Опубликовано: 16.09.2024 г.
Автор: Могилянцева Ирина Михайловна
воспитатель
МБДОУ №105 г.Мурманск
Цель: Обобщить знания детей о поморском быте.
Задачи: 1. Закрепить знания детей об особенностях построения поморских изб, об их внутреннем обустройстве.
- Закрепить знания детей об укладе в поморской семье, распределении трудовых обязанностей членов семьи.
- Формировать навыки связной речи, грамматический строй речи.
- Применять ранее полученные знания о предметах поморского быта, через разгадывание загадок.
- Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русскому народному творчеству.
- Воспитывать любовь к северному краю, бережному отношению к культуре.
- Воспитывать гордость за историческое прошлое поморов, за свою малую Родину.
Предварительная работа:
Серия занятий по ознакомлению детей с историей Поморья, с жизнью и укладом людей.
Рассматривание предметов быта, посредством иллюстраций и мультимедийных презентаций.
Знакомство и разъяснения значений поморских загадок и пословиц.
Оборудование: презентация, аудиосказка на поморском языке «Сёмушка»
Ход занятия:
Организационный момент
Педагог-:Ребята ,предлагаю вам совершить путешествие по карте нашего края (на доске висит карта Мурманской области)
- Как называется город, в котором мы с вами живем? (воспитатель на карте выделяет город фишкой).
- Какие вы еще знаете города нашего края? (ответы детей)
- Мурманск, как и другие города Мурманской области, расположен на территории большого полуострова (показывает на карте). А как называется полуостров? Кольский полуостров с севера и юга омывается морями.
- Как называется море, которое омывает Кольский полуостров с севера?
- А как называется море, которое омывает Кольский полуостров с юга?
Издавна наш северный край привлекал разные народы своими природными богатствами, особенно изобилием пушного зверя и рыбы. И сегодня по карте мы отправимся на Терский берег.
- Восточное побережье Кольского полуострова, которое тянется вдоль Белого моря. Не менее 5 веков назад, сюда с Архангельской земли прибыли поморы и по сей день населяют эти места.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
-Поморы – жители Беломорского побережья. Помор – «человек, идущий по морю». Ведь главным их занятием были морские промыслы. Не случайно о поморах говорили: «Радость и горе помору – все от моря». А сами поморы с гордостью утверждали: «Морем живем, ему песни поем».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1 слайд
( На экране появляется картинка на которой изображена поморская деревня).
Вот сюда мы с вами и отправимся. Это деревня поморов.
Что вы видите? (дом)
Как называется дом у поморов? (изба)
-Избы строили высокие, для чего? (для того, чтобы не подтопляло во время ледохода)
Раньше была поговорка : « Дай помору топор, он им вырежет ложку» .Это означало ,что поморы были очень трудолюбивые и умелые.
2 слайд
-Изба всегда делилась на три части. На какие? ( кухня, комнаты и хлев)
3 слайд
- В избе была главной печка. Люди говорили : « Печь матушка – печь кормилица».
Почему так говорили?
Ответы детей…
Ещё в печи люди мылись и парились.
Давайте рассмотрим в избу.
4 слайд (изображение поморов в народных костюмах)
Воспитатель:
-Поморы – жители Беломорского побережья. Помор – «человек, идущий по морю». Ведь главным их занятием были морские промыслы. Не случайно о поморах говорили: «Радость и горе помору – все от моря». А сами поморы с гордостью утверждали: «Морем живем, ему и песни поем».
-Поморы всегда были гостеприимны и щедры. Не зря в народе бытовали выражения: «Кого Бог полюбил, тому гостя послал», «К нему когда хочешь приди, завсегда стол да скатерть»
Воспитатель: (в группу заходит семья поморов)
Закличка: Тук-тук! Встречай гостей! Пых-пых!
Ставь самовар скорей! Буль-буль!
Чай разливай, с пирогами гостей встречай!
- Добрый день. Как вас зовут?
- Мама – Екатерина Олеговна, а доченька моя Аришка. Мы поморы, мои родители дедушка и бабушка тоже поморы, жили на берегу Белого моря.(Екатерина Олеговна рассказывает чем занималась ее предки)
5 слайд
-А чем же занимались люди в поморских деревнях?
Мужчины поморы ловили рыбу, добывали жемчуг и соль .
6 слайд
Женщины вели хозяйство, готовили пищу, нянчили детей, работали в поле; мужчины – ходили в море, ловили рыбу, заготавливали дрова)
7 слайд
-В прежние времена в крестьянских семьях детей рано приучали к труду, потому родители понимали – тот, кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадёт.
Девочек всему тому, что умела сама, учила мать. Мальчиков, отец.
Физминуткка:
Поморы
Веками жили люди |
Движение гребли на веслах |
У северных морей |
|
Охотники и рыбаки |
Движения – рыбак забрасывает удочку, охотник целится из ружья |
Не знавшие полей |
|
У берегов покрытых льдом |
Руки над головой «домиком» |
Им иглу домом был |
|
Олень, собаки лучше всех |
Изображают оленя, собаку, езду за рулем автомобиля или автобуса, издают звуки… |
Автобусов, машин |
-Взрослые постепенно приучали детей к посильному труду, учили разумно чередовать работу и отдых, весело и с пользой проводить свободное время.
-Дети очень любили, как и вы, играть в подвижные игры.
Воспитатель:
-Ребята, у каждого народа есть свой язык, и у поморов тоже, предлагаю вам послушать сказку на поморском языке «Сёмушка»
Воспитатель:
-Аринина мама предлагает вам отгадать загадки:
Предлагаю вам отгадать загадки.
.
1.Стоит копна вся в дырках,
На копне гора, из горы дым идет (изба).
2.Три братца пошли на речку купаться.
Двое купаются, третий на берегу валяется (коромысло с ведрами).
3.Сама не ем, а людей кормлю (ложка).
4.Для кудрей и хохолков,
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком,
Пляшут волосы рядком (гребень).
- Стоит кошка четыре ножки. (Скамейка)
- Кручу верчу,
Тонкую ниточку веду. (Прялка, Веретено).
-Наши гости приготовили для вас игру, в которую играли издавна еще их бабушки, дедушки
Подвижная игра «Бубен»
Считалкой выбирают ведущего – бубен
Бубен, бубен длинный нос,
Почем в городе овес?
Три копейки с пятаком.
Посиди под колпаком.
Бубен выходит в центр круга и присаживается.
Бубен сел на пенек,
Просижу хоть весь денёк,
Пожалуйте!
Игроки ходят по кругу и поют дразнилку:
Бубен сел на пенек, не смог высидеть денек,
В лужу свалился, весь измочился.
Бубен, ты бубен, не валяйся в луже,
А беги за нами, хватай нас руками!
Бубен вскакивает и гоняется за детьми, пытаясь "осалить".
Воспитатель:
-Ребята, Аринина мама пришла к нам не с простыми руками, а принесла бересту, и сегодня мы с вами будем плести из бересты.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
-Вот и подошло к концу наше путешествие во времени и ознакомление с бытом культуры поморов.
-Вам понравилось наше путешествие в поморскую деревню?
-Вы хотели бы что-нибудь ещё узнать о нашем Поморье?
Ребята, самое главное – это бережно относиться к культуре нашего края, наших предков и стараться сохранить ее как можно дольше.
Мы обязательно ещё вернёмся к этой теме и узнаем много нового.
Спасибо за внимание!