра, ка, вай (каравай), ха, му (муха), ри, ку, ца (курица), ло, мо, ко (молоко), пу, по, гай (попугай).
- Определить начальный звук в слове. Запомните: ребенку предлагаются слова, в которых гласный слышится отчетливо, чаще это ударный звук. Не надо брать для анализа слова, в которых гласный звук произносится не четко, чтобы не акцентировать внимание на разнице произношения, чтобы у ребенка не закреплялось неправильное написание.
*** Родители раскладывают картинки в конверты, на которых подписаны буквы А, О, У, И (каждому родителю по конверту, затем каждый достает выбранные картинки и вместе проверяем).
*** Игра с мячом: определяем первый согласный звук. Я бросаю мяч и называю слово, а родитель определяет звук и бросает мяч обратно.
Часто дети воспринимают согласный плюс гласный (слог) как один звук, т.е. в слове, например, каша первый звук будет [ка]. В этом случае надо слово/слог произнести очень медленно и четко, делая между звуками небольшую паузу, чтобы ребенок услышал, что это два разных звука, две разные артикуляции.
- Определение последнего звука в слове.
Давая задание на определение последнего звука, надо помнить, что звонкие согласные в конце слова оглушаются (луг, зуб, дуб), и ребенку не надо предлагать для анализа такие слова, чтобы у него не закрепилось неправильное написание.
*** Аналогично играем с мячом, определить последний звук (гласный и согласный): письмо, игра, лото, домино, шахматы, дом, река, слон, якорь, дятел, ключ, самолет, колбаса.
- Звуковой анализ: определяем количество слогов, последовательность и количество звуков в слове. Для этого медленно произносим слово, выделяя голосом анализируемый звук. Нужно помнить, что не надо для анализа брать слишком длинные слова, слова со стечениями согласных, малознакомые и труднопроизносимые слова.
*** Совместно посчитали количество звуков (по звуковой линейке), разделили слово на слоги, последовательно назвали все звуки, дали характеристику звуков. На доске под диктовку родителей магнитами цветными выкладываю схему. Отдельно назвали все звуки.
*** «Звук убежал»: убираю любой звук; родитель называет, какой звук убежал, и что получилось за слово. Еще раз подчеркивается, что слово состоит из звуков, и если хоть один звук пропадет из слова, то оно «сломается» и нельзя будет понять, что оно обозначает.
- Самостоятельная работа: выдается предметная картинка, на которой надо обозначить количество слогов и каждый звук цветом (звуковой анализ)
- Работа с буквой: выдается памятка с различными видами работ с буквой для ее успешного запоминания.
ПРАВИЛА:
- Не надо торопиться переходить к более сложным заданиям,
надо прочно закрепить навык на простом материале. Чем легче он овладеет процессами анализа и синтеза, тем легче ему будет обучиться грамоте и чтению. - Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.
- Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.
Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы легче осилите дорогу к школе. Это поможет вам избежать ошибок при чтении и письме.
И главное, помните – все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3