Опубликовано: 17.10.2024 г.
Авторы: Краснопёрова Евгения Николаевна,
Чаенко Инна Владимировна
учителя технологии
ГБОУ «Альметьевская школа № 19 для детей с ОВЗ»,
город Альметьевск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В настоящее время появляется много новых интересных профессий, а также новых названий на «европейский лад» уже известных (офис-менеджер, референт, мерчендайзер и т.п.). В связи с этим у работников образования в рамках профориентации появляется все больше задач по ознакомлению с разными профессиями и формированием у детей представлений о том, что есть профессии как новые и современные, так и, возможно не очень распространенные, на первый взгляд, не пользующиеся особым спросом у современной молодежи и не носящие «новомодных» названий, но очень нужные и «нестареющие» на рынке труда.
Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно – наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение к труду, тем самым подводя детей к пониманию, что любой труд требует ответственности и добросовестности, а также подготавливая детей с ОВЗ к вступлению в самостоятельную жизнь.
Новизна профориентационной работы заключается:
- создание новой системы профориентационной работы в ОУ, отличающейся от сложившейся практики (подготовка к работе по найму, подготовка к самозанятости);
- решение проблемы профессионального самоопределения лиц с ОВЗ в системе непрерывного образования;
- важнейший аспект профориентационной работы – организация сопровождения профессионального самоопределения детей, подростков с ОВЗ с учетом их психофизических возможностей, способностей и интересов, а также потребностей общества и рынка;
- решение социального аспекта: оптимистичная перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива).
Аудитория (возраст):
- обучающиеся с нарушением интеллекта (13 - 15 лет);
- родители детей с ОВЗ;
- педагоги, администрация;
- социальные партнеры.
"Правильный выбор профессии во вспомогательной школе - залог успешной подготовки детей к жизни" - Я. Я. Кравалис.
Содержание уроков по трудовому обучению в перспективе дает возможность учителю ознакомить обучающихся со многими рабочими профессиями, востребованными в современном обществе, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков трудового обучения в профориентационной работе состоит в том, что на них обучающиеся, получают не только определенные начальные профессиональные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают умения и навыки. Пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Учитель организует работу так, чтобы каждый ученик не только испытал чувство гордости за результат своего труда, но и, чтобы его чувство переросло в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии. У обучающихся происходит развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
Полученные знания и практические умения на уроках трудового обучения, позволяют подросткам максимально приблизиться к реальным условиям работы, оценить свои возможности не только по качественному выполнению, но и по своевременному принятию необходимых производственных решений. Кроме этого, в таком режиме профильной подготовки дети учатся работать малыми группами, взаимодействовать между собой, находить компромиссные решения и выбирать оптимальные подходы к выполнению задач.
Цель: формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников).
Задачи мероприятия:
-воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;
-определить мотив выбора профессии;
-ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий;
-информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий;
-формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии.
Форма проведения: час общения.
Ход мероприятия:
- Сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие. Тема нашего разговора «Разнообразный мир профессий». В 6 классе вы уже должны начинать задумываться о своем будущем, кем вы будете по профессии по окончании школы. Как правило, в этом возрасте выбор профессии происходит не совсем осознанно. Любая профессия требует специальных знаний и предъявляет высокие требования к человеку.
Различные профессии почетны на Руси,
Сантехника и слесаря, водителя такси,
Кондитера и повара, учителя, швеи,
Врача, конферансье, но, что не говорите вы,
Они нужны нам все.
Разминка – рассуждение.
- Как вы думаете, что такое профессия? (ответы, рассуждения учеников)
определение профессии
ПРОФЕССИЯ - (от латинского professio), вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
- Скажите, какие профессии вы знаете? (дети называют профессии).
Беседа-рассуждение.
Стих Джанни Родари "Чем пахнут ремёсла?"
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
- Почему безделье не пахнет никак?
-Пройдет совсем немного времени, и вам, дорогие ребята, придется выбирать свои путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Чтобы найти любимую работу нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определённости. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и всё время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но ещё и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы.
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:
«человек-природа», «человек-человек», «человек-техника», «человек - художественный образ» и «человек - знаковая система».
Работа с людьми
Профессии: врач, учитель, продавец, руководитель, артист, журналист, экскурсовод, модельер, парикмахер, политик, библиотекарь, стюардесса, юрист и т.д.
-Какие качества должны быть у человека, который хочет выбрать себе одну из этих профессий?
Первым делом, у человека не должно быть резких смен настроений: он должен быть спокойным, вежливым, общительным, улыбаться даже тогда, когда этого совсем не хочется. Ведь улыбкой и хорошим настроением можно решить многие проблемы! Решать проблемы - одна из главных способностей тех, кто выбирает работу с людьми. Надо уметь говорить и уметь слушать, не перебивая собеседника, стараться дать нужный совет в нужное время, найти общий язык с совершенно разными людьми.
Допустим, кто-то из вас стал знаменитым модельером, и костюмы у вас заказывают люди известные. Знаменитости - люди капризные: одним подавай одно, другим другое; как на всех угодить?
Е сли их капризы будут вас раздражать, и вы начнёте препираться и ругаться, то эти люди обидятся и уйдут и больше ничего заказывать вас не будут.
Значит, вы должны быть терпеливы с ними, а если вам не нравиться то, что они заказывают, вы должны суметь убедить их в том, что, по вашему мнению, идёт им больше. Если вам это удалось, значит, вы правильно выбрали свою профессию
Работа с живой природой:
Профессии: агроном, животновод, зоотехник, биолог, биохимик, врач, повар, географ, геолог, эколог, и т.п.
- Что в ней главное? Конечно, любить нашу планету и всех существ, которые здесь обитают, интересоваться происхождением жизни на Земле и стараться поддерживать её.
Если вам нравятся красивые парки, то вы сможете стать ландшафтным дизайнером, если вы любите собак, то можете стать кинологом или дрессировщиком, а если вы любите готовить, можно стать поваром или кондитером. не меняйте своих увлечений - такие люди, как вы, незаменимы!
Работа со знаками:
Профессии: переводчик, чертёжник, инженер, составитель карт, секретарь, программист, учёный, математик, работник банка, бухгалтер, психолог, композитор и т.д.
Профессии вроде понятные, но что это за работа такая - со знаками - не очень понятно.
Те, у кого любимый предмет математика и иностранный язык, кому легко разгадывать головоломки, - те в будущем, скорее всего, выберут работу со знаками (цифрами, разными языками, чертежами).
Многие девочки, наверное, сочтут такую работу скучной: то ли дело сочинять и фантазировать. Но разве не интересно будет изобрести новый язык? Или, например, стать композитором, если есть к этому способности?
В едь они тоже работают со знаками: записывают свои мелодии с помощью нотной азбуки.
Работа с техникой:
Профессии: инженер, архитектор, строитель, сборщик компьютеров, электронщик, водитель, ремонтный рабочий, изобретатель, конструктор, диск-жокей, звукорежиссёр и т.д.
На первый взгляд можно отметить, что все перечисленные профессии не женские. Но всё же, женщины отличные специалисты в тех областях, где необходимо внимание, отточенность действий.
Женщины- водители осторожней водителей- мужчин, реже нарушают правила дорожного движения и реже попадают в аварии.
Женщинам подходит работа и тонкой электроникой, маленькими сложными механизмами, например, с часами.
Так, что если кому-то из вас, девчонки, больше нравится собирать конструктор или чинить будильник, ничего плохого в этом нег. Может быть, в будущем вы будете знаменитыми изобретателями.
Творческая работа:
Профессии: артист, художник, скульптор, музыкант, дизайнер, писатель, искусствовед, модельер, балерина и т.п.
Любая творческая профессия- это большой труд, и к осуществлению своих идей, творческие люди идут годами. Е сли вы хотите написать по-настоящему прекрасную картину, вам придётся учиться рисовать. У многих известных художников на создание только одного полотна уходили годы.
Редкие профессии
-В наше время новые профессии появляются едва ли не каждый день.
Как выбрать из них ту, что по душе, если толком даже не знаешь, что входит в обязанности того или иного специалиста? Сегодня я познакомлю вас с профессиями, которые пользуются устойчивым спросом на рынке труда.
- Агент по продаже недвижимости – РИЭЛТЕР !!!
Осуществляет работу по покупке, продаже или аренде недвижимости по поручению клиентов. Оформляет заявки покупателей, подбирает или предлагает варианты продаж или сдачи жилья внаём. Согласовывает договорные условия, оформляет операции с недвижимостью.
- Крупье !!!
В обязанности крупье входит руководство ведением игры за игровым столом, размен игровых жетонов, оплата выигрышей, наблюдение за игроками, за игровым столом.
- Мерчендайзер !!!
Человек, занимающийся подготовкой товаров в розничной торговле. Оформляет товарные прилавки, витрины, размещает рекламные плакаты.
- Флорист. Фито дизайнер !!!
Выращивает декоративные растения, реализует проекты озеленения населённых пунктов. Занимается художественным оформлением парков, скверов, газонов, созданием интерьеров помещений с использованием декоративных растений. Составляет композиции и букеты из цветов, предупреждает заболевания растений, борется с вредителями.
- А теперь, мы предлагаем вам закрепить знания о профессиях в игровой форме.
Игра: ПРОФСЛОВАРЬ
Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам буду сейчас зачитывать.
w Рисунок, проект, план, город, гармония, конструкция, строительство, здания, памятники. (Архитектор).
w Ткань, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной).
w Книга, фонд, знания, эрудиция, тишина, каталоги, читатели. (Библиотекарь)
w Новости, современность, оперативность, факты, редакция.
(Корреспондент, журналист)
w Земля, природа, теплица, сад. сорта, растения, уход. плоды, удобрения.
(Агроном)
w Врач, лечащий глаза (Окулист)
w Художник, оформитель сцены (Декоратор)
w Юрист, оказывающий юридическую помощь гражданам и организациям (Адвокат)
w Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (Бондарь)
w Александр Розембаум по профессии… (Врач)
Н емного интересного
- У крестьянина из Югославии жил кот, который постоянно
циркулировал между селом и пастбищем овец. Заметив эту привычку, хозяева стали использовать кота в качестве почтальона.
- Бродячие московские парикмахеры, которые обслуживали своих
клиентов прямо на улице, кричали: «С пальцем девять грошей, с огурцом 15!». Оказывается, это означало: за девять грошей они брили клиентов самым примитивным способом, засовывали для оттягивания щеки палец в рот, за 15- для удобства клиентов использовали солёный огурец.
- Певица Людмила Зыкина - профессия - токарь.
- Писатель Михаил Пришвин- профессия - агроном.
- Раиса Кудашева, автор песни «В лесу родилась ёлочка» - архитектор.
Узнать по описанию:
- Специалисты подсчитали: в среднем на каждых четырёх человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет собой такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путём.
Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка)
- В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас данную профессию получить совсем несложно. А вот во Франции, например, желающий овладеть этой профессией подвергается серьёзному экзамену.
Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания.
Их задача - установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранить самообладание и хладнокровие. Путём перекрёстных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д.
Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровню его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями, деньгами, клиентами. (Продавец)
- Имена этих выдающихся людей известны многим. По ним вы определите, о какой профессии идёт речь: Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский, Иоганн Песталоцци, Ян Каменский, Антон Семёнович Макаренко. (Педагог, учитель)
- В переводе с английского эта профессия указывает на проектирование, создание промышленных изделий. Человек этой профессии должен быть технически подготовлен и иметь развитый художественный вкус.
Но это не самое главное. Главное в том, что представитель данной профессии должен относиться к миру вещей как преобразователь.
В настоящее время более известен английский вариант названия этой профессии. У нас такого человека называют художник- конструктор.
(Дизайнер)
Игра «Назови профессию».
- Этот человек занимается оформлением витрин, выставок, оборудует витрины, разрабатывает их дизайн (Витражист).
- Этот человек должен уметь быстро и грамотно печатать, правильно оформлять документы, должен владеть компьютером и другой оргтехникой. (Секретарь-референт).
- Его профессия может показаться легкой, но от неё зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения рук и крепких нервов. Не всегда его знают в лицо, так как чаще видят со спины (Дирижер).
- За пеленой житейских наслоений,
За суетой мелькающих минут,
За сменою всех наших настроений
Есть главное на свете –
Это труд.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки (Поэт).
«Мир профессий».
Ведущий: Вам будут зачитаны характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени подходят данной характеристике
Отгадать профессии:
1. Самая сладкая ............... кондитер
2. Самая зеленая ............... лесничий
3. Самая детская ............... воспитатель детского сада
4. Самая смешная ............... клоун
5. Самая волосатая ............... парикмахер
6. Самая тяжелая ............... грузчик
7. Самая подземная ............... шахтер
8. Самая подвижная ............... водитель
9. Самая воздушная ............... летчик
«Кто есть кто?».
Ведущий: Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо выбрать правильный ответ.
- Представители какой профессии в средние века заменяли врачей?
1. кузнецы;
2. алхимики;
3. цирюльники;
4. портные.
(цирюльники имели право заниматься малой хирургией, вправлять вывихи, накладывать перевязки, лечить зубы, делать педикюр).
- Где работает брокер?
1. в банке;
2. на бирже;
3. на базаре;
4. на ипподроме.
Брокер (англ) – это посредник при заключении сделок.
- Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?
1. летчик;
2. автогонщик;
3. аквалангист;
4. космонавт.
(Цена костюма космонавта около 10 миллионов долларов).
-Зачем мужчина обращается к флористу?
1. за грибами;
2. за букетом;
3. за отваром;
4. за соком.
(Флорист - изготавливает букеты)
-Что делает визажист?
1. визы;
2. макияж;
3. пластические операции;
4. художественные фотографии.
(Визажист – художник по макияжу, дословный перевод «человек работающий с лицом»).
Игра «Трудоустройство сказочных героев».
Ни для кого не секрет, чтобы найти место работы, нужно уметь правильно себя презентовать окружающим, а именно работодателям. Задача не из простых, но выполнима. И вот сейчас мы попробуем получить место работы в одном из агентств по подбору персонала. У нас 4 агентства:
- подбор кадров для озеленительного хозяйства «Дары природы»;
- подбор кадров для цеха по пошиву одежды «Все в твоих руках»;
- подбор кадров для столярной мастерской «Чудеса в дереве»;
- подбор кадров для детского садика «Колобок»
-Выбирайте карточку с одним персонажем и вам необходимо убедить, что в агентстве по подбору персонала именно вас и не хватает.
Персонажи на карточках: Буратино, Карлсон, Змей Горыныч, Водяной, Золушка, Винни-Пух.
Задание с карточками:
Правила. На столе лежат карточки с атрибутами различных профессий, ваша задача – выбрать атрибут, соответствующий названию профессии в вашей карточке.
Повар (колпак, белый фартук, половник, ножи, кастрюля, скалка, печь).
Швея (швейная машина, платье, нитки, иголки, ножниц, наперсток).
Почтальон (сумка, газеты, журналы, письма, открытки, квитанция, посылка).
Техничка и помощник воспитателя (тряпка, ведро, халат, швабра, резиновые перчатки, моющие средства).
Дворник (метла, рукавицы, совок, лопата, мусорный бак, носилки, газонокосилка).
Продавец (деньги, весы, ценники, калькулятор, прилавок, кассовый аппарат, счеты).
Цветовод (оранжерея, почва, горшок, секатор, семена, цветы, лейка).
Парикмахер (фен, расчёска, краска для волос, ножницы, бритва, бигуди, шампунь).
Механик (отвертка, гаечный ключ).
Подведение итога:
ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ НА ВКУС…
ПРОФЕССИЯ - вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
КОНДИТЕР - работник, изготовляющий кондитерские изделия.
ВРАЧ - специалист с высшим медицинским образованием, имеющий право заниматься лечебно-профилактической деятельностью.
УЧИТЕЛЬ - лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель.
ВОДИТЕЛЬ - тот, кто управляет транспортным средством.
ПОВАР - специалист по приготовлению пищи.
ПЕКАРЬ - специалист по выпечке хлеба.
БИБЛИОТЕКАРЬ - работник библиотеки, осуществляющий обработку, хранение и выдачу книг.
ПРОДАВЕЦ - работник магазина, лавки, отпускающий товар покупателям.
СТОЛЯР - рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
АВТОСЛЕСАРЬ - занимающийся сборкой и ремонтом автомобилей.
ЭЛЕКТРИК - специалист в области электричества, электротехники.
- О чем мы сегодня говорили? - Мы говорили о профессиях.
-Что такое профессия? - Профессия – это работа, которой занимается человек.
- Какие новые профессии вы узнали? - (Ответы воспитанников.)
- Какая профессия тебе нравится? - Мне нравится профессия ….
Профессий очень много. Каждый человек выбирает себе дело по душе.
Все профессии нужны – все профессии важны!
-Сегодня все очень старались, хорошо выполняли задания.
-Молодцы, ребята!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ включает в себя наличие учебников и учебных пособий, рабочих тетрадей и справочников, пособия для учителей. Высокоскоростной интернет позволяет обучающимся и педагогам проводить уроки с использованием ресурсов сети Интернет. Материально-техническая база и дидактическая оснащенность учебно-воспитательного процесса позволяют успешно реализовывать модель психолого-педагогического сопровождения профессионального и трудового ориентирования обучающихся с ОВЗ. Имеющиеся материально-технические и дидактические ресурсы являются основой для формирования комплексного подхода к организации профориентационной работы на основе поставленных целей и задач для каждой возрастной группы обучающихся. Профориентационную работу надо основывать на образном материале, реальных примерах из жизни, «живых» рекомендациях, встречах с представителями различных профессий на базе школы и «Центра занятости населения». Параллельно следует стремиться развивать способность к абстрактному и понятийному мышлению.
В итоге работы по ознакомлению с трудом работников определенного дела дети узнают о профессии людей, о назначении техники и материалов, необходимых в данной профессии, и имеют представления о профессионально важных качествах представителей этой профессии. Такая работа, безусловно, способствует созданию условий для формирования ранних профессиональных устремлений детей с ОВЗ. Разнообразие профилей предпрофессиональной подготовки, способствует развитию профессиональных интересов у обучающихся, позволяет им реализовывать свои, помогает выбору профессии.
Совместная деятельность всего педагогического коллектива способствует формированию у воспитанников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, мы делаем все возможное, чтобы ребенок не только овладел выбранной специальностью, но и чувствовал себя полноправным членом общества.
Большое значение имеет привлечение к этой работе родителей подростков с ОВЗ. Как и со школьниками, с родителями возможно проведение групповой и индивидуальной работы. В основе индивидуальной работы с родителями лежит выявление позиции родителей, их влияние на профессиональное самоопределение детей. Благодаря участию родителей в учебной и воспитательной работе возрастает их авторитет в глазах школьников, возникает атмосфера доверия и взаимного уважения. Особенно полезна организация таких видов деятельности, в которых родители могут проявить свои профессиональные навыки. Данная работа благотворно влияет на совершенствования профориентации учащихся.
Список используемой литературы.
Аленкина О. О. Профессионально-трудовая направленность обучения школьников с умственной отсталостью // Психология обучения. - 2007. - N 11. - С. 110-122.
Копылова Т. Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида // Дефектология. - 2006. - № 5. - C. 75-78.
Магомедова И. А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2005. - N 4. - С. 79-80.
Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников // Коррекц. педагогика. - 2009. - N 5. - С. 75-80.
Сайко Е. В. Совершенствование трудового обучения в школе VIII вида // Дефектология. – 2005. - N 4. - С. 81-82.
Серов П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида // Там же. – 2006. - N 4. - С. 46-49.Дробинина Н.Н. «Классные часы» / Н.Н. ДробининаМ.:ВАКО, 2008 г. – 224 с.
Кравалис Я.Я. «Правильный выбор профессии во вспомогательной школе – залог успешной подготовки детей к жизни» [текст] / Я.Я. Кравалис// Дефектология, 1976 г.-№5;
Мирский С.Л. «Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы» / С.Л. Мирский//Дефектология - 1997 г. - № 4 - стр. 16.