0+



 

Опубликовано: 16.09.2024 г.

Автор: Могилянцева Ирина Михайловна
воспитатель
МБДОУ №105 г.Мурманск

Цель: Обобщить знания детей о поморском быте.

Задачи: 1. Закрепить знания детей об особенностях построения поморских  изб, об их внутреннем обустройстве.

  1. Закрепить знания детей об укладе в поморской семье, распределении трудовых обязанностей членов семьи.
  2. Формировать навыки связной речи, грамматический строй речи.
  3. Применять ранее полученные знания о предметах поморского быта, через разгадывание загадок.
  4.  Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русскому народному творчеству.
  5. Воспитывать любовь к северному краю, бережному отношению к культуре.
  6. Воспитывать гордость за историческое прошлое поморов, за свою малую Родину.

Предварительная работа:

Серия занятий по ознакомлению детей с историей Поморья, с жизнью и укладом людей.

Рассматривание предметов быта, посредством иллюстраций и мультимедийных презентаций.

Знакомство и разъяснения значений поморских загадок и пословиц.

Оборудование:  презентация, аудиосказка на поморском языке «Сёмушка»

                                                               Ход занятия:

Организационный момент

Педагог-:Ребята ,предлагаю вам совершить путешествие по карте нашего края (на доске висит карта Мурманской области)

- Как называется город, в котором мы с вами живем? (воспитатель на карте выделяет город фишкой).

- Какие вы еще знаете города нашего края? (ответы детей)

- Мурманск, как и другие города Мурманской области, расположен на территории большого полуострова (показывает на карте). А как называется полуостров? Кольский полуостров с севера и юга омывается морями.

- Как называется море, которое омывает Кольский полуостров с севера?

- А как называется море, которое омывает Кольский полуостров с юга?

Издавна наш северный край привлекал разные народы своими природными богатствами, особенно изобилием пушного зверя и рыбы. И сегодня по карте мы отправимся на Терский берег.

- Восточное побережье Кольского полуострова, которое тянется вдоль Белого моря. Не менее 5 веков назад, сюда с Архангельской земли прибыли поморы и по сей день населяют эти места.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

-Поморы – жители Беломорского побережья. Помор – «человек, идущий по морю». Ведь главным их занятием были морские промыслы. Не случайно о поморах говорили: «Радость и горе помору – все от моря». А сами поморы с гордостью утверждали: «Морем живем, ему песни поем».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1 слайд

( На экране  появляется  картинка на которой изображена поморская деревня).

Вот сюда мы с вами и отправимся. Это деревня поморов.

 Что вы видите? (дом)

 Как называется дом у поморов? (изба)

-Избы  строили высокие, для чего? (для того, чтобы не подтопляло во время ледохода)

Раньше  была поговорка  : « Дай помору топор, он им вырежет ложку» .Это означало ,что поморы были очень трудолюбивые и умелые.

2 слайд

-Изба всегда делилась на три части. На какие? ( кухня, комнаты и хлев)    

3 слайд

- В избе была главной печка. Люди говорили : « Печь матушка – печь кормилица».

Почему так говорили?

Ответы детей…                                                                                                    

Ещё в печи люди мылись и парились.

Давайте рассмотрим в избу.

4 слайд (изображение поморов в народных костюмах)

Воспитатель:

-Поморы – жители Беломорского побережья. Помор – «человек, идущий по морю». Ведь главным их занятием были морские промыслы. Не случайно о поморах говорили: «Радость и горе помору – все от моря». А сами поморы с гордостью утверждали: «Морем живем, ему и песни поем».

-Поморы всегда были гостеприимны и щедры. Не зря в народе бытовали выражения: «Кого Бог полюбил, тому гостя послал», «К нему когда хочешь приди, завсегда стол да скатерть»

Воспитатель: (в группу заходит семья поморов)

Закличка: Тук-тук! Встречай гостей! Пых-пых!

Ставь самовар скорей! Буль-буль!

Чай разливай, с пирогами гостей встречай!

- Добрый день. Как вас зовут?

- Мама – Екатерина Олеговна, а доченька моя Аришка. Мы поморы, мои родители дедушка и бабушка тоже поморы, жили на берегу Белого моря.(Екатерина Олеговна рассказывает чем занималась ее предки)

5 слайд

-А чем же занимались люди в поморских деревнях?

Мужчины поморы ловили рыбу, добывали жемчуг и соль .

6 слайд

Женщины вели хозяйство, готовили пищу, нянчили детей, работали в поле; мужчины – ходили в море, ловили рыбу, заготавливали дрова)

7 слайд

-В прежние времена в крестьянских семьях детей рано приучали к труду, потому родители понимали – тот, кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадёт.

Девочек всему тому, что умела сама, учила мать. Мальчиков, отец.

Физминуткка:

Поморы

Веками жили люди

Движение гребли на веслах

У северных морей

Охотники и рыбаки

Движения – рыбак забрасывает удочку,

                      охотник целится из ружья

Не знавшие полей

У берегов покрытых льдом

Руки над головой «домиком»

Им иглу домом был

Олень, собаки лучше всех

Изображают оленя, собаку, езду за рулем автомобиля или автобуса, издают звуки…

Автобусов, машин

-Взрослые постепенно приучали детей к посильному труду, учили разумно чередовать работу и отдых, весело и с пользой проводить свободное время.

-Дети очень любили, как и вы, играть в подвижные игры.

Воспитатель:

-Ребята, у каждого народа есть свой язык, и у поморов тоже, предлагаю вам послушать сказку на поморском языке «Сёмушка»

Воспитатель:

-Аринина мама предлагает вам отгадать загадки:

Предлагаю вам отгадать загадки.

.

1.Стоит копна вся в дырках,

На копне гора, из горы дым идет (изба).

2.Три братца пошли на речку купаться.

Двое купаются, третий на берегу валяется (коромысло с ведрами).

3.Сама не ем, а людей кормлю (ложка).

4.Для кудрей и хохолков,

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым под зубком,

Пляшут волосы рядком (гребень).

  1. Стоит кошка четыре ножки. (Скамейка)
  2. Кручу верчу,

Тонкую ниточку веду. (Прялка, Веретено).

-Наши гости приготовили для вас игру, в которую играли издавна еще их бабушки, дедушки

Подвижная игра «Бубен»

Считалкой выбирают ведущего – бубен

        Бубен, бубен длинный нос,

        Почем в городе овес?

        Три копейки с пятаком.

        Посиди под колпаком.

Бубен выходит в центр круга и присаживается.

Бубен сел на пенек,

Просижу хоть весь денёк,

Пожалуйте!

Игроки ходят по кругу и поют дразнилку:

Бубен сел на пенек, не смог высидеть денек,

В лужу свалился, весь измочился.

Бубен, ты бубен, не валяйся в луже,

А беги за нами, хватай нас руками!

Бубен вскакивает и гоняется за детьми, пытаясь "осалить".

Воспитатель:

-Ребята, Аринина мама пришла к нам не с простыми руками, а принесла бересту, и сегодня мы с вами будем плести из бересты.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

-Вот и подошло к концу наше путешествие во времени и ознакомление с бытом культуры поморов.

-Вам понравилось наше путешествие в поморскую деревню?

-Вы хотели бы что-нибудь ещё узнать о нашем Поморье?

Ребята, самое главное – это бережно относиться к культуре нашего края, наших предков и стараться сохранить ее как можно дольше.

Мы обязательно ещё вернёмся к этой теме и узнаем много нового.

Спасибо за внимание!

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация